В Москве завершается реконструкция Каширского и Варшавского шоссе. Несмотря на
недоработки проектов и еще не завершенные работы, уже сейчас виден положительный эффект от реконструкции обеих трасс. Свидетельствую это, как житель Южного округа. Однако реконструкция выявила и колоссальную проблему: проектировщики и строители, к сожалению, наплевательски отнеслись к информированию водителей об изменениях в организации движения.
Одной из «фишек» реконструкции и Каширского, и Варшавского шоссе стало выведение левых и правых поворотов с основного хода на боковые проезды-дублеры. Такое решение, при условии грамотного светофорного регулирования, оправдано с точки зрения и безопасности, и пропускной способности, и движения общественного транспорта. Но у него есть и недостаток: оно интуитивно непонятно! Десятки тысяч водителей привыкли поворачивать налево из левого ряда, а вовсе не из правого. К тому же уходить вправо нужно заранее, за 200-400 метров до перекрестка. Стало быть, водителей нужно не просто проинформировать, а сделать это качественно.
Возьмем известный большинству автомобилистов ЮАО перекресток Каширского шоссе и улицы Борисовские пруды. Он издавна пользовался дурной славой: поворачивающие налево вставали тут не в 2 ряда, как положено, а в 3-4, блокируя прямое движение в область:
Вот такой тут был пофазник и фактическое движение:
При реконструкции Каширки этот перекресток было решено реконструировать, построив поворотный карман. То есть желающим повернуть на Борисовские пруды НАЛЕВО нужно сначала свернуть НАПРАВО:
А затем повернуть в своей фазе, под красный сигнал основного хода Каширского шоссе:
Карман построили. И в начале июля 2013 года движение переключили на новую схему. Прошло больше двух недель, но часть водителей до сих пор продолжает поворачивать налево с основного хода Каширского шоссе! В результате на перекрестке творится хаос.
Click to view
Чтобы понять, почему использованная проектировщикам навигация не сработала, посмотрим, какой она была раньше и какой ее сделали.
Как было
Один большой белый щит за 600 метров до поворота
Второй - за 200 метров
Тут все было в порядке: мало того, что поворот интуитивно понятен (налево из левого ряда), так об этом еще сообщают 2 больших щита.
Как сейчас
О том, что надо заранее уйти в правый карман, водителей «проинформировали» двумя желтыми щитами на разделительном газоне и маленькой белой табличкой.
Первый желтый щит на разделительном газоне
Второй желтый щит на разделительном газоне
Маленькая белая табличка за 50 метров до поворота направо.
Не будем спорить, насколько оптимально останавливать красным прямой ход в область (который при старой схеме ехал всегда, пусть и в одну-две полосы). Но "точка принятия решения водителем" теперь на 200 метров раньше по сравнении со старой схемой! Формально об этом водителей проинформировали. Но реально ли заметить, прочитать и понять информацию на этих щитах на скорости 60-80 км/ч в транспортном потоке? Нет, потому что:
- Белый маленький щит не имеет схемы. И его можно заметить и воспринять только из правых рядов, метров за 50.
- Желтые щиты просто ужасны. Даже зная о том, что они должны тут быть, я в первый раз проехал мимо, вообще не заметив их! Потому что они маленькие, стоят на малой высоте и загорожены автомобилями, формулировка канцелярская, шрифт неконтрастный, схема кошмарная.
- Белого же большого щита сверху вообще нет!
О том, что проблемы с временными информационными щитами в нашей стране носят системный характер, мы
писали уже давно. 90% информационных щитов сделаны откровенно «на отстань». Те криворукие персонажи, которые их рисуют и ставят, заботятся лишь о том, чтобы избежать санкций ГАИ за отсутствие щита. Им, увы, фиолетово, какой процент водителей сможет использовать щит по назначению, то есть будет им проинформирован об изменении!
Последствия
Но информационный щит - это не одно лишь удобство, а еще и вопрос жизни и смерти. Вот фотография последствий ДТП, случившегося в начале июля на перекрестке Каширского шоссе и улицы Борисовские пруды.
Девушка на белом Пежо ехала по Каширскому шоссе в центр. Мужчина на черном "паркетнике" поворачивал с Каширского шоссе на Борисовские пруды с основного хода. Судя по всему, он не заметил Пежо, зацепил его, и белая машина «ушла» в столб.
Конечно, водитель черного джипа виноват в этой аварии и должен быть наказан. Подъехав к перекрестку, он не мог не видеть, что поворот налево запрещен. Но зададим себе вопрос: а стал бы водитель осознанно нарушать, если бы ему нормально и заранее показали, где нужно свернуть? Да ни в жизнь! Из нового кармана поворачивать налево и быстрее, и безопаснее.
И это ДТП - не единичный случай. Вот еще одна фотография того же месте, взятая из Инстаграмма того же
автора.
Как надо
То, что ниже, собственная оперативная разработка Probok.net. Мы не претендуем на идеал, а пытаемся выработать правильный подход к навигации.
Большой белый постоянный щит
Малый желтый временный щит
Первый желтый щит на разделительном газоне
Второй желтый щит на разделительном газоне
Большой белый щит на высоте вместо ранее установленного
Заметим: желтый щит на последней фото выглядит мелким в сравнении с белым. Но благодаря стрелкам он даже в таком виде доносит идею изменения движения.
Секрет хороших информационных щитов
Он очень прост. Дизайнеру надо всего лишь:
- включить мозг и сердце, поставить себя на место водителя, который будет эту информацию воспринимать на скорости 60-80 км/ч,
- иметь прямые руки и потратить несколько часов, включая выезд на место.
А строительной компании надо всего лишь:
- единоразово потратить на 3 щита 120-140 тысяч рублей (5-7 тысяч рублей дизайнеру, по 25-30 тысяч рублей на каждый из двух желтых щитов, включая установку, 60-70 тысяч рублей на большой белый щит),
- после установки щитов устроить "тест-драйв", то есть отправить по маршруту 10 своих сотрудников (из числа тех, что не знают проект в деталях) и спросить их отзывы.
Кстати, в следующий раз строительной компании придется потратить на 2 желтых щита лишь 11-17 тысяч рублей на пленку и дизайн: щиты многоразовые, переклеивать пленку с изображением можно хоть 1000 раз.
На весь проект реконструкции Каширского шоссе заложено около 9 млрд рублей. Неужели так сложно из этой суммы выделить несколько сот тысяч (пусть даже миллион!) рублей на нормальную, человеческую навигацию для водителей по всей Каширке и по всей Варшавке?
Другие проблемы
Навигация - не единственная проблема при реконструкции Каширского и Варшавского шоссе. Мы реалисты и прекрасно понимаем, что полностью избежать ограничений и проблем невозможно. Но есть ряд глупостей и недоделок, которые элементарно устранимы в рабочем порядке!
Противоречия знаков и разметки, провоцирующие нарушения
С Каширского шоссе при движении в область поворот сразу направо после Коломенского проезда (во дворовый проезд) запрещен. Висит знак «кирпич». Но с Каширского шоссе его не видно, а знаки движения по полосам поворот направо по-прежнему разрешают!
Разумеется, сотрудники ДПС не дремлют.
Решение элементарное: всего-навсего поменять правый знак движения по полосам - вместо «прямо и направо» повесить «только прямо»! Это предотвратит тысячи нарушений. А значит, тысячи водителей не будут оштрафованы и не будут поминать недобрым словом ГАИ, подрядчика, Департамент строительства и Правительство Москвы.
И это не единственное такое место. Похожее есть на перекрестке Каширского шоссе с Проектируемым проездом 3689 (Котляковский проезд). Там информационный щит предписывает одно, а разметка - другое.
Неправильно отрегулированные светофоры
Казалось бы, по светофорному регулированию надо обращаться в ЦОДД. Но нет: на время строительных работ по реконструкции все светофоры передаются строителям! А они ЦОДД не подчиняются.
На перекрестке Каширского шоссе и Борисовских прудов светофоры отрегулированы неправильно. Основному ходу Каширского шоссе дано всего 70 секунд, а повороту на Борисовские пруды и разворота - целых 60 секунд. По многочисленным наблюдениям в часы пик, лишь 35 секунд поворота машины из кармана едут активно, а затем карман пустует. А вот Каширское шоссе в область вечером стоит от МИФИ до Борисовских прудов!
Более того: улица Борисовские пруды имеет не очень большую пропускную способность. И слишком длинная фаза левого поворота приводит к тому, что поворачивающие остаются на перекрестке, блокируя прямой ход Каширского шоссе. Да, это нарушение. Но спровоцированное неверной регулировкой светофора!
Решение элементарное: оперативно поправить цикл - для Каширского шоссе сделать 90 секунд, на левый поворот 45 секунд.
Временно опасные места
Об одном таком мы писали в посте «
Шашлык из водителей». К чести Департамента, они отреагировали быстро («
Шашлык из водителей отменяется»). Но, шут возьми, невозможно же писать отдельный пост про каждую недоделку! Нужен другой действенный способ решения проблем.
Действенный способ решения проблем
Итак, вот конструктивное предложение стройкомплексу Москвы (Марату Шакирзяновичу Хуснуллину, Андрею Юрьевичу Бочкареву, а также строительным компаниям-подрядчикам).
Прежде всего мы бы посоветовали в рабочем порядке дать команду строителям:
- Сделать 3 предложенных щита и установить их перед поворотом на Борисовские пруды согласно фотографиям.
- Оперативно разработать аналогичные щиты для всех перекрестков Варшавского и Каширского шоссе, где схема движения еще не менялась. И белые постоянные, и желтые временные. Обязательно - и схему их расстановки.
- Исправить прочие недоделки, упомянутые в этом посте. Поверьте, это не займет много времени, зато у водителей будет гораздо меньше поводов для раздражения.
Если нужно, Probok.net готов помочь в прямом рабочем контакте со строителями - предложить свои варианты щитов или поправить варианты строителей. И каждую из прочих недоделок мы также готовы сфотографировать, описать, обосновать, предложить решение, проработать в прямом контакте со строителями или Департаментом строительства.
Стратегически же мы предлагаем стройкомплексу наладить постоянную двустороннюю рабочую связь с автомобилистами Москвы через Probok.net. Чтобы все подобные мелочи на стройках устранялись бы сразу, в течение дня, много - недели! Всё, что нужно от стройкомплекса Москвы - желание нас услышать и выделить для прямой связи ответственное контактное лицо, облеченное полномочиями, с электронной почтой и телефоном. Которому мы бы могли в оперативном режиме отправлять все проблемы и способы их решения.
Поначалу, конечно, обращений будет прилично, несколько десятков. Потому что накопили. Но если не копить, а решать их быстро «по звонку», можно будет обойтись 3-4-мя в неделю. И каждое потребует не больше 1 часа времени ответственного лица (а то и меньше). А дальше их будет меньше: каждая из недоделок, на которую строителям с нашей подачи укажут, даст им стимул к работе над ошибками. Ибо, мы надеемся, строительные компании допускают все это не по злой воле или, не дай Бог, некомпетентности, а по недосмотру.
Давайте не будем искать причин, почему этого делать не надо. А просто возьмем и сделаем - в интересах москвичей и безопасности.