О чем говорят памятники?

Oct 27, 2013 01:37



Во время прогулки по любому крупному городу можно увидеть множество памятников: статуи, обелиски, мемориальные доски, технику. Городские памятники привычны, мы ходим мимо них каждый день, часто совершенно не задумываемся о них, считая неотъемлемой частью жизни, и не всегда знаем, кто именно их создавал, когда и зачем.

Однако памятник несет в себе информацию, считываемую мгновенно, подсознательно. Так, при виде устремленного ввысь обелиска ощущается значимость увековеченного им события для всего народа. Однозначно понимается Вечный огонь - символ вечной памяти павшим. При виде памятника-статуи сразу понятно, что она посвящена человеку, который совершил подвиг или прожил столь достойную жизнь, что имя и облик его сохранены как пример для других.


Памятники - часть культуры с древнейших времен. Прообразами памятников были древние погребальные комплексы: пирамиды, курганы, гробницы. До сих пор памятники ставят на могилах, чтобы сохранить память о человеке для его потомков, чтобы не терялась связь ушедшего с ныне живущими и с теми, кто будет жить позже.

Древние памятники были и сооружениями-символами. Так, в Древнем Египте устанавливались обелиски - сужающиеся кверху монументы квадратного сечения - символы Солнца. Символ - средство коммуникации, он интегрирует индивидуальные сознания в единое смысловое пространство.

Первые полноценные памятники, то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную функцию, появились в Древнем Риме. Это были конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны.

В России до XVIII века памятниками являлись православные храмы, часовни, кресты. Все значимые события в жизни страны и правящей династии отмечались возведением церквей. Эта традиция сохранилась и до наших дней: так, московский храм Христа Спасителя является памятником Отечественной войны 1812 года. Традиционные для Европы памятники стали устанавливаться в России во времена  Екатерины II. При ней же в ознаменование крупных военных побед стали устанавливать обелиски. Традиция их установки перешла в советский период, в котором наиболее многочисленными стали обелиски, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.

Памятники - отражение истории, ее верстовые столбы, хроника, записанная не на бумаге, а на улицах и площадях. Но рассказывает о многом не только сам памятник, но и его состояние. Заброшенный памятник, окруженный бурьяном, говорит о забвении. Он напоминает могилу, на которую давно не ходят родные. То ли в живых никого не осталось, то ли уехали в дальние края, а может, просто забыли отцов своих и дедов. Разрушенные, оскверненные памятники - это потеря связи с прошлым, пугающая беспечность настоящего.

В Челябинске проблема сохранения памятников тоже существует. Существует и проблема памяти - горожане забывают, чьи имена носят городские улицы, какие события происходили в городе в начале прошлого века.

Об этом свидетельствует отношение челябинцев к памятнику чехословацким легионерам, погибшим на Южном Урале в Гражданскую войну. Памятник поставлен на привокзальной площади осенью 2011 года. О чехословацком мятеже и его последствиях можно прочесть в статье «Белочехи 95 лет спустя». Многие из тех, кто знаком с ролью чехословацкого легиона в Гражданской войне, относятся к установке памятника негативно. Но хотя открытие памятника сопровождалось акциями протеста, большинство жителей его и не заметило. До сих пор многие о памятнике не знают, а если и знают, относятся равнодушно.

Задумаемся, чем же запомнится памятник равнодушному прохожему, что спешит по своим делам? Он мимоходом отметит строгость линий, лаконичность контура, дорогой гранит. Заметит на памятнике выбитый список фамилий. Поймет, что памятник - это кенотаф, символическая могила. А значит, это напоминание о павших. Наверное, деяния их были славны и достойны, коль поставлен им такой памятник, да еще и в центре города,  - вот о чем подумает горожанин.



Высказываются мнения, что памятник «белочехам» - свидетельство примирения и восстановления исторической справедливости. Но на мой взгляд, это не примирение, а манипуляция. Ведь для того, чтобы примирить разные взгляды на Гражданскую войну, нужно рассмотреть исторические события максимально глубоко и объективно, постараться понять их причины и усвоить трагические уроки. А для этого нужно, прежде всего, рассказывать людям о том времени, особенно молодым поколениям. Но этого не происходит - учебники истории сменяют друг друга, историки расходятся во мнениях, а памятник чехословакам устанавливается молча, о чем свидетельствуют слова губернатора области Михаила Юревича: «Я, честно говоря, сам узнал об этом в Интернете».

Есть в городе другой памятник, тоже посвященный павшим в Гражданскую войну. Это братская могила большевиков в глубине старого городского кладбища. Захоронение, входящее в список памятников истории и культуры, заброшено и разграблено. Вырваны чугунные цепи, на мраморной доске с фамилиями - трещины и следы от пуль. О чем говорят эти печальные отметины? Разве недостойны людской памяти стали павшие герои? Но кто и когда это решил, и имел ли кто-то на это право?



Разграбленная могила героев и дорогой памятник чужеземцам-интервентам - свидетельство того, что потеряли связь времен ныне живущие, упустили в погоне за преходящим незыблемую важность человеческой памяти. А еще это свидетельство того, что историю нашей страны - великую и сложную - пытаются превратить в игрушку-калейдоскоп.  Встряхнут коробочку - и лягут кусочки стекла одним рисунком, встряхнут еще раз - и вот уже выйдет совсем иная картинка.

Фотографии:
"Сказ об Урале", скульптурная композиция на Привокзальной площади в Челябинске. Фрагмент открытки 1988 г.
Открытие памятника чехословацким легионерам на Привокзальной площади в Челябинске, 20 октября 2011 г.
Братская могила большевиков на Митрофановском кладбище, 19 апреля 2012 г.

Previous post Next post
Up