О традиционных формах храма

Aug 02, 2017 00:04

Наиболее архаичной формой храма, как представляется из Священного Писания, был круг,   Священная роща, образ Райского сада. В современной архитектуре традиционно сохраняются элементы этих архаичных форм (круглые абсиды алтарей, Престол и Жертвенник, как образы Древа жизни и Древа познания доброго и злаго, колонны, храмы-ротонды и пр.).

Вторая, упоминаемая Писанием храмовая форма, был квадрат. В такой форме повелел Господь Бог сотворить патриарху Ною Ковчег.

Текст Летописного лицевого свода, сохраняющий важные смыслы Божьего домостроения, описывает это так:

Быт. 6:14 Сътвори убо себѣ́ ковчегъ от древесъ негнѣющихъ на четыре углы. Придѣ́лы сътвориши в ковчезѣ и посмолиши внутрьуду и внеуду смолою.

Вобщем то все понятно. Сотворил Ной Ковчег (прообраз современного храма) на четыре стороны с приделами. Думаю, речь идет о прямоугольнике в плане размером 300 на 50 локтей. Но упоминание приделов делает возможным предположить, что в этом храме была основная выделенная часть (квадратная).

Любопытно понаблюдать, как греческий текст, а за ним и Елизаветинский славянский перевод, теряют первоначальный смысл текста, отправляя читателя размышлять о природе "четвероугольных дерев". Я и сам долго размышлял над этим образом, полагая, что Ной либо выбирал (взращивал) такие деревья заданной формы, либо освоил технологию изготовления бруса квадратного сечения. Впрочем, прямоугольный в плане Ковчег наводит на мысль, что это сооружение все же было плотом, а для увеличения плавучести брус предпочтительнее кругляка.

Синодальный перевод пошел еще дальше, уточнив, что Ковчег был сделан из дерева "гофер" и имел "отделения". Но и эти "отделения" и "гнёзда" Елизаветинского текста, скорее уводят в сторону от основной идеи Ковчега-храма.

Бытие 6, Бытие

Previous post Next post
Up