Год издания: 2007
Автор: Ш. Хардман, Ф. Стил, Р. Теймс
Издательство: Эксмо
Книга «Древний мир. Полная энциклопедия» представляет собой интересный формат детской научно-популярной литературы. Формально речь в ней идет об истории Древнего мира от каменного века по Рим включительно: быт, культура, архитектура, ремесла, военное дело, археологические находки, историческое наследие. Но для каждого исторического периода есть иллюстрированные инструкции о том, как своими руками сделать что-то характерное материальной культуре, рассматриваемого времени. Ход неожиданный и интересный. История с уровня абстрактного знания вдруг становится личным опытом в практических ощущениях читателя. Возникает другое качество освоения материала, при котором «фоменкам» и прочим Рен ТВ станет сложнее морочить людям головы. С другой стороны, это и просто интересно, даже взрослому, своими руками создать керамическую посуду по технологии, используемой до изобретения гончарного круга (44-45):
Сразу понимаешь насколько это был трудоемкий процесс и как сильно гончарный круг его революционизировал. Не менее увлекательно узнать как самому сделать рабочую ленточную дрель, и с ее помощью добыть огнь. Вполне ценный навык, даже сейчас (28-29):
И если делать на базе материала книги уроки для детей, то занятия превратятся из не очень понятных и временами занудных «повинностей», в интересные и увлекательные приключения, которые, научат не только истории, но и умениям, полезным и в практической жизни. Например, в энциклопедии не только рассказано о том, чем питались люди времен каменного века, но и дадут рецепт варенья, с возможностью его приготовить и попробовать самостоятельно (30-31):
Или не варенье, а древнеегипетские булочки (108-109):
К сожалению, в книге не обошлось и без глупых ошибок. Например, классический период Древней Греции проиллюстрирован произведениями искусства, сделанными на тысячу лет раньше и относящимся к крито-минойской культуре:
А вот оригинал из Кносского дворца на Крите (XV в. до н. э.).
Следующая страница:
Мальчик с связками рыб еще старше. Это фреска с острова Санторин (Фера). Середина XVI в. до н.э.
С одной стороны, конечно, это не так важно в книжке для детей, а с другой, увы, показывает общий уровень современной культуры, когда взрослые уже и сами не в состоянии нормально датировать произведения искусства и вставляют их по принципу «чтоб красиво было».
Так же немного смущает возрастная маркировка, судя по которой издание адресовано «среднему и старшему школьному возрасту». В каком смысле старшему? В старших классах уже бы пора читать по истории что-то более классическое, впрочем, как и по культуре. Если подобные издания и правда адресуются старшим школьникам, то явно «прогнило что-то в Датском королевстве». Хотя на иллюстрациях в самой книге, показаны рак раз скорее младшие школьники, так что, возможно, странная маркировка - это последствия перевода и адаптации.
Тем не менее книжка, все равно, - замечательная. О такой в детстве можно только мечтать. Отличительной чертой издания, выделяющей его из массы подобных, является идея давать не только абстрактные знания по истории, но и практические навыки по материальной культуре. Цена книги порядка 800 рублей.
PS Если кому формат издания интересен, то есть похожая по духу книга
Наташи Кайи и Киры Мрик «Играем в искусство. От реализма к абстракционизму», в которой речь, как видно из названия, идет уже не о материальной культуре, а об искусстве.