И ещё кое-что в продолжение
разговора о Н.Шкляре:
Авиационная неделя моего детства / Рисунки М. Щеглова
Летняя сказочка. Про малюточек под елочкой и лесного шпыря, про листвянок и дуплянок, лесовичков, моховичков и про весь народ мурзиличий. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1911. Иллюстрирвоанное издание: рисунки М.Щеглова.
Наталья Сац о постановке "Бума и Юлы"(Шкляр Н. Бум и Юла: Сказка в 4 действиях. Творчество: Детский альманах. М.; Пг. Творчество. [1917]):
Первый спектакль, который я организовала для них в Грузинском народном доме 7 июня 1918 года, забыть не могу. Пьесу "Бум и Юла" Н. Шкляра по моей просьбе поставила все та же замечательная артистка Художественного театра С. В. Халютина. Играли студийцы-грибоедовцы. Среди них были М. Кедров, М. Титова, С. Азанчевский, В. Орлова, Н. Оленина...
Репетировали днем и вечером больше месяца, горячо и серьезно, спектакль получился интересный, хотя сюжет сказки и был несложен. Мальчик Бум и девочка Юла ходят по дворам в поисках подаяния. Бум играет на скрипке. Юла танцует. Но в сказке все возможно, и они попадают во дворец короля. Бум и Юла внесли во дворец струю жизнерадостности, за это их вкусно кормят. Но пусть маленькие музыканты изголодались и исхолодались - они не променяют приволья лесов и лугов на золотую клетку.
Этот первый спектакль смотрели только двести - двести пятьдесят ребят. Они прежде понятия не имели, что такое театр, и шли неохотно. В большом зале дети чувствовали себя неловко, сидели вразброд, кучками. Они даже не знали, куда нужно глядеть, и когда открылся занавес, гул в зале некоторое время продолжался. У нас тоже многое еще было не дотянуто - и декорации и костюмы. Об оркестре и не мечтали: рояль и скрипка.
Но как хорошо, что этот спектакль помог нам открыть первую страницу новой книги «взаимопонимания».
В третьем акте тишина сменилась смехом, а возгласы одобрения подтверждали, какой силой обладает та радость, которую принесет детям театр.
Сергей Никанорович Корсаков - автор музыки к спектаклю "Бум и Юла" в орехово-зуевском Театре-студии.
(С 1919 года С. Н. Корсаков, являясь руководителем музыкальной части Театра-студии, проявляет незаурядные композиторские способности. Все свободное от основных занятий время он отдает сочинительству. Вслед за музыкой к спектаклю «Стенька Разин» пишет музыку к таким постановкам театра, как «Бум и Юла», «Сон буржуя», «Саломея», «Суламифь» и др.
Под заинтересованным приглядом корифеев МХТа орехово-зуевский Театр-студия к лету 1922 года накапливает по тому времени довольно внушительный репертуарный портфель: «На дне» Горького, «Трактирщица» Гольдони, «Тартюф» Мольера, «Ревизор» Гоголя, «Вильгельм Телль» Шиллера и другие, а также интересные концертные программы симфонического оркестра, коллектива ритмического танца и сольные программы певцов и чтецов. Особенно заслуживает быть отмеченным спектакль для детей «Бум и Юла» -по одноименной сказке Шарля Перро, музыку к которому написал С. Н. Корсаков. У этого спектакля была необычная судьба. Достаточно сказать, что на сценах нашего города и района он в 20-е годы был поставлен свыше 200 раз! Это стало своеобразным рекордом среди спектаклей непрофессионального театра.)
Борис Васильевич КОСАРЕВ - художник-постановщик "Бума и Юлы" в Харьковском т-ре для детей.
Виктор Иванович Садовников - автор оперы-сказки "У царевны Динь" (1909, Т-р К. Незлобина, Москва)