(
предыдущая часть)
Опыт
крушения СССР на практике показал, что не только объективные процессы в общественном развитии влияют на образ культурного героя. Что возможно и встречное управляемое воздействие, когда атака на образ культурного героя оказывает мощное воздействие, трансформируя общество. По большому счету, атаки на «идеальное» случались и раньше, например, при секуляризации общества, но всегда вместо старых героев предлагались новые, что сохраняло культурную преемственность. Сейчас же наблюдается какой-то иной процесс, происходит тотальная дегероизация культуры, но на место поверженных героев не предлагает ничего.
Фильм «Город грехов» / Sin City
Именно эта странность и подталкивает
к параллелям с катастрофой Бронзового века. Ведь разразившийся тогда кризис был не только социально-экономическим, но и духовным. Старые герои оказались развенчаны, а на их место новые - не пришли. Мифологическое мировоззрение общества Бронзового века сначала перестало работать, а потом рухнуло, возникла пустота, следствием которой стал стремительный откат на предыдущую стадию развития. Мир погрузился в Тёмные века, чтобы затем, через треть тысячелетия, вновь начать развиваться, но уже по несколько иной траектории, приведшей в итоге к возникновению современного Западного мира.
Вопрос о том, что именно и зачем будет создано после современной мировоззренческой катастрофы, остается открытым, и находится вне рамок рассматриваемой темы, а вот механизмы, которые могут использоваться для управляемой трансформаций общества через катастрофу, наоборот, представляют прямой интерес [4, 185-193]. Ведь, как было рассмотрено ранее, базовые законы, формирующие мировоззрение людей, были заложены еще на этапе зарождения человеческой культуры и продолжают действовать до сих пор.
И в наши дни в основе художественных сюжетов лежат проблемы, сформулированные, часто, еще во времена палеолита. Современные писатели, а в последнее время уже, скорее, - различного рода сценаристы (как в массмедиа, так и в политтехнологии или маркетинге) продолжают рассказывать читателю (зрителю, избирателю, покупателю) о разных формах и процедурах инициации, о принесении искупительных жертв, о борьбе с силами хаоса и так далее:
Люди Икс. Росомаха герой X-Men: Apocalypse
Становящиеся все более популярными, герои комиксов, по сути, мало чем отличаются, от персонажей древнейших архаических мифов. Они также просты, эмоционально насыщены и интуитивно понятны при любом уровне культуры читателя, воплощая собой подсознательные чаяния массового потребителя. Они утешают и дают надежду на волшебное разрешение всех жизненных неурядиц.
Мистер Мускул, герой-помошник для домохозяек
Современная культура в принципе начинает все больше опираться не на рациональное осмысление воспринятого, а на эмоциональное его проживание.
Кандинский и
Поллок И это общая тенденция, справедливая как для массовой культуры, так и для культуры элитарной. И если речь идет об опоре не на рациональное восприятие мира, а на его эмоциональное проживание, то тогда пропадает сама возможность отличить вымысел от реальности. Постмодернизм, в культурном плане, именно и занят тем, что стирает грани, с помощью которых можно отличать одно от другого [4, 125-132]. С другой стороны, процесс размытия граней реального имеет и естественные причины. Ведь вера в сверхъестественное, с точки зрения мифологического мышления, ни чуть не менее реальна, чем законы физики, а как было рассмотрено ранее, причем и то и другое вполне способно сосуществовать в рамках одного мировоззрения. И такое соседство неизбежно приводит к тому, что границы реальности тем больше размываются, чем больше увеличивается значимость мифологического мышления в повседневной жизни. Уже сейчас процесс зашел так далеко, что подчас даже специалистам становится крайне сложно отличать реальность от вымысла даже на бытовом уровне. И конечно, главным инструментом подобного уничтожения реальности являются СМИ и массовая культура. Вот наглядный, и ставший уже классическим, пример:
Где тут реальность, а где вымысел?
В искусстве возникает еще одна странная тенденция культурного движения вспять, от более сложных форм к более простым, от усложнения языка, к его упрощению. А в крайних случаях - даже к его разрушению, как это произошло с классическим художественным языком в изобразительном искусстве. [3, 78-80]
"Собака" - Жоан Мира (Joan Mira) (цена 2 200 000$)
Наблюдается отчетливая тенденция к общей инволюции, от более сложных форм буржуазной городской культуры, опирающейся на достижения эпохи просвещения, на рациональность мышления и гражданскую ответственность, к фашистским идеям «земли и крови» по форме и духу близким к формам, возникшим на стадии неолитического представления о мироустройстве, и дальше, вглубь тысячелетий, к мировоззрению первобытных охотников, живущих малыми группами, не отличающих вымысел от реальности, ориентирующихся больше на эмоции, чем на логос, слабо привязанных к месту проживания, легко готовых следовать за миграцией «пищи».
Мир меняется, процесс, происходящие в культуре сейчас, на удивление, напоминают те, что предшествовали катастрофе Бронзового века. Возникают все признаки того, что цивилизация подходит к точке фазового перехода, и либо она преодолеет кризис и продолжит развитие в новом качестве, либо нет, и тогда оно повторит судьбу Хеттского царства или крито-микенской культуры, канув в историческое небытие.
Литература
- Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. - М., Критерион, 2001.-464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}
- Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.). С.-Петербург 2002 {2}
- Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2010. - 251 с. ISBN 978-5-8291-1125-0 {12}
- Бялый Ю.В. Концептуальная война. М.: МОФ ЭТЦ, 2013. - 320 с. ISBN 978-5-7018-0537-6 {X}
(
к оглавлению)