Князь Серебряный

Mar 08, 2013 00:01



Ясно, что не Босх, но тоже душу веселит и тренирует мозг.

Михаил Щербаков

Архи-своевременный вариант итальянской народной сказки, которую сначала пересказал Итало Кальвино, а уже потом перепел Рабинович еще раз пересказал Эрик Киммел с иллюстрациями Омара Райяна.

Ну и правильное название конечно же:
Граф Серебряный Нос



Не могу отказать себе в удовольствии и выкладываю перевод перепева пересказа и часть иллюстраций. Не поленитесь, сравните со сказкой Кальвино. Итак,



Жили-были на белом свете три сестры и мать их, старая прачка. Двое младших, Кармела и Мария были пустоголовыми созданиями, какой-то ум у них был, пожалуй, хватило б на небольшое стадо овец. Только и знали они, что болтать целыми днями о нарядных платьях и прекрасных принцах, которые приедут за ними и увезут их в богатый замок, и никогда больше не придется им стирать чужое белье. Третья же сестра Асунта знала, что за ней принц не явится. Была он широкоплечей и большеногой. Лицо ее было некрасиво, как дверь старого сарая. И, как будто всего этого недостаточно, на носу у нее была бородавка, а один глаз был стеклянным. Правда, была Асунта настолько же умна, насколько уродлива. И главное - она любила своих глупеньких сестер и приглядывала за ними, как кошка за котятами.

Однажды к двери их дома подъехал знатный всадник на черном коне. И диво! Нос его был сделан из полированного серебра. Он заговорил со старой прачкой.

- Меня зовут Граф Серебряный Нос. Слыхал я, что у вас есть три дочери. Я хотел бы взять одну из них в служанки.

- Выбери меня! Забери меня! - Мария и Кармела кричали наперебой. Мария оттолкнула сестру и запрыгнула на графского коня. И они поскакали прочь. Асунта бросилась за ними, крича:

- Глупая девчонка! Что ты знаешь об этом Серебряном Носе? Куда он тебя увозит? Что он с тобой сделает? Да разве приличные люди носят серебряные носы?!

Но Мария, смеясь, пропустила мимо ушей вопли сестры, и они с графом скрылись из виду.



Через неделю граф Серебряный Нос вернулся.

- Я хочу забрать твою вторую дочь, - обратился он к прачке.

- А что случилось с Марией? - спросила старуха.

- Она умерла, - ответил Серебряный Нос.



- Отчего она умерла? Где похоронена? Что ты сделал с ней? - Асунта кричала на графа, а в ушах у нее звенели рыдания матери. Тот на вопросы не отвечал, а поманил Кармелу.

- Пойдем со мной, красотка. У тебя будет новое платье каждой день, а работать почти не придется.

Глупая Кармела, не раздумывая, уселась на лошадь за спиной незнакомца, и они ускакали. Асунта бежала за ней с криками и воплями:

- Кармела, вернись! Не верь ему! Тебя постигнет судьба Марии!

Но Кармела отвернулась от сестры и вскоре пропала с глаз.

Ровно через неделю граф Серебряный Нос вернулся. Асунта встретила его на пороге:

- Где моя сестра Кармела?

- Она умерла, - ответил он.

- И ты воротился за новой служанкой? Хорошо же, я поеду с тобой, - заявила Асунта. Такая уродина как я не заслуживает ничего лучшего. Дай только попрощаться с матушкой, я ведь могу и не увидеть ее снова.

Она вошла в дом и простилась с матерью. Старуха заплакала:

- Не уезжай, доченька. Граф Серебряный Нос забрал твоих сестер. Если что-нибудь случится с тобой, я останусь одна-одинешенька на белом свете.

- Послушай, матушка, - сказала Асунта. - Граф со всеми его цацками и побрякушками меня не проведет. Я еду с ним, чтобы узнать, что случилось с Марией и Кармелой. Если они мертвы, я отомщу за них. Если же они живы, я верну их домой. Пообещай мне, когда получишь весточку от меня, сделай все, как я прошу, каким бы странным оно не казалось.

- И мать пообещала. Асунта поцеловала старуху на прощание, собрала свои вещички и взгромоздилась на вороного коня позади графа.

- Твои сестры не были такими тяжелыми, - воскликнул граф.

- Я создана для тяжелого труда, а не для красоты, - ответила Асунта, - если ты хочешь взять меня в служанки, то бери такую, как есть.

Серебряный Нос проворчал недовольно, но ничего больше не сказал. Он пришпорил коня и они умчались.

Они скакали весь день, а потом еще один. Утром третьего дня они добрались до полуразрушенного замка.

- Вот и мой дом, - сказал граф.

Асунта посмотрела внутрь здания и увидела тринадцать дверей по сторонам длинного зала. Мебели в нем никакой не было, кроме большого корыта для стирки, а в нем лежал валек для белья. Паутина свисала со стен и, казалось, пыль в этом замке не сметали уже сотню лет.

- Пойдем со мной, - сказал Серебряный Нос. Он снял со стены кольцо с тринадцатью ключами и повел Асунту вдоль зала, открывая двери одну за другой.

Первая комната была завалена до потолка грязными чулками.
Вторая была завалена грязными рубашками.
Третья была завалена грязными полотенцами.
А четвертая была завалена грязным исподним...

И каждая следующая комната была еще хуже, чем предыдущая. Наконец они дошли до тринадцатой двери. Граф показал Асунте ключ от нее, но замок отпирать не стал.

- А за этой дверью - тайна! Тебе запрещено открывать ее и даже пытаться заглянуть внутрь. А если ты попробуешь сделать это, поплатишься.

Асунта пожала плечами:

- Если ты не хочешь, чтоб я отпирала эту дверь, то зачем ключ-то показываешь? Да и какая разница, что там за этой дверью? Небось еще больше грязного белья!

Граф Серебряный нос вручил ей кольцо с ключами и сказал:

- Я уезжаю. А когда вернусь, то ожидаю, что вся эта одежда будет выстирана, отутюжена и аккуратно разложена.

- Ну, ожидать-то ты можешь все, что угодно, - сказала Асунта, - а я сделаю все, что смогу.

Граф оседлал коня и ускакал. Как только он скрылся из виду, Асунта взяла тринадцатый ключ и вставила его в замок. Дверь отворилась. Асунта отпрянула от неожиданности. За дверью обнаружилась глубокая яма наполненная серой и пламенем. На дне ее, рыдая от отчаянья, лежали пропавшие сестры, терзаемые чертями и бесами.



- Мария! Кармела! Не бойтесь! Я пришла спасти вас! - закричала Асунта в глубину. Но как же это сделать?



Асунта отперла все двенадцать остальных дверей во дворце, но лестницы нигде не оказалось. Тогда она собрала все грязное белье Серебряного Носа - его простыни, наволочки, брюки, чулки, рубашки - и связывала их друг с другом, пока получившаяся веревка из грязной одежды не достала до дна ямы. Асунта привязала ее одним концом к дверной ручке. Сжимая в зубах валек для белья, она спустилась в яму по веревке.



На дне бесы и черти свирепо набросились на нее.





Но Асунта орудовала вальком с такой яростью, что раскидала всю нечисть по сторонам.



- Мария, обхвати меня за шею! А ты, Кармела, держись за талию!

Асунта выкарабкалась из ямы и вытащила сестер, крепко вцепившихся в нее.

Наверху три сестры бросились обниматься, обливаясь слезами от радости.

- Граф Серебряный Нос поплатится за то, что он сделал с вами. Я разбила его бесенят, - заявила Асунта.



- Остерегайся, сестра! Этот граф - страшный бес, ужасно сильный и очень коварный, - предупредили ее Мария и Кармела. - Когда мы появились в замке, Серебряный Нос показал нам двенадцать комнат. Он дал нам ключ и от тринадцатой, но строго-настрого запретил открывать ее. Мы, конечно, пообещали. Но когда он уехал, любопытство одержало верх. Мы отворили тринадцатую дверь и заглянули в эту кошмарную яму. Мы думали, что граф ничего не узнает, но, вернувшись, он почуял запах серы от наших волос и понял, что мы ослушались его. Он безжалостно выпорол нас, а потом оттащил нас к яме и сбросил вниз. Он сказал, что заполучит всех трех сестер, а потом... - Мария и Кармела разразились слезами. - Нет, мы не можем продолжать. Все это слишком ужасно. О, Асунта! Почему мы не послушали тебя? Никогда, никогда мы не будем столь глупы.

- Я рада слышать это, - сказала Асунта. - Но нам предстоит много работы. Граф скоро вернется. Я должна вымыть голову, чтобы уничтожить запах серы от волос. Затем мне надо придумать, как вызволить вас из лап графа. А уж потом я сама с ним разберусь.

Она наполнила корыто горячий водой. С помощью сестер она вымыла и высушила волосы. В двенадцатой комнате нашелся большой плетеный сундук для белья. Мария и Кармела забрались в него. Асунта прикрыла их парадными графскими рубашками. Затем она вытащила свой стеклянный глаз и положила его в сундук.

Затем она обратилась к сестрам:

- Сидите тихо-тихо. Ни одного звука! Но если Серебряный Нос попробует заглянуть в сундук, кричите во весь голос: "Вижу тебя! Вижу тебя!"

Асунта закрыла сундук. Она повязала голову платком, чтоб запах серы не пристал к волосам. Затем она прошлась по замку и собрала всю стирку из двенадцати комнат и сбросила все белье в адскую яму. Напоследок она швырнула туда платок и захлопнула тринадцатую дверь.

Вскоре вернулся Граф Серебряный Нос. Он был очень доволен, не найдя грязного белья в двенадцати комнатах.

- Ты послушалась меня и на заглядывала в тринадцатую комнату, не правда ли? - спросил он у Асунты.

- Конечно нет, - ответила она.

- Дай-ка мне понюхать твои волосы.

- Асунта наклонилась и дала графу обнюхать голову.

- Они влажные. Ты мыла голову? - спросил Серебряный Нос.

- Конечно нет! - возразила Асунта. - Когда б у меня было время мыть голову? Я вспотела, оттирая весь день твое грязное белье.

- И все сделала? - спросил граф.

- Все-все. Кроме твоих парадных рубашек. Их надо утюжить особенным образом. Я-то сама не умею, но вот моя матушка знает как. Я сложила их в этот сундук. Отвези их моей матери, она их постирает и отгладит.

- Я поеду прямо сейчас, - ответил Серебряный Нос и поднял сундук.

- Уф-ф... Что ж он такой тяжелый?



- У тебя очень много рубашек, - сказала Асунта, - мне пришлось тщательно свернуть каждую из них, чтобы они все влезли в сундук. Пообещай, ты не станешь их перекладывать. Для надежности я положила в сундук мой стеклянный глаз. Если ты нарушишь свое слово, я увижу.

Граф поклялся не трогать содержимое сундука, он погрузил сундук на спину коня и ускакал галопом.

Через несколько миль он остановился на обочине:

- И как сундук с тряпками может быть таким тяжелым? - спросил он сам себя. - Наверняка там, внутри, есть что-то еще. Он распахнул сундук. Стекляный глаз Асунты уставился на него поверх стопок белья. Кармела и Мария тут же закричали: "Вижу тебя!"

Серебряный Нос захлопнул крышку сундука.

- Я только хотел взглянуть, - сказал он. Взобрался на спину коня и продолжил путешествие.

Через какое-то время, он снова остановился, чтоб дать лошади отдохнуть.

- Я не собираюсь открывать сундук в этот раз, - громко сказал он, - Я только хочу узнать, что внутри него.

И он прижался лицом к плетеной стенке. Граф вновь увидел стекляный глаз, глядящий на него, а Мария и Кармела снова закричали: "Вижу тебя! Вижу тебя!"

Раздраженный Серебряный Нос вскочил на коня, и скакал без остановок до самого дома старой прачки. Он сбросил сундук со стиркой у дверей:

- Асунта послала вам эти парадные рубашки. Она говорит, что вы можете отутюжить их лучше, чем она.

Матушка Асунты конечно знала, что ее дочь прекрасно могла бы и сама отгладить рубашки. Но она вспомнила о своем обещании и не задала ниодного вопроса.

- Они будут готовы через три дня, - сказала она графу.

- Я вернусь за ними, - граф поворотил коня и ускакал прочь.

Как только он скрылся из виду, мать Асунты открыла сундук. Она закричала, когда увидела стекляный глаз дочери, лежащий поверх белья.
Но еще громче она закричала, когда Мария и Кармела выскочили из сундука и бросились обнимать ее. Все трое заплакали сначала от радости, а потом от грусти:

- Что случится с Асунтой? Как она сможет спастись из когтей Серебряного Носа?

Но у той уже созрел план.

- Ты хорошая девица. Много работаешь и слушаешься меня, - сказал граф Асунте, вернувшись в замок. - Я хочу показать тебе что-то особенное. Пойдем со мной.

Асунта последовала за ним вдоль зала. Серебряный Нос остановился у тринадцатой двери.

- Отвори замок, - обратился он к Асунте.

- Я не попадусь на твою уловку, - ответила та. - Если ты хочешь открыть эту дверь, открывай сам.

И она бросила графу кольцо с ключами. Он вложил ключ в замоки повернул его.

- Открывай дверь, - приказал он девушке.

- Не буду, - возразила она. - Если ты хочешь открыть эту дверь, открывай сам.

Граф Серебряный Нос слегка приоткрыл дверь так,чтоможно было лишь заглянуть внутрь.

- И чего ты не соглашаешься? - спросил он. -Там внутри спрятано чудо, которым я хочу поделиться с тобой.

- Если ты думаешь, что вонючая яма - это чудо, сам и смотри, - Асунта толкнула графа через дверной проем прямо в яму. С ужасающем воплем он погрузился в дымящуюся серу.

Асунта захлопнула дверь, и вертела ключ в замке, пока он не сломался. Затем, прихватив с собой кольцо с ключами, он запрыгнула на черного графского коня и поскакала прочь. Она не останавливалась, пока не добралась до дома, где мать и сестры встретили ее с огромной радостью.



Никто больше не видал Графа Серебряный Нос. Только груда камней осталась от его замка. Но кольцо с железными ключами до сих пор висит в церкви Санта Мария Маджиоре, где его оставила Асунта. А если приглядитесь повнимательнее, то обнаружите, что конец тринадцатого ключа сломан.

Значит все так оно и было на самом деле.

Любопытно, что серебряный нос носил астроном и алхимик Тихо Браге.

Датский дворянин Тихо Браге был знаменит своим серебряным носом. В молодости, будучи студентом в Ростоке, он поспорил со своим четвероюродным братом о какой-то математической формуле (к сожалению, этот традиционно известный предмет спора теперь оспаривается педантами от истории). Спор был на свадебном танце, в доме одного профессора. Доказать свою правоту математически Тихо не смог, отчего получилась вечерняя дуэль на мечах. В темноте мечом ему отхватило большую часть носа и с тех пор он носил протез.

<...>

Король так привязался к Тихо, что подарил ему остров и сумасшедшую сумму денег на его дурацкие хобби. После смерти дяди и отца Тихо транжирил семейное состояние на свою обсерваторию и алхимическую лабораторию. А тут он смог развернуться по-настоящему. При датском дворе даже стало модно болтать о всяких там кометах, новых звёздах и о том, какие металлы соответствуют каким планетам, органам тела и характерам. Серебро соответствовало Луне, мозгу и было очень положительным металлом. Кто бы сомневался. Датчане гордились, что самый знаменитый в мире гений, такой умный, что его мозг блестит серебром в носу, служит именно у их короля.

omar rayyan, книжки с картинками

Previous post Next post
Up