Ну, вот мы и добрались до кентавра. Надеюсь, по дороге к этой статье, рассказывая о непростых и часто парадоксальных хитросплетениях взаимоотношений народов Великой степи, я не утомил вас историей.
Но без этого - никак.
Можно спорить о хронологии, можно сомневаться в датах, однако от этого логика исторического процесса никак не изменится - для того, чтобы собрать персик с дерева, вначале это самое дерево надо посадить, а потом подождать, когда оно вырастет и начнёт давать плоды.
И если сейчас Персик радует нас своей статью, выучкой и аллюром, то это совершенно не означает, что всё это появилось в длинной истории взаимоотношения человека и лошади "единожды и сразу".
Кентавр рождался долго, в постоянных поисках, пробах и ошибках и громадное число совершенно разных людей приложили руку к тому Персику, которого мы можем видеть сейчас:
Часть длинного пути Персика мы уже обсуждали, но, для выстраивания общей логики происходившего, я позволю себе небольшие цитаты из прошлых статей, дополненные несколькими важными переходами, которые отсутствовали в более ранних текстах.
Надо сказать, что любая история - это всегда вероятность. Часто мы не можем составить непротиворечивое и полное представление о событиях происходивших даже во времена нашей собственной жизни.
Несмотря на большое число записей, видеоматериалов или фотографий - любое событие обрастает легендами, оценками, фальсификациями и умолчаниями.
Даже в наш просвещённый век 100% фиксации результатов любой человеческой деятельности средства массовой информации одновременно являются и средствами массового обмана. Все, я думаю помнят хорошую иллюстрацию о подходе современных СМИ:
Но, если убрать архетипическую М16 в кадре, то, в принципе, ничего не изменится - мир всегда был, есть и будет очень сложным и многогранным
местом.
Летописи всегда цензурировались или даже самоцензурировались, а летописцы всегда описывали события с точки зрения одной из сторон любой войны. Моменты, которые вы прочитаете у Манштейна в его мемуарах, вы вряд ли найдёте в Книгах Лиддел-Гарта или в воспоминаниях маршала Жукова.
Воспоминания очевидцев всегда фрагментарны и подвержены массе посторонних влияний. Бухгалтерские книги и переписи населения сухи и отражают тоже только то, что хотят видеть их заказчики.
Артефакты всегда подвержены трактовкам и возможности массовой подделки, безвозвратной утраты или преднамеренного уничтожения.
В итоге любое историческое событие оказывается не математической точкой с чётко определёнными координатами, а некой сложной вероятностной функцией, сильно "размазанной" по пространству и во времени.
Как я уже говорил, наиболее полно на роль такого абстрактного представления об истории подходит понятие нечёткого множества:
Где заканчивается сиреневое облако и начинается красное?
То есть, любая хронология - это не более, чем условность.
И, когда мы говорим, что "такое-то событие произошло в 223 году до нашей эры в районе Лациума-Анциума" - то, на самом деле, полная фраза звучит вот так: "Исходя из нашего текущего понимания, которое разделяет наибольшее количество экспертов в данной предметной области, наиболее вероятно, что именно данное событие имело место где-то около выбранной нами даты и приблизительно в районе, принимаемом, как место данного события."
Но, кроме временных и пространственных рамок, которые, как я сказал выше, всегда вероятностны и условны, всегда есть причинно-следственные связи. А вот они как раз и позволяют часто разнести события в рамках исторической шкалы времени и избежать тотального скатывания в полное отрицание истории и удержать картину мира от замыкания в "вечное сегодня, которое единственно и есть реальность".
Ведь, в самом деле, в мире всегда есть и фляга с водой для страждущего, и М16, нацеленная в голову врага. Есть цветы и есть помойки. И они всегда существуют рядом.
Мифы и сказки надо рассказывать детям. Взрослым надо рассказывать историю.
Поэтому - начнём с истории. Персик, 3 500 год до нашей эры.
Полную фразу про все похождения Персика - со всеми "наиболее вероятно" и "приблизительно" - вы уже достраивайте сами, без меня, каждый раз.
Иначе текст уж очень объёмный выйдет.
3 500 год до нашей эры. Север Казахстана.
Или же 6000 год до нашей эры. Башкоторстан.
Или же 7000 год до нашей эры. Саудовская Аравия.
Первый факт приручение лошади человеком. Причём, скорее всего, правы все исследователи - поскольку генофонд лошадей на порядок более разнообразный, нежели генофонд человека, о чём я уже писал чуть
раньше.
Факты, по которым восстанавливается первый контакт человека и лошади, очень скудные и неполные.
Например, аравийская культура Аль-Магар, которая претендует сейчас на приручение лошади около 7000 года до нашей эры, может предложить археологам вот такой
артефакт.
Конечно, смешно. Но - первобытному охотнику и собирателю, который первым задумал изобразить лошадь на статуэтках, надо было затратить уйму времени, чтобы добиться даже такого скромного результата. Ну а полный список находок культуры Аль-Магар есть вот по этой
ссылке. Негусто, но что делать!
Находки лошадей в Башкоторстане тоже неясны своим происхождением. То, что
нашли на стоянках Муллино и Давлеканово - это скелет лошади. Первый лошадиный скелет на человеческой стоянке. Может быть - это и есть наш первый Персик, а может быть Персика просто съели из-за вкусного конского мяса. Ну - или это вообще была Жемчужинка, которая давала вкусное молоко. Кто знает?
Те же проблемы есть и у казахских находок. Первые следы приручения лошади определяются по деформации зубов и челюсти древних лошадок, что предполагает использование удил. Самих удил или псалий (боковых частей удил), к сожалению, там
не найдено - артефакты отнюдь не всегда появляются "вдруг и сразу", но иногда их использование, как видите, можно определить по косвенным признакам.
Однако, в случае Ботайской культуры мы уже можем уверенно сказать - лошади точно что-то вставляли в рот!
Предполагают, что самые первые удила вообще были мягкие, из сухожилий или кожаных ремней, которые вставлялись в рот лошади и ограничивались костяными псалиями.
Массовые находки упряжи и первых, ещё костяных удил и псалий, идут уверенными десятками и сотнями штук уже с конца каменного и начала бронзового века. И происходит это (опять, привет нечёткое множество!) уже на территории Украины и России, в рамках находок Срубной культуры.
В чём вообще смысл удил?
Удила - это специальная планка во рту лошади, которая физическим воздействием на беззубый край рта коня с одной стороны, заставляет животное сгибать голову и поворачивать аллюр (бег) в эту сторону. Воздействием с двух сторон одновременно - заставляет лошадь останавливаться. Применяются удила как при верховой езде (управление поводьями), так и в упряжке (управление вожжами).
То есть удила - это уже не только кумыс или вкусное мясо, но и однозначно - повседневное использование лошади для целей верховой езды или перевозки каких-либо грузов.
Лошадь - в чём-то уникальное животное. Гармоничное сочетание выносливости и скорости, развитого животного ума и невыразимой грациозности.
По развиваемой мощности лошадь где-то впятеро превосходит человека. Магические 735 Ватт "лошадиной силы" до сих пор широко используются нами в повседневной жизни. Сколько киловатт в двигателе вашего автомобиля? Быстро! Ну да, в лошадиных силах как-то сподручнее, согласен...
Лошадь обладает удивительной "коробкой передач", которой наделила её сама природа.
Самое медленное передвижение лошади - это шаг. Именно при передвижении шагом лошади развивают наибольшее усилие и именно от мощности шага возникла эта самая "лошадиная сила":
При шаге ноги лошади выдвигаются вперёд поочерёдно: например, левая задняя, левая передняя, правая задняя, правая передняя. Одновременно в воздухе могут находиться одна или две ноги. Отчётливо слышны 4 удара копыт о землю.
Скорость нормального шага - 2 м/с. Шагом лошади движутся на испытаниях лошадей тяжеловозных пород, например, на силу тяги.
Однако даже при движении шагом, в случае, когда лошадь ещё и при использовании правильной упряжи может тянуть 500-килограммовый воз - она движется быстрее человека, который идёт быстрым шагом! (7,2 километра в час против 5 километров).
Проблема, как мы помним, в этом случае была скорее не в человеке, а в лошади - люди отнюдь не сразу придумали современный хомут,
долго пытаясь надеть на лошадь квадратную упряжь в виде ярма, применявшуюся для запрягания быков. Лошадки задыхались, мучились, но тысячелетиями тянули повозки вдоль дорог Евразии.
Первые повозки, кстати, это тоже очень нечёткий и сложный момент, который я уже начал разбирать
тут, сразу же вслед за генетикой лошадей и описанием китайского похода за хорошими лошадьми в Фергану.
Вообще, с лошадиной упряжью и повозками люди мучились не одну тысячу лет.
Вот одни из первых колёс, которые относятся к находкам Ямной культуры, которая занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере.
Этой протоповозке - около 5000 лет, она достоверно старше любой взнузданной лошади:
Рядом с колёсами часто находят остатки примитивного ярма, которое служило для запрягания быков.
Колеса повозок Ямной культуры вращались вместе со своей осью. Проблемы возникали при повороте повозки, когда колеса должны двигаться с разной скоростью. Повозка при этом переворачивалась и часто ломалась. Сами колеса тоже были очень примитивными, их вытачивали из цельного деревянного кругляка. Повозка ехала медленно, была тяжела по весу и неповоротлива. Плохое качество изготовления колёс и осей заставляло делать повозки двухосными, а, в отсутствие столь привычных нам теперь
ступиц, делало управление повозкой вообще искусством.
Скорее всего, с примитивным ярмом, с быками вместо лошадей, с двумя цельными осями и полным отсутствием вожжей - поворот такой повозки требовал напряжения сил и возницы, и погонщика волов, который, судя по всему, просто тянул их за верёвку, привязанную к рогам, в нужную сторону. Однако, в целом, волы степей тогдашней Украины были всё же лучше ослов и ишаков, которых использовали в Месопотамии.
Но, господа, это же лучше, чем носить что-то руками!
Изобретение колеса, которое присоединялось ступицей к неподвижной оси, произвело революцию в истории развития средств передвижения. Каждое колесо со ступицей уже насаживалось на ось по отдельности и при этом их вращение уже не зависело друг от друга. Чтобы избежать трения. ось в районе ступиц начали смазывать дёгтем или жиром. Выпиливая частицы дерева из внутренней части колеса и устанавливая укрепляющие скрепы, человек добился уменьшения веса повозки. Одновременно, такое облегчённое колесо оснастили уже медным или бронзовым ободом, а для жесткости конструкции внутри установили металлические спицы или, в первых вариантах - пластины. Повозка с такими колесами передвигалась во много раз быстрее, уже не боясь поворотов или неровной дороги.
И вот тут, наконец, на арену истории вышла лошадь.
Повозка из неуклюжей телеги превратилась, наконец, в боевую колесницу.
В этот момент в истории возникает тот тип лошади, который мы сейчас знаем - высокий, мощный зверь, который может выдать "на гора" уйму мощности, которую можно реализовать в сотню полезных или опасных дел.
Надо сказать, что даже специальные породы лошадей для боевых колесниц в истории вывели отнюдь не сразу. Например, Китай даже в эпоху Цинь Шихуанди, когда на другом конце света уже вовсю скакали колесницы, впрягал в повозки коротконогих лошадок, которых вместо двух приходилось ставить по четыре в ряд. Иначе колесница, судя по всему, ехала очень слабо:
В Евразии же вопросов с лошадьми не было в принципе, поэтому там очень быстро были выведены породы лошадей, которые могли долго и без устали передвигаться следующим специфическим лошадиным аллюром - рысью.
При рыси ноги лошади передвигаются по диагонали (крест-накрест), то есть совместно ступают правая передняя и левая задняя, а потом левая передняя и правая задняя. Таким образом, одновременно в воздухе могут находиться сразу две ноги. Кроме того, рысь бывает тихая или короткая (трот) и средняя или резвая (размашистая рысь или мах). На средней рыси появляется момент подвисания - когда в воздухе оказываются все четыре ноги, и лошадь как будто летит над дорогой. При аллюре рысью у лошади отчётливо слышны 2 удара копыт о землю.
Скорость рыси - у первоклассных рысаков - около 10 м/с. Название аллюра дало название ряду пород лошадей - рысаки. Это специально выведенные упряжные лошади, которые могут долго, не уставая, не переходя на галоп, бежать резвой рысью (или как ещё говорят "идти махом"). Современные породы рысаков распространены по всему миру: это орловский, русский, французский, американский рысак.
Разновидностью рыси является иноходь. При иноходи лошадь передвигается вперёд, поднимая сразу две ноги какой-либо стороны. Отчётливо слышны 2 удара копыт о землю. Иноходь даже немного быстрее рыси, удобнее для верховой езды или езды в повозке. Обычно лошадь может бегать либо рысью, либо иноходью.
Что интересно иноходь - это тоже естественный аллюр, встречающийся у горских верховых лошадей в Крыму, на Кавказе и на Тянь-Шане.
Как вы можете посчитать, при движении рысью или иноходью скорость лошади от движения шагом подскакивает сразу впятеро - с 7 до 35 километров в час. Рысью хороший рысак, даже со всадником в седле или с хорошей колесницей и собратом, запряжённым рядом, может скакать около половины светового дня - то есть конница или колесницы получают громадное преимущество перед пехотой и способность проходить в дневном переходе до сотни километров, что совершенно нереально для пешего воина.
Однако ещё более важным свойством лошади была, наряду с рысью, возможность и третьего, самого мощного и быстрого аллюра - галопа.
Галоп состоит из ряда скачков, по сути дела лошадь как бы "прыгает" вперёд. При галопе с правой ноги лошадь сначала ступает левой задней ногой, потом двумя ногами по диагонали (правой задней ногой и левой передней), потом правой передней и наступает фаза подвисания - лошадь буквально "летит" над дорогой. При галопе отчётливо слышны 3 удара копыт о землю.
Медленный галоп называется кентер, средний - полевой галоп, очень быстрый - карьер. На галопе лошадь может развивать скорость до 70 км/ч. Именно когда лошадь двигается галопом, правильно говорить, что она скачет.
Именно с галопом связана вся история боевой лошади.
Как мы помним из старого анекдота про Ньютона и яблоко, учёный говорит проходящему мимо студенту "- Хорошо, что пополам!" и на вопрос "-Что пополам? Яблоко-то целое!" отвечает: "Эм-вэ-квадрат-пополам, дурень!"
Вот с этого "вэ квадрат", которое ещё и "пополам" и пошло всё "тысячелетие лошади" на просторах Евразии, а потом - и всего мира.
Кинетическая энергия лошади растёт по квадрату её скорости. Лошадь, бегущая галопом, имеет кинетическую энергию не в десять, а в сто раз большую, чем идущая шагом.
Поэтому - только так. Казачьим намётом, с шашками наголо и пиками наперевес, в ряды беззащитной и испуганной пехоты, догоняя дрогнувших и побежавших - всё тысячелетие.
Click to view
Ведь где в Евразии парус? В Евразии у нас только жуткие cossaсks, которые просят в парижских кафе обслужить их bistro.
Русские ведь всегда платят по счетам. И за чай, и за сожжённую Москву.
Но и про парус мы тоже не забудем.