Оригинал взят у
staleved в
Замминистра подарит Курилы вместе Охотским морем? 23.08.2013
Замминистра природных ресурсов и экологии Денис Храмов очередной раз ошарашил мировую общественность, поставив под сомнение суверенитет России в Охотском море. Он считает спорным континентальный шельф в Охотском море, который, кстати, ранее никому и в голову не приходило оспаривать. Под свою инновацию энергичный менеджер российских природных ресурсов лихо подвёл правовую базу. По его словам в прямом общероссийском эфире выходит, что
Конвенция ООН по морскому праву 1982 якобы обязывает нашу страну вымаливать у всех остальных стран разрешение на право пользования своей территорией. Иначе все другие страны просто таки не разрешат нам пользоваться Охотским морем, и совсем отторгнут у нас весь континентальный шельф. Но именно благодаря героическим усилиям даровитого замминистра, который отважно внес категорическую петицию в адрес ООН с просьбой разрешить России пользоваться в Охотском море скромным участочком в 50 тысяч квадратных километров, теперь с учетом титанической работы этого замминистра Отечество может вздохнуть спокойно, ведь наконец-то можно будет как-то поторговаться с ООН за квадратные километры нашего же шельфа. Замминистра, однако, недоумевал, почему ООН не стала рассматривать эту заявку и вернула ее на доработку министерским разработчикам.
За такого замминистра можно было бы и порадоваться, если бы не одно но, дело в том, что никакая ООН, а тем более ее Конвенция по морскому праву к вопросу о территориальных владениях России в Охотском, да и во всех других морях никакого отношения не имеют. Это легко может понять не только замминистра, но даже и простой студент или даже школьник, если конечно, поинтересуется текстом этой самой Конвенции. Как ни странно в ее статьях 74 и 311 черным по белому написано, что она не затрагивает никаких предыдущих договоренностей, включая вопросы разграничения и делимитации исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями. Как известно конвенция была заключена в 1982 г. - гораздо позже того, как был определен статус континентального шельфа СССР в Охотское море. Согласно ст. 1 и 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1968 г. "О континентальном шельфе Союза ССР" внешняя граница участков континентального шельфа СССР в районах, примыкающих к побережью или к островам СССР определяется за конвенционным пределом глубины в 200 метров, «до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов». Граница континентального шельфа СССР в тех случаях, когда он примыкает к шельфам других государств, определяется договорами СССР с этими государствами. При отсутствии таких договоров граница континентального шельфа СССР с государством, шельф которого является смежным, определяется по принципу равного отстояния. Учитывая, что по состоянию на дату ратификации СССР Конвенции ООН по морскому праву Япония не имела с СССР никаких споров о шельфе в Охотском море, то любые требования о пересмотре Государственной границы России в этом море являются полностью юридически несостоятельными в силу международного права. В частности, согласно официальной оговорке, которую СССР сделал при подписании, а Россия - при ратификации Конвенции ООН по морскому праву, о том, что наша страна не принимает никаких обязательных процедур, влекущих за собой обязательные решения при рассмотрении споров, связанных с делимитацией морских границ. Кстати многие страны в т.ч. США, эту конвенцию не признают и не собираются ее подписывать, наверное, поэтому ООН вполне дипломатично вернула министерскую заявку взад.
Таким образом, никаких юридических сомнений в отношении суверенных прав России в Охотском море нет и быть не может. Охотское море вместе со всем ее «советским шельфом» и недрами под ним - это суверенные владения нашей страны, такая же неприкосновенная часть территории России как Санкт-Петербург или Москва - это общенародное достояние нашего многонационального народа. Все участки моря и суши, которые принадлежали СССР в границах России, не подлежат отторжению от нее ни под каким предлогом. Никто не вправе ставить под сомнение суверенитет и территориальную целостность России.