Есть большое количество стран, о которых мы мало что знаем, и информация о них из первых рук всегда вызывает неподдельный интерес.
Есть много народов, с представителями которых мы никогда живьем не пересекались, и общение с ними тоже всегда увлекательно.
И у русских - как и у всех людей на планете - новая и интересная информация о народах всегда подвергается критичной оценке.
Обязательно сопровождаемой сопоставлением с некими внутренними установками для оценки чужаков. И соответствующими неосознанными, но вполне четкими этапами поведения в процессе общения.
Понятное дело, что у всех народов эти "оценочные матрицы" и этапы поведения разные. Но четко укладываются в три типа - русский, европейский и афро-восточный (свойственный представителям Востока и Африки).
На первом этапе общения у русских - добродушие и неподдельный и интерес к собеседнику. Прямые, часто выходящие за рамки европейской или восточной вежливости вопросы, имеющие целью поскорее разобраться, а не просто поддерживать пустой разговор ни о чем и непонятно зачем. И при этом спокойно прощая ляпы, эмоции, недопонимание собеседника.
Русские - практически всегда ведущие в начале таких диалогов. Даже если спрашивают, на первый взгляд, чуть ли не заискивающе - остальные все равно ведомые.
На первом этапе у русских основная цель - быстро узнать побольше о чужаке.
В отличие от европейцев - у них на первом этапе важно показать свое добродушие и безопасность для собеседника.
Также и на Востоке и в Африке - но там с первой же минуты начинается просчет сильных и слабых мест человека.
На втором этапе - оценка с уточняющими вопросами и указанием на нестыковки в фактах, если они есть. При этом нестыковки именно в фактах.
И вот тут самое интересное - оценка чужака у русских идет по таким параметрам:
- справедливость/несправедливость
- узость/широта мышления
- восприятие себя (нации) в этом мире
- сила, способность к серьезным и решительным действиям
У европейцев на втором этапе - попытка навязать свое мировоззрение.
У восточных людей, особенно арабов, а также у людей с черной кожей - сокращение дистанции, установление максимально доверительных отношений.
На третьем этапе - открытое выражение сложившейся оценки.
Если она позитивная - продолжение диалога.
Если нет - добродушный стеб, насмешки, иногда и неприкрытое "забивание гвоздя в крышку". А при настойчивости оппонента - сначала терпеливый уход в сторону, а потом реже игнор, но чаще решительные действия.
У европейцев на третьем этапе начинается оценка - по степени сопротивляемости навязываемому мировоззрению. С нарастающим давлением.
У восточных людей и африканцев - прощупывание возможных профитов, которые можно получить. У арабов более завуалированно, у черных ребят - менее затейливо, через неприкрытые просьбы что-то дать.
Четвертого этапа у русских, собственно, нет.
Либо начинается взаимодействие, либо оно мягко или резко прекращается. При этом взаимодействие либо на равных, либо русский ведущий. Наоборот - редкость. Даже в случае работы с американским или европейским начальником - поначалу порой даже уважение есть, но потом отношение переходит либо в снисходительное, как к дитю малому, или вообще как к "северному оленю", либо в игнор.
У европейцев - оценка выражается на четвертом этапе. Либо в снисходительном похлопывании по плечу при согласии с мировоззрением и последующими мягкими объяснениями что и как делать.
Либо в паузе, за которой начинают следовать всякие интриги. Или не начинают - и тогда высокомерно, с обязательной попыткой сохранения лица, посылают в игнор.
На Востоке и у африканцев - на четвертом этапе тоже проявляется результат оценки. С четким обозначением "я над тобой" или "я под тобой" и взаимных выгод от этого.
И вот что получается - упрощенно:
- у русских оценка человека или народа идет прежде всего с точки зрения возможной ассимиляции,
у европейцев - подчинения и колонизации,
у прочих - подчинения или получения профитов.
На самом деле: если человек хорошо говорит по-русски и следует неписанным поведенческим нормам - воспринимается как русский, даже если он с прищуренными глазами на чернокожей морде. Свой и равный.
За что, собственно, русских особенно не понимают, не любят и побаиваются.
Но если кто начнет выпячивать некие национальные, религиозные и прочие признаки - русским обществом он тут же молчаливо отторгается. И даже белокурый, кудрявый, курносый Ванюшка в косоворотке и лаптях в лучшем случае будет восприниматься Иванушкой-дурачком, и уж точно успешным в русском обществе не окажется - социальные лифты для таких оказываются закрыты.
А вот индус после Гарварда все равно своим англичанину никогда не станет.
Но зато к выпячиванию национальных, религиозных и прочих признаков в англосаксонской культуре относятся снисходительно - ну что с него взять, дикаря-сикха, сидящего в чалме за баранкой автобуса в Торонто...
У людей же из культур, ориентированных прежде всего на социум, все просто - ты либо "под" и тогда отношения становятся жесткими с элементами рабства, либо "над" - и тогда все сводится к выманиванию ништяков.
Как примером такой русской оценки может являться изменение отношения к Японии - несмотря на культивировавшийся уважительный образ "умные трудяги/сильные самураи", поведение по параметру "способность к решительным действиям" на Фукусиме, на мой взгляд, этот образ развенчало надолго. Но при этом без злорадства - сочувствия и желания помочь отнюдь не убавило.
Так что хотим того или нет, но выходит, что русские сами себя подспудно видят сильным народом - настолько, что добродушно, по-доброму настроены на ассимиляцию других.
P.S. Возможным оппонентам отнести меня к посконным русофилам будет довольно сложно, потому как сам являюсь результатом подобной ассимиляции с русско-украинско-молдавско-прибалтийско-французско-немецкой кровью, и при этом ношу остзейскую фамилию.