Последняя Большая Игра (#4)

Aug 11, 2006 11:56

Геополитический триллер
1 мая 2003 года президент США Джордж Буш выступил с обращением к нации с борта атомного авианосца "Авраам Линкольн" и объявил о "завершении главных военных операций" в Ираке. Четыре дня спустя Информационно-аналитическое управление (EIA) Министерства энергетики США опубликовало в ежегодном обзоре данные об извлекаемых ( Read more... )

Leave a comment

Comments 31

razvod_2006 August 11 2006, 10:10:37 UTC
я не специалист в нефтебодыче, но профессиональные нефтяные коллеги финансисты так объяснили мне простыми словами механизм прироста запасов на песках в канаде. в отличии от российских способов опредеделения запасов и ресурсов (основанных на геологии), западные (международные?) делают акцент на экономической целесообразности извлечения запасов. То есть когда (из-за роста цен на нефть) излечение нефти из песков стало рентабельно - увеличили запасы. цена упадет - запасы будут списаны.

Reply

crueljester August 11 2006, 10:16:14 UTC
У меня сложилось впечатление, что методика у всех разная. Бритиши вот почему-то не хотят учитывать песок в полном объеме. Может, на разных участках разная доля битума, или инфраструктуры нет, или глубина залежей им не нравится. Не понял, в общем.

Reply

razvod_2006 August 11 2006, 10:21:15 UTC
если мои коллеги правы насчет акцента на экономическую эффективность, то она же всеми по разному оценивается. потому и отличия возникают, я думаю.

Reply

crueljester August 12 2006, 11:52:02 UTC
Что ж, тогда получается, что увеличение резервов Канады в 2003 году - прямое следствие операции в Ираке. В конце 2002 - начале 2003 года цена нефти росла главным образом на ожидании начала военных действий.

Reply


vragomor August 11 2006, 10:14:03 UTC
Хорошо. Жду продолжения. но как я понимаю выод уже таки напрашивается :). При низких ценах на нефть не выгодно разрабатывать альтернативные источнки, так как себестоимость добычи и переработки выше и нет нужной инфраструктуры, а впериоды дорогой нефти УЖЕ поздно, так как в короткое время предоставит на рынок достаточно большое количество дополнительной нефти невозможно. Подвывод - разработкой альтернативных иточников вынуждены буду заниматься не частные комании, а правительства. Только праввительства могут вкладывать в разработку технологий и производств актуальных только в определенный период или через неопределенное время.

Reply

crueljester August 11 2006, 10:24:36 UTC
Да, неэластичность спроса и высокая капиталоемкость серьезно осложняют ситуацию. Складывающийся сейчас дефицит сырья во многом спровоцирован тем, что из-за дешевизны нефти в 1980/90 годах инвестиции в отрасль были ограничены.

Я не нашел упоминаний о том, что крупные частные НК вкладываются в разработку газогидратов. В основном, госпрограммы, в ряде случаев при участии частников.

Reply

vragomor August 11 2006, 10:34:32 UTC
Интересно способны ли правительства хотя бы крупных стран довести дело до некоего логического конца. И в случае успеха какие должны возникунть отношения между правительствами и НК по поводу владения прав на технологии, а также прав собственности, пользования на участи недр извлекаемые углероды.

Reply

crueljester August 12 2006, 11:55:29 UTC
Сложно сказать. Не вникал в такие детали.

Reply


faust_lj August 11 2006, 11:52:46 UTC
Очень интересно!

Большое Вам спасибо!

Reply


anonymous August 18 2006, 10:45:01 UTC
Спасибо за очередную интересную статью. Вы посвятили абзац оценке экономической эффективности добычи нефти из нефтяного песка. У меня возник вот какой вопрос. Вы не встречали случаем оценки энергетической эффективности такой добычи? То есть сколько Джоулей надо потратить на добычу например нефти плюс транспортировка и изготовление топлива, которое при сжигании даст 1 Джоуль энергии? Это может дать оценку верхней границы рентабельности добычи (при существующих технологиях конечно).

Reply

crueljester August 24 2006, 20:02:40 UTC
Нет, не встречал, к сожалению.

Reply

anonymous August 28 2006, 12:00:45 UTC
Порыскал в интернете информацию на тему энергетической эффективности. И вот что нашел.
Есть такой параметр EROEI (energy returned on energy invested). Его использование сталкивается с определенными трудностями, но это хоть что-то. А вот и некоторые ссылки
http://en.wikipedia.org/wiki/EROEI - там дается его определение.
http://www.theoildrum.com/story/2006/8/2/114144/2387 - интересная статья
http://www.bu.edu/cees/research/publications/beyond_oil/beyond_oil_title/beyond_oil.html
а это, кажется, считается классической работой, посвященной теме энергетической эффективности.
Во второй ссылке приводятся данные, что на сегодняшний день, этот коэффициент составляет
(5-10):1

Reply

crueljester August 28 2006, 14:15:45 UTC
Ага. Про EROEI в комментах к предыдущей статье (здесь: http://crueljester.livejournal.com/3048.html?thread=27368#t27368) анонимный камрад давал ссылку на интересную статью. Из статьи следует, что переход к новой общественно-экономической формации произойдёт сразу после того, как EROEI источников энергии упадёт ниже какого-то порога. Не читали? Надо будет покопаться в этом вопросе...

Reply


Жизнь опять возьмет свое... anonymous September 3 2006, 01:38:54 UTC
есть еще один сценарий, кот хоть и не отменяет ничего из сказанного но зато меняет все и может даже радикально. Имею в виду действительно изменения стиля жизни человечества значительное. а именно переход к информационному обществу когда перемещение физических тел вообще и в частности и главное наших человечсеких уменьшится в сотни раз. Те народ будет работать и учиться не отходя от родного компьютера. Сама езда на авто каждый день на работу была создана наличием такой возможности - дешево это было. Но кстати неудобно и понижает качество жизни страшно. Отсуствие необходимости ездить на рабоут и в магазин просто сделало бы жизнь малиной а на поездки в отпуск за новыми впечатьлениями раз в месяц топлива хватит ( ... )

Reply

Re: Жизнь опять возьмет свое... crueljester September 5 2006, 09:22:01 UTC
Теоретически, да. Гейтс делал такой прогноз лет десять назад. Но вот, "информационная супермагистраль" в значительной степени построена, а мобильность общества не снижается. Напротив, расход горючего растет, хотя и цена его выросла раза в три. Построенная человечеством цивилизационная инфраструктура очень громоздка и потому очень инерционна. Ее вряд ли возможно быстро перестроить на каких-то других принципах. Нужно время и средства. Вот хотелось бы получить представление о количестве имеющихся запасов этого времени...

ГП с ваучеров - это круто :) Собственно, я данным вопросом и занялся во многом для того, чтобы выяснить, имеет ли смысл держать дальше акции углеводородных компаний, и если да, то как долго.

Reply


Leave a comment

Up