С восстанием «Ника» связано так много, что в короткой заметке очень трудно передать весь тот клубок исторических противоречий, который нарос за последние полторы тысячи лет вокруг этого события. Ведь, к сожалению, в случае событий VI века нашей эры мы скорее оперируем жалкими остатками материальных артефактов, нежели можем опереться на полные и исчерпывающие описания тех событий, да ещё и подкреплённых внушительным материальным фоном.
О VI веке нашей эры и о положении в то время внутри Византийской Империи нам известно до обидного мало.
И, конечно же, основным артефактом, который повествует нам о «Нике», является одна из величайших реликвий христианской веры - константинопольский собор Айи Софии.
Но и он скорее добавляет нам вопросов о восстании, нежели даёт нам чёткие ответы, удовлетворяющие наше любопытство.
Вот он, красавец-собор:
Бывший христианский храм, бывшая мусульманская мечеть, а теперь - один из главных музеев современного Стамбула, находящийся к тому же под прямой опекой ЮНЕСКО, которая и осуществляет в нём неспешные и обстоятельные реставрационные работы.
Но чем был этот храм в самом начале?
Сегодняшняя историческая наука имеет один общепринятый взгляд на генезис постройки Айи Софии.
Это - христианский храм, который потом, в 1453 году, был захвачен мусульманами и насильно переделан в мечеть. В силу чего бедные мусульмане принуждены молиться куда-то в угол захваченного храма, вместо того, чтобы молиться прямо на Мекку, как им и положено делать в связи с киблой.
Если кто не знает, что такое кибла - то вам, в общем-то
сюда. Это - географическое понятие, которое показывает для храма истинное положение на камень Кааба в священной Мекке.
И, в самом деле, на сегодняшний день алтарь Святой Софии выглядит именно так: мусульманская ниша для моления немного развёрнута в сторону Мекки для того, чтобы компенсировать «неправильное» для канонов ислама положение Святой Софии.
Как видите, ниша, которая показывает направление на Мекку и помещение для мусульманского священника (помечены на фото звёздочками) смещены от геометрической оси Айи Софии в сторону географического юга с тем, чтобы правоверные мусульмане не путались в выборе направления на основную святыню ислама.
Это хорошо видно и на современной карте Стамбула - все мечети (Султанахмет, Фатих, Сулеймание и множество мечетей помельче) смотрят на Мекку. Почти.
Убедиться в этом можно достаточно легко: сегодня онлайн-сервисы определения киблы доступны любому мусульманину или же просто интересующимся данным вопросом. Например,
вот кибла для современного Стамбула: 151,6° дуги от направления на точку географического севера. Ну, или если вам удобнее считать от точки географического востока, то 61,6° дуги от точки истинного востока.
Но... все мечети Стамбула стоят не по этой правильной, точно определённой кибле, а совершенно под другим углом к параллели восток-запад!
Вот этот парадокс, показанный наглядно, на примере самой знаменитой стамбульской Голубой Мечети (мечети Султанахмет):
Кибла тут показана красной линией, ну а положение Султанахмета вы можете и сами понять, исходя из приведенного схематического плана сверху. Оно составляет около 45° дуги от направления на точку географического востока. Вместо положенных по кибле 61,6° дуги.
«Ага!» - скажет читатель. «Таки христианский храм Айя София! Стоит-то он не по мусульманскому канону, а по христианскому!»
И будет наш читатель в корне неправ.
Мало того, что все стамбульские мечети стоят не по «правильной» кибле - так ещё и Айя София стоит не по христианским канонам ориентации церквей.
Вот карта окрестностей Айи Софии и мечети Султанахмет. С нанесенными в виде чёрных линий ориентациями основных церквей этого района:
Мечеть Султанахмет тут в самом низу карты, а посередине расположилась Айя София с её особым положением относительно сторон света.
Верхняя же, совсем небольшая церковь - это церковь Святой Ирины. Это одна из старейших христианских церквей Константинополя, которая была возведена, согласно историческим источникам, Константином Великим ещё в начале IV века нашей эры.
Однако, её ориентация по частям света магическим образом совпадает не с ориентацией христианской Айи Софии, а повторяет положение на Мекку (пусть и неправильное), но задаваемое достаточно единогласно всеми мусульманскими мечетями современного Стамбула.
Я уже как-то разбирал
такой казус со старейшей мечетью современной России, которая расположена в Дербенте.
Ориентацию нового храма, который часто сооружается на месте старого, обычно не меняют - в силу чего старый храм ориентируется на местности, как обновлённая, модернизированная копия древнего храма, сохраняя предыдущий храм в своих обновлённых стенах.
Так произошло и с церковью Святой Ирины.
Согласно позднейшим записям, первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего языческого храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии.
К сожалению, всей правды о той, первой церкви мы так и не узнаем: нам лишь известно, что около 346 года возле храма Святой Ирины погибло свыше 3000 человек из-за неких религиозных разногласий. Кто были эти люди - христиане или поклонники Афродиты, у которых по указанию императора отобрали храм - мы не знаем.
Ну и, конечно же, мы не можем предположить, насколько соответствовал званию «руин» тогдашний храм Афродиты.
Однако, как соглашаются все источники, фундаменты первой христианской базилики окропили кровью неких граждан уже в середине IV века нашей эры. А церковь Святой Ирины получила ориентацию в 45° от географического востока.
Фундаменты старого храма Афродиты под церковью Святой Ирины.
В 532 году, во время уже упомянутого нами восстания «Ника», церковь Святой Ирины была сожжена, а затем была отстроена при императоре Юстиниане в 532 году. Впоследствии церковь сильно пострадала от позднейшего землетрясения в 740 году, после чего опять-таки была большей частью перестроена. Фигурные мозаики Святой Ирины погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в полукуполе Святой Ирины сегодня располагается лишь мозаичный крест.
Поэтому, в общем-то, сегодня вы видите перед собой отнюдь не Святую Ирину императора Юстиниана, а лишь позднейшие постройки на месте второго храма, который построил Юстиниан на месте храма Константина. Который он построил на месте храма Афродиты. Который якобы к тому времени уже был полностью разрушен и забыт.
Так забыт, что пришлось по ходу пьесы убить 3000 жителей тогдашнего Византия.
Похожие и непохожие сёстры - Святая Ирина (на переднем плане) и Святая София (на заднем).
Согласно традиционной истории, похожая участь постигла во время восстания «Ника» и храм Святой Софии.
Первый храм на месте нынешней Святой Софии появился в 324-337 годах при византийском императоре Константине. Но, возможно, первый храм Святой Софии, относится к правлению императора Констанция, сына Константина.Что интересно, Сократ Схоластик, который описал закладку храма, даёт нам и точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля».
Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь на месте первого храма церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. И, наконец, базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника».
Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории Софийского собора.
Выглядит это точно также, как и в случае Святой Ирины: культурный слой предыдущих храмов уходит на несколько метров вниз от современного уровня поля Святой Софии:
От первых храмов IV-V веков, которые задали расположение современной Святой Софии осталось немного: лишь пару надписей и два фриза с фигурами овец и пальм:
Сюжет овец очень популярен в античной мифологии: скажу лишь, что подобные изображения вполне можно увидеть и в языческих храмах, и в еврейских синагогах. Ну и в христианских храмах - тоже.
Поэтому, сказать на основе лишь материальных находок, кому принадлежали первые храмы, находившиеся на месте Айи Софии, достаточно сложно - а о их внешнем облике нам приходится и вообще лишь гадать.
Всё, что у нас есть - это лишь определённость в дате и месте основания позднейшего храма времён Юстиниана, который и дошёл в сильно перестроенном виде до наших дней. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.
Как вы понимаете, 40 дней после «смерти храма» времён Феодосия дают нам и точную дату основания современной Софии - 23 февраля 532 года.
Как строили храм и сколько античных построек использовали в качестве «запчастей» для Айи Софии, я
уже писал, соредоточимся на другом.
Ведь тут мы как раз и подходим к сложному вопросу, который я подспудно задаю читателям. Чей это всё-таки был храм? Первый, второй, третий, уже дошедший до нашего времени?
В христианской традиции, в принципе, есть два подхода к ориентации храмов: либо алтарь храма обращается на истинный географический восток, либо же алтарь храма ориентируется по фактическому, «солнечному» востоку на день его закладки.
Первый вариант для Айи Софии принципиально не подходит - её алтарь уж слишком развёрнут на юго-восток. Остаётся посчитать, откуда вставало Солнце в день закладки Софии. Либо же её предшественницы времён Феодосия. Или Константина.
Уж слишком часто горели храмы в Византии в IV-VI веках.
Определить сегодня фактический, «солнечный» восток для любой точки Земли можно просто и быстро. Для этого есть, например, весьма
простые программы, считающие склонение Солнца на определённую дату.
Ну а смысл склонения Солнца относительно географического востока вы можете почерпнуть, прочитав о сути этого явления в виде детального описания, где
приведены и формулы, которые используют для расчёта солнечного склонения.
Не утомляя вас долгими описаниями, скажу: в день 15 февраля (дата закладки гипотетической базилики Константина) склонение Солнца будет -12,6°, а для 23 февраля (даты закладки современной Айя София Юстиниана) склонение равно -9,7°.
Максимальное же склонение Солнца, наблюдаемое в день зимнего солнечного солнцестояния, для широты Стамбула составит, как и везде по территории Земли цифру в -23,45°.
Сразу предуведомляя возражения касательно юлианского календаря: как вы понимаете, григорианский календарь сегодня опережает юлианский на 13 дней, но в момент своего введения в 1582 году разница была всего в 10 дней.
Во времена же Константина/Юстиниана эффект разницы календарей был и и того меньше (около 3 дней), в силу чего даты до введения григорианского календаря в мировой истории идут по достаточно чёткому тогда ещё юлианскому летоисчислению, которое ввели в 45 году до нашей эры.
Поэтому значение склонение Солнца в 9-13°, исходя из известных нам дат закладки Айи Софии, представляется весьма логичным.
Как из склонения Солнца посчитать азимут фактического, «солнечного» востока для определённой местности?
Для этого есть простая формула: cos A = -sin(delta)/cos(phi), где А - азимут фактического восхода Солнца, наблюдаемый на местности, delta - текущее склонение Солнца, которое мы посчитали чуть выше, а phi - широта города, для которого мы хотим наблюдать восход. Для случая Стамбула phi у нас равно 41° северной широты.
Наглядно эффект от изменения солнечного склонения можно увидеть вот на этом рисунке:
В дни равноденствия на всей поверхности Земли день почти равен ночи. «Почти» связано с тем, что у Земли есть атмосфера, которая немного удлиняет световой день за счёт рефракции и с тем, что Солнце у нас всё-таки небольшой диск, а не точечный источник света. В дни равноденствия Солнце восходит почти точно на востоке и заходит почти точно на западе.
В период, когда день длиннее ночи, приблизительно от весеннего до осеннего равноденствия, Солнце восходит севернее востока и заходит севернее запада, а в период, когда день короче ночи, который продолжается приблизительно от осеннего до весеннего равноденствия, Солнце восходит южнее востока и заходит южнее запада.
Поэтому, в нашей формуле мы, путём подстановки значений для углов синуса и косинуса, уже, путём обычного арккосинуса можем получить и положение фактического, «солнечного» востока для 15-23 февраля на широте Стамбула.
Это будет 102-107° от точки истинного севера - или же 12-17° градусов южнее точки географического востока.
Скажу, что для точки зимнего равноденствия на широте Стамбула вы можете надеяться увидеть восход Солнца на азимуте 121° от точки истинного севера - или же 31° градус южнее точки географического востока. И никак - южнее!
Но в феврале вы можете рассчитывать лишь на разницу в 12-17° дуги от истинного востока на юг - ведь уже близка точка весеннего равноденствия, когда Солнце на любой широте будет вставать точно на востоке.
А как же ориентирована у нас Айя София?
Задачу измерения углов на карте можно свести к задаче измерения сторон треугольника. Если кто-либо хочет проверить мои скромные усилия - то
к вашим услугам есть Wikimapia с её средством измерения расстояний, ну а полученные вами результаты измерений сторон треугольника «параллель-меридиан-ось Софии» можно заносить сюда, вот
в эту онлайн-программку. У меня получилось, что Айя София ориентирована на местности под углом в 32° от точки истинного востока.
Касательно же ориентации Святой Ирины я уже сказал - церковь стоит к истинному востоку под углом в 45°, что совершенно невозможно объяснить никакой датой её закладки на широте Стамбула, если оставаться в рамках христианского канона.
Вот такие у нас храмы в Стамбуле. Трофейные.
И мусульманские и, судя по всему - и христианские.
Окроплённые кровью мучеников, разрушенные и горевшие по многу раз, восстановленные на старых фундаментах, которые ориентированы странным образом и для мусульманской, и для христианской традиции.
За Святую Ирину положили 3000 душ, а за Святую Софию и того более - целых 35 тысяч. Это тех, кого посчитали.
Именно столько (35 тысяч человек при населении города в 350 тысяч) было убито в Константинополе/Византиуме во время восстания «Ника». После которого Юстиниан и решил «построить» Айю Софию на месте сгоревшего храма Феодосия.
Про Юстиниана и про его коня Феодосия я
уже писал. Тёмная история с ним.
Тёмна история и с населением Константинополя. Вполне возможно, что 350 тысяч могло и не быть, а вот 100 тысяч -
запросто. Поскольку именно столько потом будут сопротивляться османам.
Поэтому жертвы «Ники» могут быть и велики, да и просто чудовищны для тогдашнего населения города.
И не менее темна и история самой «Ники». На главных дверях Айи Софии и сегодня можно, чуть пониже сбитого мусульманами христианского креста, рассмотреть полустёртую, чуть видимую надпись "NI-КА". Вот эта дверь:
А вот трактовка этой надписи, которая принята в традиционной истории:
По русски это будет «Иисус Христос - победитель». И символ этот вы легко найдёте в позднейших, уже стопроцентно христианских символах-аннаграммах, о чём
я тоже уже как-то
писал:
Но, к сожалению, за дверью Айи Софии с надписью NI-KA вас ждут не они, а совсем другие буквы и узоры.
И тем интереснее то, что мы увидим за дверями Святой Софии. Это будут не кресты и не надписи о величии Христа. Хотя и их там уже, наряду с именами Аллаха, предостаточно, но я хочу рассказать вам не о них...