В Рязани прошел круглый стол по литературной критике, член редколлегии "Персонажа" -
alyona_saphro подготовила для него целый доклад о наших литературных изданиях. За что ей большое спасибо!
"...
Бросалось в глаза, что каждый выступающий говорил, вроде бы, о том, что его больше всего волнует. Роман Сенчин продолжал, видимо, давно начатую полемику с Сергеем Чуприниным, что в русской литературной критике есть и «молодые силы» - озвучил имена этих сил, проживающих, кстати, в провинции: в Северодвинске (Андрей Рудалёв), в Саратове (Марта Антоничева), в Екатеринбурге (Сергей Беляков).
С другой стороны, там лучше, где нас нет - Елена Сафронова рассказала, какие классные литературные журналы выходят в столице Башкирии Уфе. В отличие от Рязани. Правда, в отличие от Рязани, в Башкирии есть и нефть - а значит, и более солидный бюджет… С третьей стороны, не всё упирается в деньги: нужна ещё профессиональная команда, чтобы выпускать хороший журнал. А какой он, качественный литературный журнал?.. Где искать его критерии - в прошлом, в будущем, в других городах?.. Об этом мало говорили - может, и зря (но, надеемся, не последний раз). Ольга Воронова произнесла солидный доклад об «облике» профессионального литературного критика: что он должен быть, как говорится, «суров, но справедлив», что в литературные издания не должны отбираться посредственные, проходные творения… Всё это так, но, положа руку на сердце, в местных литературных изданиях всегда ли эти правила соблюдаются? На непрофессионализм мелких локальных издательств жаловалась Ирина Красногорская: издают откровенно слабые тексты, да ещё и в «неудобоваримом» виде".
УФА. РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ «БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ»
Журнал «Бельские просторы», созданный по указу Президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова, впервые вышел в декабре 1998 года. На сегодняшний день «толстяк» «Бельские просторы» является самым значимым ресурсом для русскоязычной литературы Башкортостана, вместе с тем представляя русскую, башкирскую, татарскую и литературы других национальностей. Журнал существует благодаря поддержке правительства республики, что не только, как выразился главный редактор Юрий Горюхин, обеспечивает ему жизнь, но и значительно повышает меру ответственности.
С 2009 года журнал «Бельские просторы» выходит на общероссийскую аудиторию, заявляя о себе как о центральном литературном журнале.
Параметры журнала: жесткая периодичность, объем в 15 авторских листов, устойчивое финансирование, гонорары, отработанный техпроцесс, «здоровая эклектичность», оставляющая надежду почти любому профессиональному автору.
Целевая аудитория журнала - творческая интеллигенция. Часто журнал используется учителями, как методическое пособие, затребованы материалы по краеведению, культуре, литературоведению. Художественный блок журнала почти полностью отражает литературную ситуацию в Башкортостане и за его пределами, поэтому «Бельские просторы» для всех, кто сегодня интересуется литературой.
Цели и задачи «Бельских просторов», согласно Уставу, это удовлетворение духовных запросов народов Республики Башкортостан, пропаганда среди населения идей дружбы и братства между народами (почему в нём печатаются и русскоязычные, и переводные с других языков произведения), всестороннее освещение жизни народов Республики Башкортостан, истории, традиций, культуры и прочих достижений. Из этого естественно вытекает формирование культурной среды в республике. Журнал старается объединить вокруг себя представителей всех творческих профессий. Редакция журнала вырабатывает, как она это называет, здоровую эклектику, сочетая поиск и поддержку «нового слова» и «новой мысли» с сохранением лучших образцов «консервативной мысли».
В результате такой редакционной политики журнал сочетает направления: литературно-художественное, общественно-политическое, культурологическое, краеведческое, дидактическое (образование, воспитание), популярное (кино, спорт, здоровье, Детектив-Фантастика-Приключение, юмор, «в мире интересного»), полемическое (это о критике и публицистике), остро-социальное, детско-подростковое.
Постоянную критическую рубрику «Обзор «литтолстяков» в «БП» ведут критики, проживающие далеко от Башкортостана: я, Кирилл Анкудинов из Майкопа, сейчас - Борис Кутенков из Москвы (с 2009 года с «БП» сотрудничало много критиков из разных города, мы с Анкудиновым оказались самыми стойкими).
Обращают на себя внимание меры продвижения журнала «в народ» - с чего не грех бы взять пример и Рязани: выход каждого номера журнала сопровождается презентацией, о которой сообщают широко, в том числе через Интернет - на сайте журнала регулярно появляются известия о презентациях, встречах, творческих вечерах и т.п. Журнал с 2002 года имеет электронную версию и предполагает шире использовать возможности сети. Сейчас есть планы вывешивать не только материалы бумажной версии, но и не вошедшие в основной блок, предполагаем проводить разборы сочинений начинающих авторов, прививая культуру слова и интерес к литературе и искусству. Помимо сказанного члены редакции ведут блоги, участвуют в дискуссиях на литературных форумах Интернета.
Помимо рекламных компаний, дней подписчиков, журнал проводит Круглые столы по животрепещущим темам (о проблемах перевода), литературные конкурсы (поэтического перевода, конкурс короткого рассказа, детский конкурс). Значимым событием мог бы стать поэтический марафон, который объединил бы все литературные силы Республики. Считаем необходимым проводить семинары по переводу, поэзии, прозы, - пишет Юрий Горюхин.
Основная проблема - это финансирование. Сегодня очевидно, что 14-летний период стабильной бюджетной господдержки заканчивается. Уже объявлена «оптимизация» с 20 % сокращением финансирования. Но это проблемы будущего.
Сегодняшние проблемы больше связаны с общим падением интереса к литературе - тиражи литературных журналов по плавной нисходящей падают ежегодно, не смотря на все прилагаемые усилия. Бывают проблемы «соотношения» русскоязычной и переводной литератур в журнале. Но, при всех проблемах, редакции удалось найти равновесие, в котором она может полноценно существовать в культурном пространстве республики.
Отмечу, что и на журнале, и на сайте опубликованы контактные адреса, по которым любой автор может прислать свой труд для «БП». Профессионально действующий литературный журнал должен давать всем право прислать себе текст - что вовсе не означает «обязательств» по его публикации, если текст слаб или не в формате издания. Но узкий круг одних и тех же авторов - это уже «вчерашний день».
Журнал «Гипертекст» возник - впервые вышел - в январе 2005 года. Его главный редактор Кристина Абрамичева иронично назвала идею о создании культурного журнала «авантюрой», возникшей у основателей агентства «Акулы пера». Изначально была мысль пойти навстречу вкусу «массового» читателя - сочетать доселе несочетаемое - глянцевую наружность и серьезное содержимое. Наружность у журнала не вполне глянцевая, но очень стильная. Поначалу помогла спонсорская помощь. Первый номер появился после нового 2005 года и получил положительные отзывы из разных регионов:
«Если честно, не ожидал такого уровня статей, поскольку, вы не поверите, даже в Питере так уже мало кто пишет. В основном из-за того, что "так писать" практически некуда. Мне хотелось бы принять участие в вашем проекте. Или это слишком самонадеянно?» (г. Санкт-Петербург)
«Приятно увидеть на прилавках города уфимского производства "критический журнал, посвященный различным областям культуры".
Очень порадовало интервью с уважаемым и талантливым писателем-фантастом (да что и скрывать, одним из моих любимых писателей ещё с юношеской поры) Лукиным.
С удовольствием прочитал в разделе "полемика" о "Бледном городе". Может быть, даже и руки дотянутся до него» (г.Уфа)
Журнал продаётся в книжных лавках, и успех первых продаж натолкнул создателей на мысль провести широкомасштабную пиар-акцию, в которой им помогал уфимский Музей современного искусства (частный). В музее прошли мероприятия самых разных форматов: от публичных лекций до киберконцертов, неизменно вызывая интерес уфимских средств массовой информации.
Журнал «Гипертекст», который перерос в проект разнонаправленной деятельности, возник как реакция на официальную культуру. Это не означает, что журнал оппозиционен - для этого достаточно взглянуть на состав редакционного совета - это представители официальной культуры. Однако издание достаточно независимо, чтобы себе позволить профессиональную оценку явлениям культуры, не сдерживаемую цеховыми интересами. «Гипертекст» свободен от какой-либо идеологической направленности, национальных предпочтений и не поддерживает те или иные литературные направления. Поддерживает и публикует любую аналитику - достаточно профессионального уровня. Журнал открыт для смелых суждений, развенчаний лженаучных теорий, структуралистских исследований (потому чаще всего ему предлагают тексты молодые авторы с интеллектуальными «запросами», по мнению редакции, они являются главной движущей силой «Гипертекста»). Интересно, что, не зацикливаясь только на явлениях местного порядка, он создал образ города Уфы для тех, кто извне.
С осени 2011 года по инициативе молодых критиков у журнала появилось литературно-критическое приложение «Персонаж: тексты о текстах», которое даёт больше возможностей для раскрытия потенциала как молодых писателей, так и критиков. На страницах «Персонажа» художественные тексты соседствуют с разнообразными критическими откликами (заметки, рецензии, обзоры) на них же. Выше уже было отмечено, что такой формат приобретает популярность. Сама структура «текстов о текстах», таким образом, изначально внутренне полемична. Концепция журнала частично отражена в его названии: «Персонаж» - площадка для персонажей молодой литературы - ярких и интересных, вне зависимости от их «положительности» и «отрицательности».
В «Персонаже» представлены малые прозаические, поэтические и драматические формы. Круг авторов не ограничивается искусственно одним регионом - в него, как и в редакционный совет, входят молодые литераторы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов России. В частности, я состою в редакционном совете «Персонажа».
«Гипертекст» создавался как независимый некоммерческий проект. Сначала была иллюзия, что он сможет существовать за счет рекламы. Не вышло. Теперь источники такие: часть прибыли с продажи журнала, благотворительные взносы от частных лиц, прибыль с фирменных мероприятий журнала (например, поэтические слэмы). Журнал самоокупаем. Единственное «но», зависящее от финансовой состоятельности «Гипертекста» и «Персонажа» - эти журналы не могут себе позволить бесплатные версии (Интернет-сайты) - иначе их никто не будет покупать на бумаге и мы лишимся средств к существованию. Но это не значит, что журналы лишены Интернет-версий совсем. Избранные материалы выкладываются на сайт
http://hypertext.net.ru/archive/articles.html по прошествии времени. Также у журналов существуют пдф-версии и продаются по желанию читателя: он перечисляет деньги, редакция высылает запароленную версию на ящик.
Информация об этих журналах широко распространена в сети: статьи в «Википедии», ссылки, блоги редакторов - контакты их получить легко.