(
предыдущая часть)
Расцвет «дворцовых» цивилизаций Средиземноморья, ставит вопрос, а что с точки зрения экономики было движущей силой для повсеместного распространения этой дорогостоящей экономической модели? Скорее всего имя этой силе было - международная торговля, и в значительной степени, торговля - морская. Для понимания устройства международной торговли того периода, необходимо рассмотреть регион целиком, в комплексе экономических и производственных особенностей, учитывать розу ветров и направление течений.
Направление течений в Средиземном море
Морские течения вдоль побережья Малой Азии, мимо Родоса, гонят корабли с Востока на Запад. Такое направление течений и сопутствующих им ветров сразу же указывает на стартовую площадку международной торговли, это узел сухопутных дорог Передней Азии, расположенный в Сирии и Финикии.
Соотношение торговых маршрутов и направления течений в восточном Средиземноморье
Оснастка парусных кораблей,̆ дело очень непростое и затратное. При этом открытым морем эти корабли еще почти не ходили, они передвигались по цепочке стоянок, опасаясь шторма и пиратов; жили в пути в течение всего навигационного периода, поэтому знали многое о своих партнерах. Крайне важно иметь в виду не только путь с Востока на Запад, но и обратный. Путь с Запада на Восток, который пользуясь попутными ветрами и течениями, можно было проделать только вдоль берегов Африки.
Улу-бурунский корабль - финикийский корабль, затонувший у мыса Улу-Бурун близ города Каш (турецкий ил Анталья) в конце XIV века до н. э.
Место крушение коробля обозначено на карте выше.
Без объединения этих двух путей, с Востока на Запад и обратно, морская торговля на Средиземном море была немыслим, а Крит, ставший - узлом, связывающим оба пути неизбежно должен был стать крупнейшим морским и торговым центром. Успех укоренения финикийских колоний на побережье Африки до самой Испании, где берег сближается с европейским континентом, позволял в какой-то мере обходить зону контроля сначала Крита, а потом Микен, но все же всю вторую половину бронзового века основная морская торговля велась в восточном Средиземноморье под контролем государств Эгеиды.
Распределение зон финикийского и "греческого" контроля торговли, сохранившееся и во время более поздних исторических периодов
На каждом из концов кругового каботажного объезда по берегам Средиземного моря происходила если не полная, то частичная замена кораблей и команд. Снаряжение транспортировки - главный накладной расход в торговле и по сей день, поэтому каждый из компаньонов заморских странствий брал на себя расходы по экипировке только в один конец. Это заставляло иметь постоянного контролера, а тем самым и диаспору, на другом конце пути: критянин сидел в Угарите, угаритянин - на Крите. Систему перекрестного представительства компаньонов подробнейшим образом документированна в полутора сотнях частных клинописных архивов Каниша.
Схема движения товаров в XV веке до н.э.
Из документов этих архивов видна сложная структура торговли: тут и векселя, и товарные кредиты, и сложные структуры залогов, и длинные логистические бартерные цепочки товарообмена. А так же видно то, насколько торговля была переплетена с политикой. Вот только несколько примеров: крупный торговец упраздняет свое представительство в Канише ввиду ужесточения контроля местных властей. Или: крупнейший кредитор арестован - сдан собственными коллегами местным властям для урегулирования торгового конфликта. Или: работа ассоциации торговцев начинает сворачиваться из-за серии пространных судебных процессов. И так далее. Торговля масштабов, наблюдаемых по документам канишских архивов, не может быть привязана к одному центру и тем более к одному этносу. Торговцы вынуждены балансировать между разными «дворцовыми» центрами, способными их защитить, обеспечить безопасную транспортировку и сохранность товара. Сами же «дворцовые» центры неизбежно становится центрами торговли, производства, хранения и фискального контроля.
В таких условиях неизбежно возникает системное противоречие между государством, в лице дворцовых центров, и торговыми ассоциациями. Первые стремятся ужесточать фискальный контроль, вторые - делают все, чтобы его ослабить. Как одно из следствий такого противостояния - повсеместное разложение и коррумпированные чиновников, перерождение воинского сословия в торговое, что и сыграет свою негативную роль во время кризиса.
Древний Египет. Роскошь дворцовых центров. Люксор
Еще одним существенным моментом в международной торговле было то, что в крупных редистрибутивных (дворцовых) центрах и государственных таможенных заставах для учета, хранения или перегрузки неизбежно накапливались немыслимые по тем временам богатства в виде товаров для продажи. Поэтому такие центры были очень притягательны для набегов и пиратских рейдов. Что бы противостоять этому требовались серьезные затраты инфраструктуру и содержание собственных воинских подразделений «быстрого реагирования», которые в случае возникновения кризиса сами становились угрозой и проблемой для стабильности.
Народы моря грабят хеттское поселение
Географический ареал распространения внешней торговли на Древнем Востоке во II тыс. до н.э. включал в себя практически все заселённые к тому времени территории. Сухопутные и морские караваны объединяли в единое торговое пространство территорию от Северной Европы до Персидского залива, от Индии и Китая до побережья Атлантического океана.
Литература
- Поляк Г.Б. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002.-727 с.: ил. ISBN 5-238-00066-9. {17}
- Янковская Н. Б. Ойкумена амарнской эпохи и Крит. Журнал "История и современность" N1, март 2010, С35-60 {27}
- Никитина А.Д.. Типы торговых отношений на Древнем Востоке во II тыс. до н.э. : По материалам из Малой Азии, Вавилонии, Мари и Угарита. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Москва 2003 год. {16}
(
к оглавлению)