История самой красивой церкви Харькова

Apr 02, 2011 20:26



Источник:





Харьков. Общий вид. 1890-1900гг.



Источник:

Харьков. Церковь святого Димитра. 1890-1900гг.
Православный храм в честь великомученика Димитрия Солунского в Харькове, построенный на улице Екатеринославской, ныне - дом №44 по улице Полтавский шлях.

Святой Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках (Салониках), тайного христианина. Когда умер отец, Димитрий уже достиг совершеннолетия и был назначен имп. Максимианом проконсулом. Главная задача молодого стратега состояла в защите города от варваров и искоренении христианства. Среди угрожавших городу варваров были и славяне, охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. По преданию, родители Димитрия были славянами. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и, вместо того чтобы «предавать смерти каждого, кто призывает Имя Распятого», как повелел император, исповедал перед всеми христианство и стал учить жителей города христианской вере. Составитель его жития Метафраст говорит, что он стал для Фессалоник вторым Апостолом Павлом, так как сам Апостол основал здесь первую общину верующих.

Когда Максимиан узнал, что новый проконсул обратил в христианство множество римских подданных, он был вне себя от гнева. Возвращаясь из похода в Причерноморье, он изменил путь следования армии, чтобы перебить солунских христиан. Узнав об этом, Димитрий повелел своему служителю Луппу раздать все имущество нищим: «Раздели богатство земное между ними будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовясь к принятию мученического венца.



Император вошел в город и немедленно вызвал к себе Димитрия. Тот смело исповедал себя христианином, обличив суетность римского многобожия, и был заключен в темницу. Ночью Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя его в подвиге. Между тем император устроил гладиаторскую бойню, в которой его любимый силач, германец, сбрасывал на копья побежденных им христиан. Отважный юноша-христианин по имени Нестор пришел в темницу к своему наставнику и просил Димитрия благословить его на единоборство с варваром. По благословлению Димитрия Нестор одолел свирепого германца и сбросил его с помоста на копья. Разгневанный император приказал немедленно казнить Нестора, а благословившего его Димитрия заколоть копьями в тюрьме, что и было исполнено. Верный служитель Димитрия св. Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика и смочил в ней его перстень. Этими святынями он стал исцелять больных. Император приказал схватить и умертвить его. Тело муч. Димитрия было брошено на съедение диким зверям, но солунские христиане тайно предали его земле.



При св. имп. Константине над могилой была воздвигнута церковь, а через сто лет при строительстве нового величественного храма были обретены нетленные мощи св. мученика. С VП века при раке св. Димитрия начинается истечение благовонного мира, в связи с чем св. Димитрий получает именование Мироточивого. Св. Димитрий стал покровителем и защитником родных Фессалоник, когда к городу подступили варвары. Неоднократно славяне-язычники отступали от стен Солуни при виде грозного светлого юноши, обходившего стены. Может быть, поэтому имя св. Димитрия Солунского стало особо почитаемым после Крещения Руси, и русские воины всегда верили, что они находятся под его особым покровительством.



Сразу после Крещения Руси начинается церковное почитание св. Димитрия: в Киеве и Владимире строятся монастыри и церкви его имени. Чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого, была накануне Куликовской битвы торжественно перенесена из Владимира в Москву кн. Дмитрием Донским. В память воинов, павших на поле Куликовом, была установлена Димитриевская родительская суббота. И поныне воины, павшие на полях сражений за Отечество, поминаются верующими в этот день.

Деревянная церковь во имя великомученика Димитрия была построена в середине XVII века в тогдашней пригородной слободе Гончаровка за Лопанью.

В XVIII в. при Дмитриевской церкви было кладбище (в районе нынешнего пересечения улиц Малиновского и Карла Маркса) для трёх залопанских приходов - Дмитриевского, Благовещенского и Рождественского. Своё значение кладбищенской церкви храм сохранял до начала XIX века, когда в черту города был включен район Холодной горы, где и открыто новое кладбище с церковью Всех Святых (на его месте сейчас находится недостроенный в 1960-е годы стадион).



Свято-Дмитриевская церковь в Харькове до реконструкции М.Ловцовым в 1885 г.
Дата: 1860-80-е гг.

19 ноября 1804 года церковь вместе с приходским архивом погибла в пожаре. Небольшая икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, находившая в храме, согласно описанию, еще со времён первой церкви в 1689 г., осталось невредимой и впоследствии почиталась как местная святыня. Новый - каменный - храм, строительство которого по благословению епископа Христофора (Сулимы) началось 6 февраля 1805 года, был спроектирован архитекторами Е. Васильевым и П. Ярославским в популярном для того времени стиле ампир с полукруглым куполом и высокой острой колокольней, пристроенной к храму. Освящённая в 1808 году однопрестольная церковь была небольших размеров, поскольку и приписанный к ней приход не отличался в то время населенностью. Из Основянской церкви был привезён старый иконостас, храм с улицы был огорожен частоколом, а с остальных сторон плетнём.

В доме матери напротив храма жил писатель Г. Ф. Квитка-Основьяненко, предположительно венчавшийся и отпевавшийся в этой церкви.


Харьков.Вид с Университетской горки через Сергиевскую площадь и Лопанский мост на начало Екатеринославской улицы (Полтавский шлях).

Лишь в начале 1840-х годов с возникшей потребностью в расширении церкви к ней были пристроены два придела (в честь особо чтимой прихожанами Смоленской иконы Божией Матери и в честь преподобного Сергия Радонежского), а также колокольня в новом для того времени псевдовизантийском стиле, издали похожая на минарет и придающая местности «восточный» колорит. Пристройки дали возможность поместиться в церкви 800 человек. В 1872 году на церковном участке был построен двухэтажный каменный дом для причта (двух дьяконов, псаломщика и сторожей) по проекту Д. Л. Ткаченко.



Харьков. Вид с Университетской горки через участок Сергиевской площади на Лопанский мост, Екатеринославскую улицу и Христорождественскую церковь.
1879г. Автор В. С. Досекин

Однако население прихода продолжало расти. Со строительством железной дороги и вокзала, заселением прилегавшей к ним пустынной прежде местности бывшее предместье Гончаровка стало едва ли не центром города. Дмитриевская церковь вновь оказалась тесной. Настоятель храма (с 1877 года) прот. Иоанн Чижевский выступил с инициативой его дальнейшего расширения и украшения, поддержаной прихожанами, и в 1885-1896 годах церковь подверглась капитальной реконструкции по проекту М. И. Ловцова. Центральный неф был расширен, боковые приделы и колокольня перестроены. Храм, активно включившийся в панораму западной части города, гармонично сочетал элементы готического, византийского и староукраинского декора. Вместо прежних 800 он вмещал в себя свыше 2100 молящихся. Огромные окна давли обилие света внутри. По бокам были построены часовня и здание приходской школы. Вдоль ограды со стороны улицы был высажен кустарник, защищавщий двор от уличной пыли. Внутри ограды находились высокие деревья и бассейн с водой, которую освящали в положенные дни.



Пожарная каланча на Жандармской площади и Дмитриевский собор на Екатеринославской улице в Харькове, вид со стороны вокзала от конца улицы к началу. 1900г.

По отзыву современника строительства В. П. Карпова, «этот храм можно назвать лучшим храмом в Харькове: своей красотой и грациозными линиями, подбором орнаментики, куполами яйцевидной формы и шпилеобразными башенками по бокам он же может не привлекать к себе глаз наблюдателя, на нем отдыхает душа, и за него заочно благодаришь зодчего… Колокольня храма вся ажурная, украшена тоненькими колонками… увенчана зеркальным крестом с вызолоченным сиянием». Однако внутренняя отделка храма завершилась только в 1901 году: купол и стены расписаны альфреско, иконостасы и киоты икон вызолочены, живопись частью обновлена, частью написана вновь.

Советские годы

Храм был закрыт в феврале 1930 года и предан в собственность клубу «Автодор», впоследствии - обществу ДОСААФ. Активные прихожане подверглись репрессиям, несколько человек было расстреляно.



Снято: 6 июля 2006 als Александр Ильич.
http://sobory.ru

В 1935 году бывшая церковь была перестроена в стиле конструктивизма, уничтожены купола и верхние ярусы колокольни, перегорожено внутреннее пространство. После войны в здании разместился кинотеатр «Спорт».



Снято: 6 июля 2006 als Александр Ильич.
http://sobory.ru

Разбитые на два этажа боковые приделы занимали мастерские ДОСААФ, магазины, кафе «Витязь», врачебный кабинет.



Снято: 6 июля 2006 als Александр Ильич.
http://sobory.ru

В 1966 году фасад церкви облицовали керамической плиткой, окончательно изуродовав внешний вид здания, и уничтожили храмовые росписи, до того лишь скрытые под слоем побелки.



Харьков Свято-Димитриевская церковь, вид с 19-го века.

Вот такая история самой красивой церкви Харькова.

история, ретро

Previous post Next post
Up