Любопытно, в конце 70-х годов Турция заявила, что рассматривает вопрос о закрытии для военных кораблей Советского Союза проход через Босфор в Средиземноморье.
На это заявление, товарищ Громыко Андрей Андреевич (Министр иностранных дел СССР с 1957г по 1985г) сказал на коктейле в Белом Доме американским журналистам, что для прохода в Средиземноморье Черноморскому Флоту СССР потребуется всего лишь пару залпов ракет.
В результате этого появится, кроме Босфора, ещё два прохода в Средиземноморье, но, увы, не будет Стамбула.
После этих слов Турция больше никогда не поднимала вопрос о закрытии Босфора для военных кораблей СССР. Может пришло время России вновь об этом напомнить Анкаре?
Моя родственница общалась со знакомым турком, бывшим коллегой по работе. Настроение у парня приподнятое: "Ура! Ура! Возродим Османскую империю!! Мы великие и загоним Россию под лавку". У дебила было спрошено, что он курит, после чего был отправлен в бан.
Историйка №2 (до самолета)
Прошлым летом подруга моей родственницы отдыхала в Турции. Девушка хорошо знает азербайджанский и понимает турецкий. Во время прогулки на пароходе подслушала беседу молодых турецких мужчин на тему, как они возродят Османскую империю и отвоюют свои территории у России.
Вопрос
Ото всюду раздаются стоны, как Кровавый Влад лишил нашего обывателя возможности в Турции отдыхать. Ну чо, господа нытики, не боитесь при таком раскладе ездить к великим османским имперцам? Нет? Ну поезжайте тогда через Белоруссию например.
Когда в далеком детстве я служил срочную службу в РВСН СССР, на предшественнике «Тополей» и «Ярсов» передвижном ракетном комплексе средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20, по классификации НАТО), у нас было три вида боевой готовности:
«постоянная», когда дежурные расчеты находятся в казармах, в двадцатиминутной готовности к выходу в полевой район;
«военная опасность», когда дежурные расчеты находятся на стационарной позиции, непосредственно в технике, в немедленной готовности к выходу в полевой район;
«полная», когда полк скрытно разворачивался в полевом районе, что увеличивало его шансы уцелеть после первого удара противника.
При этом, запустить свои ракеты полк успевал в любом случае, поскольку установки стартовых дивизионов (независимо от места расположения и уровня боевой готовности) находились в постоянной готовности к пуску, который по нормативам осуществлялся в течение 2-х минут (подлетное время «Першингов» и «Томагавков» составляло 5-6 минут), а в реальности подготовленным расчетам хватало и 40 секунд.
То есть, повышение уровня боевой готовности производилось не для того, чтобы успеть ответить (успевали в любом случае), а чтобы повысить шансы собственных подразделений уцелеть, заранее развернув их в боевые порядки. Напомню, одной из основных причин (хоть и не единственной) советских поражений лета 1941 года было то, что враг упредил советское командование с оперативным развертыванием. Результат - проигранные приграничные сражения, потеря тысяч единиц техники (не уступавшей германской по качеству и превосходившей по количеству), а также практически всего кадрового состава РККА и отступление на тысячи километров вглубь территории.
Армия и страна должны быть готовы к войне даже в тот момент, когда вроде бы и воевать не с кем. Тем более, необходимо быть готовыми, когда гибридная война с геополитическим противником идет не один год и в любой момент может вспыхнуть горячий конфликт сразу с несколькими соседями, которых заботливо подталкивает к войне с нами тот самый геополитический противник.
...Все конфликты, в которых сегодня, в той или иной форме, участвует Россия взаимосвязаны. До сих пор фронты интенсифицировались по-очереди: Грузия, Сирия, Украина, опять Сирия. Но сейчас мы подошли к ситуации коренного перелома.
Турция, сбив российский бомбардировщик в небе Сирии оказалась в стратегической ловушке. Если она принимает сложившееся положение вещей, с закрытым для нее сирийским небом и закрывающейся границей, то режим Эрдогана проигрывает начатую им десятилетие назад геополитическую игру. Анкара, претендовавшая на первую роль на Ближнем Востоке и едва ли не на воссоздание (в новом формате Османской империи) теряет даже статус региональной державы.
При этом надо понимать, что у Эрдогана крайне сложная внутриполитическая ситуация. Его, мягко говоря, не любит значительная часть турецкой элиты. Насколько проведенные им чистки в армии обезопасили его от традиционных турецких неожиданностей с военными тоже не ясно. Во всяком случае, военным не нужен слабый (проигравший) лидер. Между тем проигравших политическую борьбу политиков в Турции вешали еще в семидесятые годы. И куда менее запачканных кровью, чем Эрдоган.
Концентрация турецких войск на сирийской границе (пусть и под благовидным предлогом борьбы с ИГИЛ по просьбе США), в условиях конфронтации с Россией, создает условия для внезапной эскалации (которая может быть даже случайной, а может маскироваться под случайную). Во всяком случае, для Эрдогана сейчас война - выход более предпочтительный, чем отступление под российским давлением. Это даже без учета курдского фактора, являющегося для Турции дополнительным раздражителем. В войне он может рассчитывать на скрытую (и не очень) поддержку США, Саудовской Аравии и Катара. Война дает ему возможность не маскировать союз с ИГИЛ. Он может попытаться стимулировать разморозку конфликта в Нагорном Карабахе и в принципе сыграть на дестабилизацию Кавказа.
Конечно, война стимулирует и консолидацию российско-сирийско-иранского союза и, возможно, даже формализацию отношений с курдами. Но, с другой стороны, она потребует определенности и от НАТО. Да, Греция всю жизнь мечтала воевать с Турцией, а не с Россией. Да, на Балканах в принципе сильны пророссийские настроения и, с учетом всего этого НАТО не может выступить на стороне Турции. Но и промолчать, в случае военного конфликта члена НАТО с Россией, против которой блок всегда был направлен, НАТО не сможет (тогда Альянс потеряет смысл существования). Компромиссным вариантом могут быть попытки миротворчества от имени ЕС и НАТО, под угрозой усиления санкций и даже оказания Турции военно-технической помощи (без вступления в прямые военные действия на ее стороне).
Запад (США и ЕС) получат идеальную возможность в ходе посредничества при переговорах отыграть на Ближнем Востоке позиции, утраченные за время бесплодных попыток убрать Асада военным путем.
Понятно, что если на Кавказе политики достаточно осторожны и в открытый конфликт с Россией из-за Турции поостерегутся ввязываться даже под гарантии США (там хорошо знают цену этим гарантиям), то у украинских руководителей ситуация еще хуже, чем у Эрдогана. Минский процесс уже привел к изоляции Украины со стороны ведущих стран ЕС, к потере ею финансовой поддержки Запада, без которой страна не может прожить и года. Примороженный конфликт в Донбассе на фоне полного развала экономики и обнищания широких масс сделал Порошенко, правительство Яценюка и даже Раду, состоящую на треть из «героев майдана» и «героев АТО» ненавистными не только для нацистских боевиков (всегда считавших, что свержение Януковича - лишь первый этап их нацистской революции), но и для либерально-евроинтеграционной массы «креативных» хомячков майдана, уже готовых слиться в экстазе с нацистами в мятеже против Порошенко, как они совсем недавно сливались с ними в мятеже против Януковича.
Конечно, такой мятеж добьет Украину. Но Порошенко-Яценюку от этого не легче, поскольку в первую очередь он добьет их. Единственный способ отодвинуть опасность мятежа - интенсифицировать боевые действия в Донбассе. Фактически разорвать минское перемирие и начать новую войну.
До сих пор Киев сдерживала только опасность моментального военного поражения, при полном равнодушии Запада (Париж и Берлин совершенно явственно выступали против нарушения Минских соглашений). Но, если вступить в конфликт одновременно с Турцией, в качестве военного союзника Эрдогана, то можно рассчитывать, что растянутые на все фронты российские силы добьют Украину недостаточно быстро. Тем более, что Россия может далеко не сразу перевести гражданскую войну на Украине в формат межгосударственного конфликта, а ополчение Донбасса на глубокий прорыв к Киеву не способно из-за достаточной численности. Киев может рассчитывать стать, наряду с Турцией, объектом евро-американского миротворчества. В конце концов, о планах Москвы в Анкаре и в Киеве могут только догадываться, а вот в том, что проигрывающий вместе с ними Вашингтон благословит любую провокацию против России они уверенны и попытаются использовать данный фактор в своих интересах.
В ходе нового этапа войны в Донбассе Порошенко попытается утилизировать еще часть нацистских формирований и максимально ослабить остальные. Затем, в ходе западного миротворчества обменять часть территорий (пусть даже не две, а три или пять областей), на мир, гарантированный НАТО. Это его давняя мечта. Причем НАТОвские миротворцы уже нужны ему и будут нужны не для нападения на утраченные территории (НАТО не будет из-за него воевать с Россией), а для охраны власти от украинских нацистов, для разоружения их бандформирований и стабилизации режима.
В связи с этим одновременное или близкое по времени выступление Турции и Украины в виде ряда нарастающих провокаций, быстро переходящих в открытые боевые действия, не просто весьма вероятно, а является едва ли не единственным способом политического выживания режимов и физического выживания их лидеров.
Заметим, что для России активизация Украины будет означать угрозу тыловым коммуникациям, обеспечивающим не только связь с контингентом в Сирии, но и развертывание против Турции (в том числе и с целью защиты Кавказа). Серьезные силы, в том числе силы флота окажутся связанными охраной Крыма и обеспечением коммуникаций с Приднестровьем, на случай, если Киев решит активизироваться и на этом направлении (чтобы втянуть в конфликт Молдавию, а через нее и Румынию - еще одну страну НАТО).
Отсюда следствие - необходимо быть готовыми к новой войне в Донбассе, которая будет происходить в условиях открытия второго фронта Турцией или, по крайней мере, наличия постоянной угрозы от развернутых на границе с Сирией турецких группировок.
Ну а война, тем более война с несколькими противниками, в сложнейших геополитических условиях, требует безусловного единоначалия. До сих пор, единоначалие в Донбассе обеспечивалась тем, что разные российские ведомства, курировавшие происходящие там процессы, через своих руководителей замыкались на президента. Путин получал доклады по линии политической вертикали, вертикали безопасности, вертикали разведки, армейской вертикали, вертикали МЧС, а также от МИД и т.д. и, при необходимости, координировал их действия.
Переход российского участия в сирийском кризисе из политической в военную фазу, безусловно, потребовал дополнительного внимания президента, но, все же, операция в Сирии проводилась в формате Минобороны и Генштаба, то есть не выходила за рамки обычной координации.
Если эти два конфликта перейдут в фазу открытой войны с участием России (пока что это формально гражданские конфликты), да еще с опасностью вовлечения новых государств (как на одной, так и на другой стороне), а также с резким усилением военно-политической и дипломатической активности Запада, от президента потребуется новый уровень координации. Он будет слишком полно задействован в оперативную геополитическую игру, чтобы оперативно решать вопросы координации действий различных ведомств на узких участках. В том же Донбассе и в той же Сирии (где резко возрастет число задействованных российских ведомств, а сама операция потеряет преимущественно военный характер, за счет резкого усиления ее политико-дипломатической составляющей).
В этих условиях возникает необходимость создания промежуточного уровня координации. Когда в Донбассе, Сирии (а также в любом другом месте, где возникнет новый кризис с российским участием) координация действий разных ведомств понизится на один уровень (от президентского). Если приводить пример, то это что-то вроде представителей Ставки на фронтах Великой Отечественной. Они координировали действия нескольких фронтов, задействованных в зачатую параллельно идущих операциях, а уже их действия координировались Верховным Главнокомандующим.
Разница лишь в том, что сейчас главные усилия сосредоточены на политических фронтах. Война-то гибридная, с главным противником мы до сих пор «партнеры». Следовательно и координация важна в первую очередь политическая.
В частности, понятно, что если Украина и Турция выступят одновременно или почти одновременно, то наша главная задача будет заключаться в ликвидации эвентуальной угрозы глубокому тылу со стороны Украины. Учитывая же опасность небескорыстного западного миротворчества, ликвидировать украинскую опасность в военном отношении необходимо в считанные дни, максимум недели. Грубо говоря, не так уж важно какие опознавательные знаки будут на солдатах, вошедших во Львов (даже, если этих знаков вообще не будет - что с ополченцев возьмешь). Главное, чтобы они туда вошли.
А вот процесс политического урегулирования (после военной фазы) будет долгим и растянется (как я об этом писал еще в 2014) не на один год. Достаточно посмотреть с каким трудом за два года удалось привести Донбасс в состояние хотя бы приближенное к нормальному. А тут речь пойдет обо всей Украине, к тому же набитой бандитами и оружием под завязку и с далеко не дружественным населением, компактно проживающим на значительных территориях.
Причем сейчас поздно спорить нужна нам Галиция или не нужна - нам надо обезопасить тыл сирийской операции от украинской власти, которой война нужна как воздух (в условиях, когда крайне высока опасность выступления Турции). А сидя на любом клочке оставшейся украинской территории нынешняя власть будет претендовать на право представлять всю Украину (даже на Крым).
Вооруженные силы могут только быстро разгромить армию. Далее, не предвосхищая результаты окончательного политического урегулирования, необходимо создавать администрацию (можно в виде нескольких, связанных в слабую конфедерацию народных республик, можно в виде единого центрального временного правительства, можно в виде нескольких, не связанных друг с другом региональных администраций). Не желательно иметь там только оккупационную российскую администрацию, поскольку венские и женевские конвенции предписывают, что ответственность за население оккупированной территории несет оккупирующее государство, а это такая прорва, что проще воевать сразу с Турцией, Саудовской Аравией и половиной Европы, чем содержать одну Украину.
Тем не менее, поскольку только самые наивные из бывших украинских руководителей предполагают, что Россия освободит Украину, чтобы они могли как раньше ею управлять, на деле же украинские элиты продемонстрировали полную неспособность к самостоятельной работе, контроль над территорией необходимо сохранить независимо от формально легализованной там системы управления. Поскольку есть опыт Донбасса (управление посредством местных представителей, из которых не спеша, методом проб и ошибок, формируется новая лояльная, адекватная задачам и способная реагировать на быстро меняющуюся обстановку элита), проще всего перенести его на всю Украину.
Резкое разрастание геополитических задач требует неформальной политической централизации управления подконтрольными территориями. Приближенно, они должны управляться по формату федерального округа. И отрабатывать эту схему стоит уже сейчас на опыте двух республик, поскольку завтра политические штабы придется разворачивать уже с колес, в неотработанной структуре и в необеспеченном необходимыми ресурсами формате.
Поскольку же украинский кризис далеко не последний, где после военного урегулирования придется применять неформальные схемы политического контроля, отработка на нем «пилотного проекта» может значительно облегчить жизнь в дальнейшем. В конце концов, сработанному штабу армии или фронта все равно Берлин брать или Харбин - ему надо только выделить войска и нарезать задачи.
P.S. На сей раз Ищенко дело говорит - управление обширными террториями, которые в скором будущем будут освобождены доблестной русской армией, действительно, сложная задача, к решению которой надо основательно подготовиться заранее.
По сообщениям различных СМИ Турция стягивает войска к сирийской границе, а мы размещаем многотысячный контингент на армяно-турецкой. Понятно, что напряжение растёт и, возможно, руководители государств просто перестраховываются. Однако, давайте поразмыслим над ситуацией.
Вводная первая: Эрдоган и его положение в мире.
Недавно этот кекс доказал всем свою неадекватность. поэтому ему уже не нужно бояться за своё политическое реноме. Не, хуже есть куда, но это уже "сорта говна", в которых большинство не хочет и не станет разбираться.
Вводная вторая: Эрдоган внутри Турции.
Тут, как говорится, не всё так однозначно. С одной стороны, Турцию захватила волна воинственного патриотизма, с другой - есть ещё старые обиды военных, курды, турецкие конкуренты, а сейчас ещё прибавится и крупный бизнес. И чем дальше, тем сложнее - это важно.
Вводная третья: Путин в мире.
Тренд однозначный, а против его борьбы с терроризмом приёмов нет от слова совсем. То, как выверено и без резких военных движений реагирует ВВП на действия турков, в мире сейчас ценится очень высоко. С другой стороны, очень многие ждут конкретной "ответки" и внимательно наблюдают какой она будет. то есть без ответки, не экономической, кстати, скорее всего не получится.
Вводная четвёртая: Путин в России.
Здесь комментарии будут лишними, поддержка (пока, до военных действий) бьёт все рекорды.
Что будет через.. эээ.. год, если боевых действий в течение этого времени так и не случится?
Экономика Турции пострадает где-то на 10-15% ВВП, но это если не отключим газ.
если отключим, то экономике настанет кирдык, потому что восполнить 50% энергоносителей во вменяемое время не получится, а дальше падение будет похоже на складывающийся карточный домик. Но это вряд ли, Газпрому важно продемонстрировать свою аполитичность. хороший аргумент будет, кстати.
Курды начнут движуху. Собственно, уже начали, но это ещё даже не цветочки. И да, наши им помогут.
Болгары, киприоты, греки, иранцы и армяне уже заинтересованно поднимают архивы на предмет восстановления забытых границ в свою пользу, разумеется. Из невраждебных соседей у Турции остаются Грузия и Азербайджан. Но нам их в расчёт брать не особо нужно, т.к. с Грузией всё ясно, а Азербайджан подавляется Арменией. Не в первый раз, кстати. Да и завязаны они на нас всё равно значительно больше экономически, чем на турков.
Запад, похоже, Эрдогана кинул совсем. Мало того, что никто не высказался однозначно в поддержку Эрдогана (кроме вна Украины, но она пока не Запад), так ещё и скандал с журналистами раскручивается. Не считая поставок оружия.
Китай и КНДР тоже не в плюс Турции.
В общем, терять Эрдогану почти нечего, а это самое опасное. И время работает сильно против него. Поэтому если ничего не предпринять в ближайшее время - ему будет совсем плохо точно, а если ввязаться в войну, то война всё спишет.
Следовательно, нужно брать ситуацию в свои руки. Самый постой и быстрый способ - очередная провокация и атака наших сил в Сирии, что автоматически означает масштабные военные столкновения.
Даже если НАТО не встрянет (а это вряд ли), наше развитие задержится лет на 10.
Так что начинаем все курить сигары, чтобы не делать резких движений.
ЗЫ
Пора вводить метку "третья мировая". Или какая она там по счёту?
Высокопоставленный офицер в объединенном оперативном штабе в Дамаске сообщил корреспонденту кувейтской газеты Al-Rai о планах наращивания российской группировки в Сирии.
Источник заявил: “В Сирию будет отправлена бригада спецназа ГРУ, для участия в отдельных, особо важных операциях, и для прикрытия второго аэропорта, выделяемого для нужд российской группировки, Аш-Шайрат”.
Источник объяснил: “Аш-Шайрат, к востоку от Хомса - лучший выбор для размещения вновь прибывающих боевых самолетов. Россия потребовала от совместной группировки ( “Хизбалла”, иракские милиции и корпус стражей исламской революции) восстановить контроль над аль-Каратейн и Пальмирой , выбить оттуда ISIS, с тем, чтобы расширить периметр безопасности вокруг второй российской авиабазы”.
карта сирийских военных аэропортов
По данным источника, на базе - две взлетно-посадочных полосы длиной три километра и 45 укрепленных ангаров. Группа российских и сирийских инженеров уже работает на базе. База в скором времени будет доведена до состояния оперативного применения. На настоящий момент российская группировка очень занята на севере Сирии, и наносит беспрестанные удары по туркменским группировкам в Сирии и по колоннам снабжения аль-Каиды, идущим из Турции.
В скором времени начнется сухопутная операция по штурму Пальмиры. Силы коалиции (“Хизбалла”, сирийская армия и иранцы) уже подошли к черте города, но им необходима авиационная поддержка для минимизации потерь. Россия обещала довести количество своих боевых самолетов до ста. Москва также посылает в Сирию большое количество систем реактивного залпового огня и реактивных огнеметов ТОС-1 Буратино. Системы реактивного огня способны выпускать 24 ракеты менее чем в минуту, и уже были применены российскими силами при обстрелах террористов в Джабаль аль-Аркад и Джабаль а-Туркмен.
С того момента, как турки сбили российский Су-24 над сирийской территорией, ВКС России сфокусированы на нанесении ударов по любым колоннам, пытающимся пересечь границу в районе КПП Азаз и Баб ас-Салама и перевозящих помощь турецким марионеткам. Россия постепенно наращивает поддержку своих союзников в Сирии, с конечной целью полного восстановления контроля правительства над границей с Турцией. Россия рассматривает любую не-светскую оппозицию, получающую помощь из-за рубежа в качестве легитимной цели в войне против террора в Леванте.
источник Операция тотального уничтожения - это наземная операция. Что врят ли. Пока.
Россия собирается арендовать в Сирию еще одну военную базу. Речь идет про базу аль-Шайярат. Она уже готовится сирийскими и российскими специалистами для переброски туда 45 самолетов.
Авиабаза находится недалеко от Хомса и границы Ливана. Удаленность от Тартуса примерно такая же как и Латакия. Единственный минус базы под Хомсом - она не имеет прямого выхода к морю.
Как видите Хомс от Тартуса отделяет 100 километров, что в два раза больше, чем Тартус от Латакии (по морю).
Но основная сложность заключается в том, что снабжение авиабазы в случае переброса грузов морем будет проходить через горы, которые как известно значительно сложнее держать под контролем. Опрос ряда военных экспертов на тему, для чего России вторая база в Сирии.
Вот такие ответы: 1. Россия создает тыл в Сирии в случае военной авантюры Турции в Сирии. То есть в случае, если Турция вдруг вздумает все же начать наземную операцию в Сирии и вступит в конфронтацию с Россией, то России будет необходима военная база подальше от границ с Турцией. Как по мне сомнительный вариант, так как я не верю в то, что турки на это решаться.
2. Россия усиливает свою группировку ВКС, так как не хватает аэродрома в Латакии. В данном случае Россия сможет увеличить силы ВКС в Сирии до 100 самолетов, что будет практически в два раза больше, чем сейчас.
На новой авиабазе есть 45 ангаров, две ВПП, что позволяет вести вылеты в таком же режиме как в Латакии.