Оригинал взят у
military_museum в
Центральный музей ВВС в Монино - залы 1, 2 и 3Оригинал взят у
military_museum в
Центральный музей ВВС в Монино - залы 1, 2 и 3Наконец-то и я добрался до Монино. Сильно помогло при этом приглашение от Владимира (волонтёра, руководителя работ по восстановлению Ту-114). Следует отметить, что волонтёрская организация при музее существует с 2005 года, и за это время волонтёры сделали очень много для сохранения ряда бесценных экспонатов этого музея. Так, в настоящее время восстановительные работы идут на Ту-104АК, Ту-114, Ту-144, Ми-12, Ми-6ПЖ2, Ил-76, Ан-10 и некоторых других машинах.
В этой записи я начну с рассказа об экспонатах, размещённых в первых трёх залах этого музея. В них рассмотрен период от момента зарождения авиации в Российской Империи, её дальнейшего развития в СССР и вплоть до периода начала Великой Отечественной войны.
1. Поликарповский И-16:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196997/345260752.63/0_145591_abadc549_XL.jpg)
Но сперва немного об истории этого музея. Аэродром в Монино появился в 1932 г., затем в этом месте была создана Школа младших авиационных специалистов, которую чрез несколько лет буквально вытеснила Военно-Воздушная Академя. Созданный при академии учебный полк был впоследствии преобразован в смешанную авиадивизию, которую, в свою очередь, расформировали в 1956 г. - новым реактивным самолётам стало тесно в Монино. Тем не менее, военные остались в Монино - гарнизон был преобразован в выставку техники, а затем и в музей.
В 1958 году музей располагал бомбардировщиком Ту-4, истребителями Ла-15 и Ла-11, учебными самолетами По-2 и Як-18, одним планером, 20 авиапулеметами и пушками.
2. Зал № 1 посвящён зарождению отечественного воздухоплавания:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194804/345260752.62/0_145555_48804c3e_XL.jpg)
3.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/167717/345260752.62/0_145556_cc203db2_XL.jpg)
4. Самолёт Можайского:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195694/345260752.62/0_145553_7310c26d_XL.jpg)
5. С-22 "Илья Муромец":
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/110545/345260752.62/0_145558_4791d54e_XL.jpg)
6. Авиационный паровой двигатель французского гражданина Габриэля Иона, 1886-87 гг. выпуска, мощность - 52 л.с., вес - 450 кг.:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195853/345260752.62/0_145554_846ab5f5_XL.jpg)
7. Коллекция авиадвигателей богатейшая! Калеп-80:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52085/345260752.62/0_14555a_cf08b366_XL.jpg)
8. Махолёт "Летатлин" В.Е. Татлина, 1928-32 гг.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196997/345260752.62/0_14555c_adffeefd_XL.jpg)
9. Двигатель Костовича, предполагалась установка на дирижабль "Россия":
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194989/345260752.62/0_14555e_fb403c59_XL.jpg)
10.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/172017/345260752.62/0_145560_3ba1477b_XL.jpg)
11. Двигатель "Гном" типа В, 1913 г., 100 л.с. при весе в 115 кг:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/170815/345260752.62/0_145561_efa2022c_XL.jpg)
12. "С-16" Сикорского:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196081/345260752.62/0_145563_cd09ea22_XL.jpg)
13. Пётр Николаевич Нестеров:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196081/345260752.62/0_145565_7fec1b31_XL.jpg)
14. Вид на коллекцию двигателей во втором зале:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104700/345260752.62/0_145570_c1a59e44_XL.jpg)
15. Ньюпор-25:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194804/345260752.62/0_145566_27885756_XL.jpg)
16. Антуанет:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/99813/345260752.62/0_145567_1ac08ef7_XL.jpg)
17. Рено-50:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/169995/345260752.62/0_145568_595a2b7a_XL.jpg)
18.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196486/345260752.62/0_145569_5756e37c_XL.jpg)
19. Михаил Никифорович Ефимов:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196081/345260752.62/0_14556b_4bdab9a1_XL.jpg)
20. Николай Егорович Жуковский:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195694/345260752.62/0_14556c_cd5a04ee_XL.jpg)
21. Учебный "Фарман IV":
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/110545/345260752.62/0_14556d_3d9acaa8_XL.jpg)
22. Макет планера Туполева, на котором он в свои студенческие годы перелетел через Яузу:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195694/345260752.62/0_14556e_26233dac_XL.jpg)
23. Поршневой авиационный двигатель "Гипоцикл А. В. Нестерова". Этот звездообразный авиационный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 120 л.с. и весом 164 кг был создан в 1914 г.:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/47741/345260752.62/0_145571_2ccdc860_XL.jpg)
24.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/114207/345260752.62/0_145572_ea74cd30_XL.jpg)
25. Рено MB-4 для лёгких самолётов, 1936 г., 140 л.с., 156 кг.:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196486/345260752.62/0_145575_8acf7c6f_XL.jpg)
26. Препарированный двигатель М-26 Бессонова, 1930 г., 300 л.с. при весе 315 кг. (устанавливался в АНТ-9, Сталь-2 и автожир А-4):
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/172017/345260752.63/0_14557b_482678bd_XL.jpg)
27. Препарированный двигатель М-30 Чаромского, 1933 г., 1225 л.с. при весе 1250 кг. (устанавливался в ТБ-3 и ТБ-7):
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194804/345260752.63/0_14557d_3d401662_XL.jpg)
28.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104700/345260752.63/0_14557e_8b887a89_XL.jpg)
29. Вид третьего зала:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195853/345260752.62/0_145552_886d39c1_XL.jpg)
30.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/49312/345260752.63/0_145580_297fa9a5_XL.jpg)
31. Бортовое радиооборудование:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/42385/345260752.63/0_145581_2ea9ea3e_XL.jpg)
32.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/99813/345260752.63/0_145582_1ae4dfd3_XL.jpg)
33.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195561/345260752.63/0_145583_5d52f959_XL.jpg)
34. Авиационные пушки ШВАК и ВЯ:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/102077/345260752.63/0_145584_f38b358f_XL.jpg)
35.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195853/345260752.63/0_145587_80d665ff_XL.jpg)
36. Коллиматорный прицел ПАК-1:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/171750/345260752.63/0_145589_bb3ba6b9_XL.jpg)
37. Бомбардировочный прицел АП-2:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98645/345260752.63/0_14558a_ea908740_XL.jpg)
38. Часть бомбардировочного прицела ОПБ-2:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98645/345260752.63/0_14558b_d9f39813_XL.jpg)
39. Ещё один авиационный прицел:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/137468/345260752.63/0_14558c_d4d2ddd6_XL.jpg)
40. Модель АНТ-25:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196997/345260752.63/0_14558d_ba0e0ea1_XL.jpg)
41.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/171750/345260752.63/0_14558e_2bab7773_XL.jpg)
42. Р-5:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195694/345260752.63/0_14558f_f65ab1e_XL.jpg)
43. Турельный ШКАС:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/171750/345260752.63/0_145590_f5f991a4_XL.jpg)
44.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195853/345260752.63/0_145594_6d155492_XL.jpg)
45. Стенд про И-16:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196010/345260752.63/0_145595_e90db3b6_XL.jpg)
46: И-16:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/42385/345260752.63/0_145596_83ca85eb_XL.jpg)
47. Бомбардировочный прицел ОПБ-1:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/173114/345260752.63/0_145597_448d1ec2_XL.jpg)
48. Модель Пе-8:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/169995/345260752.63/0_145598_552288b8_XL.jpg)
49. Слева направо - противосамолётная авиабомба ПроСАБ-250, противолодочная авиабомба ПлАБ-100 и обычная фугасная ФАБ-100:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98645/345260752.63/0_14559a_62981f95_XL.jpg)
50. Ещё бомбардировочные прицелы, выглядят уже посложнее:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196771/345260752.63/0_14559b_7f686fbc_XL.jpg)
Продолжение отчёта о монинском авиамузее следует!
По традиции, на Яндекс.Фотки можно посмотреть
остальные фото из музея, не попавшие в этот обзор.
Немного полезной информации об авиамузее в Монино:
Официальное название:
ФГБУ культуры и искусства "Центральный музей Военно-воздушных сил - музей истории развития авиационных технологий".
Адрес:
141170, Московская обл.,
Щелковский р-он, пос. Монино,
ул. Музейная, д. 1
Как добраться:
Мы ехали на машине по Горьковскому шоссе (Автодорога М-7 "Волга"), так же до Монино можно добраться на электричке с Ярославского вокзала, на автобусе от станций метро "Партизанская" или "Перово" или, пролетая мимо, просто выпрыгнуть на парашюте.
Контакты:
+ 7 (495) 744-06-77 (Экскурсионный отдел)
Расписание работы:
Среда - воскресенье: с 9:00 до 17:00 (касса закрывается на 1 час раньше, в субботу музей работает до 16:00). Понедельник и вторник - выходные, в последний четверг каждого месяца музей тоже закрыт - "санитарный день".
Сколько стоит:
Стоимость билета для простых взрослых: 150 руб. Для непростых взрослых и прочих детей, школьников, студентов, пенсионеров, героев, военнослужащих, сирот и т.п. есть
куча скидок.
Дополнительная информация:
Официальный сайт музея (сделан весьма качественно)
Статья о музее в Википедии (не очень информативная)
Прекрасная подборка фотоотчётов и историй про музей и его экспонаты от пользователя
igor113Сайт команды волонтёров-авиареставраторовИх же группа ВконтактеБлог про Ту-144:
77106Блог про Ту-104АК:
meissler Реквизиты для желающих помочь волонтёрам:
Карта Сбербанка: 4276 3800 2643 0319
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066