Вначале - небольшое предуведомление. Россия - не родина слонов и не страна, в которой в XXI веке будет изобретён перпетуум-мобиле, скатерть-самопьянка и рог изобилия в рамках одного серийного изделия. Пик нефти, который сейчас завтра, вчера, в 2005 году, в 2015 году мир проходит в "едином, творческом порыве", не минует и Россию.
Однако, в зависимости от точного момента, в который Россия этот пик будет проходить, по сравнению с другими игроками глобального энергетического рынка, по сути дела зависит, насколько сильные карты будут лежать на столе и что будет оставаться "на руках" у каждого из мировых игроков.
Мировая энергетическая игра - это не "мизер", в ней совершенно не стоит зараннее скидывать тузы и оставлять себе "семёрки". Страна, оставшаяся с козырными картами в конце игры, однозначно обеспечивает пристойный конец своей "нефтяной партии" и вполне может иметь достаточный ресурс для построения новой, уже безнефтяной экономики.
Страны же, которые в критический момент перехода мира в новую энергетическую фазу остануться с сухими скважинами, пустыми хранилищами, разрушенной, непригодной и неотреформированной инфраструктурой и экономой - обречены.
Поэтому, я постараюсь качественно оценить то, какие факторы в настоящий момент времени будут замедлять наступление пика нефти в России. Скажем так - есть ли сейчас у России "свежие сибирские дивизии", которые могут поменять положение на фронте?
И да, меня в рамках данного анализа совершенно не интересует политические и идеологические конструкты, которые сейчас педалируются различными группами, борющимися за власть в Кремле, Белом доме или в Брюсселе. Как учил нас старик Селдон из азимовского "Основания" - психоистория рулит нами совершенно против нашего желания...
Поэтому, прогнозируя возможное будущее, всегда интересно посмотреть в прошлое - большинство ответов ведь уже лежат там, надо их лишь не полениться увидеть.
Вначале я хотел бы рассказать о судьбе очень маленькой и очень гордой страны. Вот график добычи нефти в ней за последние 20 лет:
Что это? В какой новой стране открыты такие залежи нефти, которые позволили ей поднять добычу с уровня немногим менее 200 кбд в 1994 году до целых 1,05 Мбд в году 2010? Африканская страна? Жарко Холодно. Юго-Восточная Азия? Снова жарко холодно.
Это старейшая нефтедобывающая провинция мира. Это Азербайджан.
Ещё 30 лет тому назад никто особо не ожидал от Азербайджана какого-либо рывка в производстве нефти:
Добыча там достигала своего пика уже трижды. В первый раз это произошло ещё в 1901 году, когда Апшеронский полуостров вышел на пиковую добычу в 250 кбд, добыв за тот год больше 11 млн. тонн нефти. На тот момент это составило 50% всей мировой добычи нефти. Добывалось это безумное для начала ХХ века количество нефти на площади всего в 15 км2, по сути дела - из единственного сверхгиганского месторождения Биби-Эйбат, первого из "нефтяных слонов", открытых человечеством.
Но уже к "сытому, статистическому, царскому" 1913 году добыча нефти на Апшеронском полуострове начала снижаться и составила 9 млн. тонн нефти в 1913 году и всего 3,5 млн. тонн нефти - в 1920-м. Апшерон медленно умирал без новых идей и без инвестиций. В отрасль пришёл первый "всадник апокалипсиса" русской нефтедобычи - революция и война - а шире - политическая и социальная нестабильность.
Этот всадник потом ещё не раз будет собирать свою жатву и всячески замедлять темп добычи нефти в Российской Империи, в СССР, в России. Промыслы Майкопа ещё будут в 1942 году взрывать перед наступающей гитлеровской армией, геологоразведку в Западной Сибири и в Волго-Уральском бассейне будут сворачивать в 1943 и отправлять геологов на фронт, освоение Восточной Сибири и Арктического шельфа отложат "на потом" в году 1991-м.
Все эти моменты, моменты трагические для страны и для народов СССР и России, будут тормозить темпы нефтедобычи на 1/6 обитаемой суши.
В 1945 году весь СССР будет производить всего 10 млн. тонн нефти в год - меньше, чем производили 15 квадратных километров Апшерона в 1901 и вдвое меньше, чем Азербайджан производил на своём втором пике в 1940-м - 22 млн. тонн нефти в год (480 кбд). По сути дела, после войны всю нефтедобычу прийдётся восстанавливать заново - довоенный уровень добычи нефти в СССР смогли восстановить только к 1950 году.
В 1957 году Азербайджан выходит на свой третий пик, добывая 15 млн. тонн нефти в год (330 кбд), что составляло в то время почти что четверть всей добываемой в СССР нефти. Однако в дальнейшем добыча на бакинских промыслах начинает монотонно падать. Громадные шельфовые месторождения Каспийского моря, которые сейчас работают на славу и благосостояние Азербайджана были открыты ещё в 1966-1970 годах, с использованием уникальной по тем временам морской буровой "Апшерон". Но - они не осваивались!
И здесь мы видим весёлый оскал второго всадника апокалипсиса. Имя ему - плановая экономика. Все поймут шутку о "перевыполнении плана по выпуску правых босоножек", но не все ныне читающие, а особенно - из молодого поколения, поймут, насколько плановая экономика могла воздействовать на экономическое поведение масс советских людей.
В конце 1940-х - середине 1950-х годов в рамках Волго-Уральского бассейна были открыты гораздо более перспективные месторождения нефти и газа - Ромашкино, Шпаково, Муханово, Арлан. Запасы одного Ромашкино с лёгкостью как минимум вдвое покрывали запасы обеих "сверхгигантов" Апшерона - Биби-Эйбата и Балахлы-Сабунчи-Раманы, которые, к тому же, уже вошли в стадию падения добычи.
Будь у азербайджанских нефтяных сверхгигантов "эффективные собственники" они, безусловно, постарались бы защитить свои инвестиции и продолжили бы наращивать добычу. И, конечно, за взятки решили бы вопрос о немедленном освоении каспийского шельфа, будь в Кремле другая власть.
Но в Кремле была Власть, а "эффективных собственников" в СССР предпочитали перевоспитывать согласно статьям уголовного кодекса. Поэтому, уже в 1950-е годы начался процесс перевода основных усилий по нефтедобыче из Азербайджана на Поволжье и Урал. Потом эта ситуация будет повторена не однажды - в 1970-е годы таким образом будет освоена Западная Сибирь, в 1980-е - Прикаспийская провинция, в 1990-е прийдет черед Сахалина.
Сейчас - очередь за Арктикой и Восточной Сибирью. Вы думаете, второй всадник апокалипсиса замедлил свой бег? Или он просто спрятался под личиной одной Мегакорпорации? ;)
Надо сказать, что страна в целом от планового подхода только выиграла. Технологии добычи нефти даже в 1960-е годы ещё были очень несовершенны (как на сегодняшний день) и надеяться извлечь больше, чем 25-30% от запасов, представлялось практически невозможным. СССР и Россия, к сожалению, часто были пионерами во многих технологиях, но всегда очень отставали в вопросах их повсеместного и последовательного внедрения.
И здесь мы можем увидеть поступь третьего и четвёртого всадников. Имя ему - распиздяйство и холод национальный характер и природные условия.
Русские, к сожалению - и к счастью - уникальная для мира нация. Россия - уникальная страна. Исторически в России короткое лето и длинная, скучная зима. Россия громадна, сурова и малонаселена. Русский может пойти на подвиг, работать за идею и на износ, но часто не может выдержать нудного монотонного соблюдения правил и протоколов, точного выполнения инструкций и распоряжений. Природа вокруг него сурова и бедна, у России всегда не хватало ресурсов, при том что вроде бы золото и лежало прямо на поверхности земли - где-то там, под таёжным мхом.
Всё это в полной мере относится и к разведке нефти, и к нефтедобыче.
В 1977 году, в СССР, несмотря на плановую экономику и пристальное внимание Партии и Правительства к вопросам нефтедобычи, было пробурено около 12 000 разведочных скважин на нефть и газ. В США, в том же 1977 году пробурили 46 500 разведочных скважин.
В 1984 году, на пике газонефтяной мощи СССР, в самом перспективном на тот момент Западно-Сибирском бассейне, всего 15% скважин бурились с разведочными целями, остальное - это были эксплуатационные скважины.
Китайцы, когда перенимали опыт СССР в 1950-е, даже называли этот специфически русский подход к нефтедобыче, как "ловим слонов, игнорируем мышей". И да, своего "слона" - Дацинское месторождение - китайцы с таким подходом словили уже в 1959.
Многие вещи, которые более основательные и более предприимчивые капиталисты освоили бы мгновенно, в России и в СССР лежали "под спудом", до лучших времён.
Мы открыли Баженовскую свиту с совокупными извлекаемыми запасами в 1 млрд. тонн нефти и геологическими в 21 млрд тонн! Хорошо. Что можем добыть здесь и сейчас? 50 млн. тонн? Тогда так и утвердим запасы Салымского месторождения.
Четыре этих условия - политическая и социальная нестабильность, плановая экономика, природные условия и национальные особенности - все вместе делают чудеса. СССР на полном серьёзе проходит пик добычи нефти в 1988, а потом Россия вроде бы опять-таки абсолютно серьёзно хочет сделать это в 2012-м.
Хотя Запад уже начинает что-то подозревать и снова рисует России двугорбого верблюда на нефтедобыче. Так, на всякий случай. Вдруг эти русские таки сделают что-то с Арктикой, Восточной Сибирью или Баженовской свитой. Просто из вредности.
А как же наша модельная страна, наш солнечный и гостеприимный Азербайджан?
Он, судя по всему, прошёл свой пик добычи нефти в 2011 году:
Пройдёт свой пик и Россия. Может быть завтра, может быть - и в 2020 году.
Ведь всадники апокалипсиса скачут по стране. Они не останавливаются, они продолжают мешать России сделать это "по правилам и по западной науке". И почему-то, по их поводу мне вспоминаются слова Федора Михайловича Достоевского, который сказал как-то: "Я есмь часть той части целого, которая хочет делать зло, а творит добро.."
Ведь нефть будет нужна России и завтра, когда уже весь мир пройдёт пик её добычи. Она будет нужна нам для добрых дел.