Незабытый поход или Осенняя классика

Sep 19, 2012 19:49




Продолжая рассказы о походах на Демирджи, самое время рассказать о классическом маршруте по Южной Демирджи и, наконец, перенестись из весенних воспоминаний в осенние. Ибо речь пойдёт о нашей первой крымской осени. Тогда, в 2009 году, этого журнала ещё не существовало, а потому то давнее путешествие осталось не освещённым так, как оно того заслуживает. Правда, был кратенький анонс « Золото Крыма» с видеоклипом и фотоотчёт нашего попутчика y_lounger « Про осень на Демирджи». Настоятельно рекомендуем посмотреть на осенний Крым и его глазами! Вообще, этому незабываемому путешествию мы обязаны именно Юрию Александровичу - мы тогда гостили в Алупке, недалеко от его дома, и он любезно предложил нам свои услуги по доставке всей компании в неблизкий посёлок Лучистое…


    Демирджи́-яйла́ (Демерджи-яйла; укр. Демірджі-яйла, крымскотат. Demirci yayla, Демирджи яйла. 44°47'12"N 34°24'24"E) - горный массив в Главной гряде Крымских гор. Расположена южнее Долгоруковской яйлы (она же Субаткан-яйла), недалеко от города Алушта. У подножия горы расположено село Лучистое, до 1945 года называвшееся Демирджи. Вершины - Северная Демирджи (1356 м) и Южная Демирджи (1239 м). На склонах Южной располагаются причудливые нагромождения камней - Долина Привидений. Также здесь находится скала Голова Екатерины, хорошо различимая с трассы Симферополь - Ялта.
    Название горы на русском языке исторически писалось Демирджи (от крымскотат. demirci - кузнец), однако во второй половине XX века широко распространился искажённый вариант Демерджи. В последние годы в путеводителях и картографических изданиях наблюдается тенденция по возврату к правильному написанию названия.   (wikimapia)



Это был очень красивый и памятный день - настоящий подарок, преподнесённый нам нашим давним товарищем, с которым мы познакомились за пару лет до этого, благодаря общему увлечением фотографией и Фотосайту.


Ранним утром, ярким и солнечным, мы приехали на его автомобиле к подножию Демирджи и, оставив машину в «Золотой подкове», начали неторопливый подъём. Разукрашенная золотой осенью Демирджи была хороша. Небо над жёлто-рыжими деревьями было тёмно-синим, словно краска из тюбика щедрого на цвета художника, а горные дали разливались роскошной сиреневой дымкой. Смакуя горячий утренний кофе, мы любовались на солнечную Долину Привидений и не хотели расставаться - в планах Юры не было тяжёлого для недавно повреждённой ноги подъёма. Но вокруг было так красиво, а времени впереди был ещё целый день - поэтому, пообещав не торопиться, мы уговорили-таки Юрия Александровича составить нам компанию!












На радостях и за болтовнёй мы ухитрились промахнуться мимо правильного поворота к Лунной поляне, и каменистая торная тропа вдруг превратилась в какие-то немыслимые карабки. Как потом выяснилось, это было не единственное испытание, которое мы коварно устроили в тот день Юре.








Зато вынырнув наконец из осенней чащи, мы увидели Лунную поляну с нового чудесного ракурса - ради этого стоило и попыхтеть на крутой сыпучке. Кстати, не знаем откуда - ни на одной карте этого названия нет, - но в нашем кругу почему-то повелось называть эту необычную полянку над Долиной Привидений именно Лунной. И думается, ей это название вполне подходит.












На поляне было тепло и благостно, очаровательные осинки шелестели золотыми листьями-монетками среди каменных истуканов. А внизу, в дымчатой долине, синели круглыми глазами рукотворные озерца…




















Мы прошли траверсящей склон тропой к исполинской каменной Екатерине (ну вот кто исхитрился увидеть императрицу в этом жутком чудище?), и по крутой «тянучке» поднялись к вершине. Так в паре слов тонет часа два неспешного подъёма с бесконечными остановками для фотографирования и созерцания завораживающих Демирджийских пейзажей! День был праздничным и нарядным, и оторваться от открывавшихся панорам было непросто.
















Мы и не спешили - бродили среди каменных исполинов, лазали по скалам и жадно дышали Свободой. И если мы здесь уже бывали летом и зимой, то для наших попутчиков эта встреча с чудесной сказкой Южной Демирджи была первой - и мы никуда не торопились.
















Хотя в мечтах ещё был поход к водопадам Джурлы мимо Юркиных скал - так трансформировалось в народе название горы Еркян-Кая. Но низкое солнце уже не давало нам шанса свернуть на восток. Точнее, мы были просто ещё не знакомы с тамошними тропами - знай мы тогда, что от Джурлы вниз можно спуститься торной Коровьей тропой, до «Подковы» мы добрались бы гораздо быстрее... Ну а пока у нас и так захватило дух от видов на урочище Джурла и Юркины скалы от Демирджийского Седла! Так много было гор и неба, такой роскошной лилово-красной шкурой шерстились склоны меж каменных зубцов… И красовались на фоне этой панорамы густо-зелёные разлапистые сосны, а от ног наших тянулись длинные синие тени, напоминая нам, что короткий осенний день - увы! - стремительно близится к вечеру.






Мы устремились вниз от Седла торной грунтовой дорогой, уверенные, что тут-то мы уж точно не заблудимся! Но велик искус сокращёнок! Как-то некомфортно идти по каменистой грунтовке - а тут влево зовёт приветливая тропа, ныряющая в усыпанную листвой лесистую ложбину. Здесь пахло тёплой сырой осенью, и дробились в рыжих лесных недрах осколки солнечных лучей. Тропа то и дело терялась под толстым покрывалом бурой листвы, но бдительные буки-великаны, жутковатые и могучие, словно сказочные энты, следили, чтобы мы вдруг не свернули бы куда-нибудь налево…




















Так и шли мы вниз и правее, хотя ноги так и норовили свернуть на юг - туда, где мы оставили Юрин автомобиль. Но в горах самые короткие дороги, как правило, не прямые, а самые кривые и петлистые. Мы имели неосторожность про это забыть. И от заросшего горного озера, в котором отражались синее небо и усталое солнце, и у которого надо было бы искать тропку-сокращёнку вдоль скал, мы не задумываясь устремились по широкой грунтовой дороге. Поминутно оглядываясь на стремительно удаляющееся подножье Демирджи. И, как скоро выяснилось, короткий путь в Лучистое тоже остался далеко позади и выше.










А на масштабной стене Козырька горели рыжим, а потом - розовым - прощальные, закатные лучи. В долину прохладно вползали сумерки, и горная ночь, быстрая и тёмная, поглотила дорогу. Но мы уже сориентировались - путь предстоял неблизкий, зато в хорошей компании. Нам, конечно, было страшно неудобно перед Юрием Александровичем, что из-за своих сусанинских привычек мы заставили его пройти лишних километров пять пешком, но за разговорами обо всём на свете этот путь не показался таким уж долгим.






Елена Свиридова и Андрей Илюхин (Октябрь 2009, сентябрь 2012 гг.)


Первая осень, осень, Демирджи, Крым

Previous post Next post
Up