К Кантору отношусь сложно. Кoгда-то был очарован его колонками по искусству, потом крайне разочаровался в нем как в человеке, писателе и интеллектуале. Поэтому «Чертополох» пылился у меня больше года на столе, все не решался подступиться, а зря. Книга - прекрасная. Ничего лучше о живописи я не читал. При этом Кантор остается верен себе: текст кусками «копипастится» самоповторами из одной части в другую, а когда проверяешь «факты», то часто испытываешь недоумение и неловкость за автора, обожающего безжалостно «натягивать сову на глобус».
И если факты противоречат его замыслу, то тем хуже для фактов. Например, Кантор любит Маяковского, но не любит империй вообще и Россию в частности, поэтому у него:
«Маяковский предметно презирал Российскую империю и ее колониальную политику» (Глава «Экспрессионизм»)
Но ведь это же несложно посмотреть чью «колониальную политику презирал» Маяковский. Он ведь об этом писал и в стихах, и в прозе:
«Особняком стоят стихи об американском путешествии, дорабатываемые сейчас, такова поэма „Сифилис“ (выйдет в журнале „Молодая гвардия“). Это стих о занятиях прогнивших хозяев в завоеванных долларом колониях:
И слазило
черного мяса гнилье
с гнилых
негритянских костей.
В политику
этим
не думал ввязаться я.
А так -
срисовал для видика.
Одни говорят -
„цивилизация“,
другие -
„колониальная политика“.
[1926]»
Маяковский В. В. Поэмы. Пьесы / В. В. Маяковс кий. - М.: АСТ : Астрель. - С. 3-10 И в этом весь Кантор, но...
До «Чертополоха» у меня не было общей картины европейской живописи, а теперь - есть: целостная, в развитии, с особенностями и, главное, - со смыслами. Автор помог сформулировать и систематизировать смутные ощущения, дополнил лакуны в знаниях. Хотя какие лакуны? Он скорее навел мостки через культурную и образовательную пропасть, увы, нас с ним разделяющую. Кантор стал в «Чертополохе» моим проводником-Вергилием по «Дантевскому аду европейской культуры». После «Чертополоха» европейская живопись перестала быть для меня набором разноцветных картинок, превратившись в собеседника, рассказывающего о культуре, временах и человеке. Возник эффект словно от романов Эко, превращающих Средневековье из исторического периода, во что-то почти личное. Так и после «Чертополоха» даже давно известные, но оставлявшие равнодушным, картины вдруг словно фотографии из семейного альбома стали «трогать» и «рассказывать». Неизвестные же - захотелось узнать. Мне кажется это лучшее из возможных впечатлений от книги об искусстве. Примечательно, что сразу после прочтения, «Чертополох» начал перечитывать. В очередной раз убеждаюсь, что одаренный человек, уже не совсем человек. Точнее, он не только человек, но и проводник своего дара в мир, и «Чертополох» тому, на мой взгляд, хороший пример. Да, со многим у Кантора можно спорить, но ведь есть о чем, и есть аргументированная позиция автора, есть его эрудиция и понимание предмета. Хорошая книга. Настоящая, что сейчас большая редкость.
Рекомендую к прочтению всем непрофессионалам от искусства. А также тем, кому интересна европейская культура вообще и живопись в частности, особенно если есть желание понять странные происходящие там трансформации, их природу и то, откуда и куда они ведут.
Автор
Макси́м Ка́рлович Ка́нтор (род. 22 декабря 1957, Москва) - российский художник и писатель. Родился 22 декабря 1957 года в Москве. Отец Максима Кантора - философ, искусствовед, теоретик дизайна Карл Моисеевич Кантор, основатель журнала «Декоративное искусство», близкий друг А. А. Зиновьева. Дед - минералог и испаноязычный драматург Моисей Исаакович Кантор. Мать, Татьяна Сергеевна, генетик, селекционер, автор гибридов, получивших международные патенты. Старший брат Владимир Кантор - философ и литературовед.
Honorary Fellow of Pembroke College, University of Oxford, а также - Member of Senior Council двух других колледжей: Wolfson College и St Antony College, Oxford, visiting professor of University of Notre Dame, Indiana, USA.
По вероисповеданию - католик.
Живопись
Автор большого количества картин, в том числе:
«Зал ожидания» (1985), которая пользовалась большим успехом на Московской XVII Молодёжной Выставке в 1987
«Государство» (1995-1997)
«Вавилонская Башня» (2004)
«Крестный ход» (2009)
Автопортрет. Оксфорд (2015)
Литературное творчество (романы)
- «Учебник рисования» (2006) (Москва: «ОГИ»), вызвавший горячие дискуссии в прессе
- «В ту сторону» (2009)
- «Советы одинокого курильщика» (2010).
- «Красный свет» (2013, в 2016 был опубликован на французском с названием «Feu Rouge».
- «Азарт» (2017).
Эссе и публицистика
- «Медленные челюсти демократии» (2008),
- «Одного достаточно» (2010),
- «Совок и веник» (2010), «Стратегия левиафана» (2014),
- «Империя наизнанку» (2015)
- «Чертополох. Философия живописи» (2016)
Театральное творчество
- Сборник комедий «Вечер с бабуином» (2007). Спектакли по пьесам («Вечер с бабуином», «Случай из практики») идут в некоторых театрах России.
- Пьеса «Медленный Огонь» (2011)
- Сатирический кукольный спектакль «Робин Гуд и духовные скрепы» (2014)
(по материала Википедии)
Pro
- - Содержание: интересно, познавательно, связано и осмысленно, но, главное, - оно есть. У автора есть позиция, которую он высказывает, обосновывает и объясняет. Редкое явление для современной культуры.
- - Общая картина развития масляной живописи в Европе
- - Краткий, но емкий путеводитель по европейской живописи
- - Понятные и наглядные объяснения того, как «читать» картину и зачем
Contra
- - Личность автора, к которой я, правда, «неравнодушен», накладывает ощутимый отпечаток на текст. Человеческое остается слишком человеческим
- - Нет иллюстраций. Технически понятно почему, но это странно. Едва ли найдется много читателей, которые по памяти хотя бы половину произведений представят
- - К фактам и трактовкам в тексте надо подходить осторожно. Достоверное и точное соседствует с дичайшими мифами и очень спорными авторскими интерпретациями никак не маркируясь. Понять что есть что - сложно, и все надо перепроверять.
- - Неряшливость текста. То тут, то там встречаются «копипасты», уже использованные в тексте. И хоть автор отзывается о колумнистах довольно презрительно, сам он плоть от плоти колумнисткой, и «кописпасты» тому - пример:
«Сезанн, для которого авторитетов не было, пошел на Эмиля Бернара с поднятыми кулаками, когда ему почудилось, что тот непочтительно отзывается о Делакруа. «Несчастный, как вы могли сказать, что Делакруа писал случайно?!» (Глава «Эжен Делакруа»)
и
«Однажды Сезанн пошел на Эмиля Бернара с кулаками, когда тот обмолвился, что Делакруа написал нечто «случайно». «Несчастный, - крикнул Сезанн, - как ты мог сказать, что Делакруа писал случайно?!» (Глава «Модерн»)
И обратите внимания на закавыченную цитату, она тоже отличается. «Кантор - такой Кантор».
Ergo
«Чертополох» стоит прочесть. К тому же читается он легко, увлекательно, почти как приключенческий роман. Мне же, после прочтения захотелось увидеть все, о чем рассказывал автор. И начну с картины Джорджоне да Кастельфранко «Три философа», написанной <...> в 1506-1508 гг., которую Кантор назвал:
«Манифестом масляной живописи, понятой как философия нравственного действия»
О картине напишу отдельно, ведь до «Чертополоха» она для меня была «немой» и по большому счету - совершенно безынтересной.