Рассказ первый. Про Пфы
Сразу за нашим домом - пустыри, а за пустырями - сарайчики, а уж за сарайчиками - детский сад. Детей там давно нет, они выросли и куда-то ушли. Стоят одни пустые корпуса, страшные сырые беседки, и ржавые качели зябко поскрипывают в бурьяне.
Нехорошее там место, неуютное - не ходи туда!
Но если всё же пойдёшь, то возьми хорошую палку. А иначе и не прорубишься через крапиву. Самое главное - прорубиться до места, где из земли торчат половинки резиновых колёс, а дальше можно спокойно идти. Вот и иди всё прямо, прямо, пока не дойдёшь до старой песочницы. Здесь лучше палку оставь. Не надо туда с палкой ходить, а то мало ли…
В песочнице стоит фанерный теремок. Ты одно ухо пальцем заткни, чтобы не слышать, как ветер в траве хихикает. А другое ухо приложи к стенке и послушай, не шипит ли там кто. Если шипит - возвращайся, в другой раз придёшь. А если тихо, тогда можешь в окошко посмотреть. Сначала ничего не увидишь, но ты подожди, подожди!
Появятся сперва две слабенькие искорки, потом разгорятся, разрастутся, станут круглыми и выпуклыми. А вокруг них высветится симпатичное мохнатенькое лицо. Вот тут молчи! Не говори ничего, а только улыбнись тихонько, одними глазами. Если улыбка получится хорошая, тогда зелёные буркалы пару раз мигнут, и в них чёртики запляшут. Поздоровайся тогда. Скажи: «Здрасте!», а лучше «Буенос диас!» Потому что этого типа зовут не абы как, а Дон Помпилио Пардоньес.
Он про себя говорит, что он родом из Андалусии. Но это он, зараза, лжёт - из шишиг он родом! Вообще, он много чего врёт. Но получается интересно - что есть, то есть.
Когда поближе познакомитесь, он тебе расскажет и про спящие души мотыльков, и про Остров Бешеных Сандалет, и про бродячий шкафчик.
В первый раз назови его Доном Помпилио - ему приятно будет. А потом можешь звать его как хочешь, для него каждый придумывает своё имя. Я его когда-то звал Пфы, уже не помню почему.
Знаешь, ты ему скажи, что ты мой внук… Скажи, что я вырос и даже немножко состарился, и у меня всё хорошо. Что я его помню. Что скучаю…
Рассказ второй. Про шкафчик
- Садись правильно! Эх… Послушай, ну что ты выпрямился, как пугало? И что у тебя с лицом? Это неправильная посадка! Чтоб слушать истории, садятся не так. Правильно - это значит поуютнее. Вот сядь на пол! Сядь, не бойся, отряхнёшь потом штаны! А теперь обними ноги, положи подбородок на коленки, почеши ухо о плечо и начинай сопеть. И смотри во-он в тот тёмный угол. А если будет страшно, тогда будешь на меня смотреть. Теперь слушай.
Это началось давным-давно. Наверное, лет десять назад. Или даже сто! Из одной раздевалки убежал шкафчик. Никто не знает, почему. Вроде его никто там особо не обижал. А если что и было, то он не сказал никому - молча взял и сбежал. Я так думаю, что ему там просто надоело. Понимаешь? Просто - надоело! Втянул он поплотнее дверцу и - цок-цок, на ножках, вразвалочку - убежал.
Ещё раньше у него немножко отклеилась внизу задняя фанерка, и получилась щель. И теперь в эту щель вывалились чьи-то дохлые колготы и поволочились сзади. Так у шкафчика появился его раздвоенный хвост. Ты, когда сюда шёл, не видел следов на песке? Вот если увидишь два ряда маленьких квадратиков, а между ними две мягкие полоски - так это шкафчик прошёл.
Труднее всего ему было спуститься по лестнице. Двери? А, тут ему повезло - все открывались наружу. И ещё повезло, что никто его не увидел, потому что был тихий час. То есть, на улице его сторож увидел, но это не считается. Сторожу всё равно никто не поверил - да он и сам не поверил! И шкафчик спокойненько посеменил прямо к оврагу за котельной - в кусты.
Ты в овраге не был ещё? Там только кажется, что прохода нет через бузину. Потом вдвоём сходим, я тебя проведу. А шкафчику, наверное, кто-то ещё раньше про тропинку сказал - может, кто-то из снюх или Акулина Ивановна. А может и я сам - не помню. Короче, тропинку он нашёл, зашёл подальше в кусты и там до ночи спрятался. А ночью я его нашёл. Нет, конечно, я его не выдал - как можно!!! Мы с ним сразу друг друга поняли и пошли глупостников пугать.
Ночью всякие глупостники лезут на территорию с бутылками и тётьками. Представляешь, вот они залезли, а где-нибудь на дорожке - шкафчик стоит. Они, конечно, сразу дверцу открывают. А там Я!!! И я ка-а-ак запою: «ЧАУБАМБИМНАСОРИ!!!!» Ух! Хорошо!
Мы так часто развлекались раньше. Помню, я даже в шкафчике жил одно время. Но потом съехал. Он непоседа, на месте не стоит - всё ходит, ходит. А меня от этого укачивает. А потом шкафчик к делу пристроился, стал по ночам искать то, что дети днём потеряли: игрушки, стёклышки всякие, верёвочки, волшебные камешки. Наберёт побольше и устраивает клад. А потом мы детей на эти клады наводили. А наводили так: выстраивали след из потерянных ботинок, тапок и сандалей.
Из сандалей, вообще-то, не очень удобно… Ботинки можно за шнурки привязать, тапки, если их немного на руках покачать, сразу засыпают. А сандалеты всё время сматываются. Вроде положишь его - лежит тихо. Почти не шевелится. А только отвернёшься, он сразу, как жаба, - шлёп-шлёп! - и ускакал! Как это - куда? На речку, а потом по речке на озеро. Там у них остров, они на нём бесятся. Но про это я тебе потом расскажу. А теперь беги домой, а то темнеет уже, скоро Акулина Ивановна на охоту выйдет.
Рассказ третий. Про снюх
Ты думаешь, это кто? Ага, я знал, что ты так и скажешь. Нет, сейчас это конечно мотылёк - ты его таким видишь. А ты к нему прислушайся! Слышишь чего-нибудь?
И правильно - мотыльки разговаривают только во сне.
Вообще, давай-ка по порядку, хотя лично я порядок не очень люблю - я вам не Акулина.
Слушай и не перебивай.
Первым делом запомни: мотыльки не умирают. Никогда. Правда, живут они всего по нескольку дней. Но это только их видимость. Видимость может состариться, высохнуть и рассыпаться на чешуйки, её могут съесть лягушки, птицы или нетопыри. Даже я могу съесть, хотя они не особенно вкусные - комары лучше. А душа у мотыльков - невидимая и бессмертная. Называется - снюха. Нет, не потому что снюхивается! Сам ты снюхиваешься! Слушай, я же просил не перебивать!
Ты лучше скажи: тебе когда-нибудь снилось, что ты спишь, а тебе что-то снится? Во-о-от, это к тебе снюха приходила! Мотыльковая душа, она хоть и не умирает, но наяву не живёт - только во сне. Потому и снюха. Да, и в твоих снах и в моих - во всяких. И там она разговаривает. Потому что у неё есть слышимость. А когда из куколки вылупляется видимость - слышимость пропадает. А может и не пропадает, может им просто некогда.
Не понимаешь? Ты представь себе, что ты целый год только и делал, что спал и разговаривал во сне, и был невидимкой, а тут тебе целых несколько дней можно по-настоящему летать и греться на солнце, и лететь на огонь, и бояться лягушек и дождя, и тебя все видят - ты бы стал тратить время на разговоры?
Да и разговоры у них, честно сказать - одни сплошные пустяки. Редко когда снюха что толковое скажет, больше болтают безо всякого смысла. Изо всех бессмертных снюхи самые бестолковые. Так что ты их не слушай - ты меня слушай, я тебе про Акулину Ивановну расскажу. Но только не сегодня -поздно уже. Давай-ка домой, и баиньки.
Приятных тебе снюх!
Рассказ четвёртый. Про Акулину Ивановну
Ножны сделаешь из стебля болиголова. А шпагу я тебе свою дам. Настоящий толедский клинок - кленовый. А эфес - видишь? - ручка от боксёрской скакалки! От сердца отрываю. Ну ничего. Владей. И в сумерках без шпаги тут не ходи. Только смотри - ни в коем случае не ударь никого. Иначе я первый тебя покусаю и морок наведу!
Что значит: «зачем тогда шпага»??? А поиграть? А через крапиву рубиться? И ещё затем, чтоб эти негодяи видели, что ты не просто маленький дурачок, а рыцарь, кабальеро. И вообще, шпага - это шпага! И это прекрасно понимают все гении и злодеи этих мест. Кроме, пожалуй, Акулины Ивановны. Ну, Акулина, вообще мало что понимает - она существо бессмысленное и туповатое. Зато непобедимое. Победить Акулину нельзя - можно только надуть.
Ну… как тебе сказать… Можно, конечно, надуть и в переносном смысле, но лучше всё же в прямом. Она ведь пустая внутри - совсем пустая, в ней даже воздуху нет. И если её воздухом надуть, она ненадолго успокоится и улетит спать.
Хм… Поверишь - не знаю! Не знаю, кто она такая. И никто не знает - ни кто она , ни откуда взялась. Сама говорит, что она тут главный директор. Может, врёт, а может и правда. И выглядит она всегда по-разному. Но узнать её можно. Потому что, как бы она ни выглядела, она всегда немножко похожа на халат, немножко на сапог и немножко на веник. И всегда - всегда! - недовольна. Всегда бурчит, возмущается, грозится. Когда светло - ещё ничего, днём с ней даже нормально поговорить можно. Только противно, что она постоянно жалуется. А как стемнеет - Акулина становится опасной! Подкрадётся неожиданно и давай орать: «Безобразиепошливонмаршвуголкактвояфамилияположинаместомилициюпозовухулиганразвелисобакануслезайоттуда!!!!!!!!!!!» И нависает над тобой, и орёт, и от этого внутри тебя получается холодная, липкая тоска, и сердце вздрагивает и сжимается. Это, между прочим, ужасно вредно - потому что, когда сердце сжимается, то и весь мир сжимается и трясётся, как поросячий хвост. А он и так уже маленький и потрясённый - дальше некуда. Не связывайся с Акулиной, беги от неё!
А если вдруг поймает, тогда глубоко вдохни носом и дуй в её сторону изо всех сил. Она сначала разорётся сильнее - не слушай, дуй! Раза три-четыре дунешь, и она, мерзость, заткнётся - ты перестанешь её слышать. Тогда просто поморгай, и Акулина исчезнет, только видимость останется. Ты не беги сразу - немного времени у тебя будет. Сначала посмотри в небо, чтоб душа немножко проветрилась от акулинских воплей. А потом посмейся над ней, а потом пожалей - потому что она глупая и несчастная. А потом беги, а то ещё вернётся!
Рассказ пятый. Про Остров Бешеных Сандалет
И когда? Послезавтра? А остаться никак не можешь? Ну и что, что осень - осенью самое интересное начинается! А на выходные - это когда? И ничего смешного! У меня между прочим выходных не бывает! Это вы себе придумали какую-то школу, так вам и выходные, и каникулы… А когда, кстати, каникулы? Не-е-е в конце октября я уже сплю. А зимой - тем более. А весной тебе будет семь лет, и ты сюда уже не пройдёшь. Так что - всё.
Хотя… почему это всё? У нас же ещё завтра есть! Ух, завтра мы с тобой пойдём, то есть поплывём, на Остров Бешеных Сандалет! Самое лучшее, что можно сделать на прощанье - это как следует побеситься!!!
Ты беситься-то умеешь? Э-э-э, не скажи… Умение нужно в любом деле! Я вот - довольно хороший бесильщик, но до некоторых мне далеко. А уж до сандалет - как до Луны. Вот кто умеет! Ты завтра сам всё увидишь: Жуткое Визжание Ползком, Простое Вдохновенное Дрыганье, Всеобщее Убегание Друг от Друга с Дразнением, Щекотанием и Улюлюканьем, Катание Головастиков с Переворачиванием - но это только начало, это все умеют. А что ты скажешь, например, о Плясании Вслух? Да что там, вот увидишь Воробьиный Полдень - посмотрим на тебя тогда!
Тут главное что? Главное вовремя смыться. Когда дойдёт до «Чей Сандаль???!!!» - лучше оттуда быстренько валить.
Ну, почему-почему… Потому что это только их игра. Потому что они ничьи. А мы - чьи-то. Я вот - твой. А ты - мой и ещё там мамин-папин. И у всех нас кто-то есть, даже у Акулины. Да, и у неё. Просто у нас есть свои, а у неё - чужие. А у Бешеных Сандалет никого нет, потому что они потерялись.
Ха! Думаешь, один такой умный? Мы все пробовали… Понимаешь, на Острове невозможно не беситься. А как начнёшь беситься - тебе ни до кого не будет дела. У тебя останутся только те, кого ты раньше помнил. Заметь - лично! А никого из Сандалет ты лично запомнить не сможешь - и никто не сможет. И они сами никого не помнят.
Не грусти, им и так совсем не плохо! Они никогда не грустят. И я туда каждый раз хожу, когда боюсь загрустить - как рукой снимает! Сам увидишь!
Только ты вот что… Ты, когда начнёшь беситься, всё же старайся… ну… это… Ну, не забывать меня, в общем. И потом, когда уедешь, - не забывай.