Из греков в варяги. «Рыбье гнездо»

Feb 21, 2012 23:09




Балаклава - одно из тех мест, побывав в которых однажды, невозможно не вернуться снова. Кто-то возвращается спустя годы, а мы вытерпели всего пару суток. Буквально третьего дня мы спустились сюда с Карани, пройдя неблизкий путь из мира греческих мифов мыса Фиолент в Страну воинственных листригонов.


     8 января 2011 г. Погода не балует - на ясном накануне небе утром обнаруживается сплошная малооптимистичная облачность. Но прогноз обещает над Балаклавой солнце. Впрочем, с солнцем или без, к Балаклаве у нас почему-то особая любовь, и вот мы уже десантируемся из автобуса на городской окраине и, конечно же, немного блуждаем в поисках отправной точки сегодняшнего маршрута.


Как известно, столь привлекательная бухта, укрытая со всех сторон - даже с моря - горами, с незапамятных времен привлекала сюда поселенцев. Уже в VII-VIII вв. до н. э. здесь существовало поселение тавров. Позже греки нарекли эту бухту «Сюмболон», то есть Бухтой Символов или Бухтой Предзнаменований, а обосновавшиеся здесь в XIII веке генуэзские купцы сохранили имя бухты на всё своё поселение, правда, с итальянским акцентом - Чембало. И всегда, что в античные века листригонов, что в средневековье генуэзцев, что в относительно недавние времена Крымской войны и в совсем близкие советские годы главным предназначением бухты и окрестных скал было служить крепостью.


Руины генуэзской крепости Чембало до сих пор придают Балаклаве особое очарование и некую ауру древности - недаром крепость, по сути, является визитной карточкой города. Впрочем, из-за затянувшейся реставрации Чембало, в последние годы большим интересом у туристов пользуется другая крепость, почти совсем современная - база подводных лодок «Объект № 825». А совсем рядом, на вершине Западного мыса, можно видеть остатки береговой батареи БС-18, возведённой на месте, где когда-то заложил батарею сам Суворов.


Менее известны руины первых горных долговременных укреплений этих мест на другом берегу бухты - здесь, в восточных окрестностях Балаклавы, на склонах горы Аскети, возвышающейся высоко над Чембало, во времена Крымской войны 1854-1855 годов британская морская бригада возвела земляные укрепления, усовершенствованные позднее в Первую мировую военным инженером Полянским. Именно форт «Южная Балаклава» - главная наша цель сегодня.

GPS-навигатор помог сэкономить время на поиски дороги - в точке N 44º 30,308’ E 33º 35,937’ начинается серпантинный подъём по балаклавскому склону. Ориентир - санаторий с красной крышей, остроумно изгибающийся змеёй в полной гармонии с линией дороги. Заведение, похоже, зимой пустует по случаю «несезона». Ещё бы - закоченелые берега бухты внизу вид имеют если и экзотический, то уж точно не курортный. На открытых балкончиках санатория мерзнут пластиковые стулья. И на одном из них восседает важного вида - явно в своём хозяйском праве - кот…


Всползаем серпантином всё выше. Глинистые склоны усеяны камнями, словно зубьями множества драконов. Снега здесь нет вовсе - только по камешкам стекают кое-где заледеневшие плоские водопадики. В их глубине, под коркой льда, обнаруживается движение - там журчит пробудившаяся вода, булькая воздушными пузырями, и мы на несколько минут забываем про время, созерцая эти скрытые, словно детские секретики под стеклом, деятельные ручейки.





Вдоль дороги, словно ограждение, растут какие-то диковинные колючие кусты. На их ветвях раскачиваются на ветру рыжие серёжки - сухие, шуршащие и круглые как пуговицы.





     На другом берегу бухты с урчанием и лязгом грызёт горы карьер. Но и он не в силах испортить впечатление от этого удивительного места. Балаклавская бухта - изгибистая и красивая суровой заиндевелой красотой - длинной панорамой перетекает в море. Светится холодной зеленью вода, разукрашенная светлыми фигурками кораблей, катеров и яхт, серебристо-белые горы увенчиваются башнями Чембало, и змеится внизу жёлтая полоска серпантина с красным завитком крыш остроумного санатория. Именно сверху понятнее современное название города - Балаклава, данное ему турками после захвата генуэзских колоний. Балык-юве - Рыбье гнездо или Садок для рыб. И судя по количеству рыбаков внизу - рыбы здесь много.







Очередной поворот - очередная остановка. Вновь и вновь мы любуемся бухтой, снующими судами, стайками рыбаков, живописно расположившихся на причалах.








Ландшафт Балаклавы сформировал планировку и застройку города. Морские виды, Утёс и скала с крепостью, запирающие вход в бухту, крутые склоны берегов, срывающиеся в морскую пучину - важнейшие доминанты архитектурной композиции Балаклавы. Не удивительно, что на этом замечательном фоне в начале ХХ века здесь появляются роскошные дачи и более скромные особняки, числом не менее сотни, которые изменили ненадолго превратившийся после Крымской войны в заштатную глухомань городок и придали ему совершенно неповторимый вид. Жаль, что теперь мы не можем этого оценить - Вторая мировая и время не пощадили той обстановки, в которую стремились и промышленники, и военные, и литераторы - дачная история Балаклавы пестрит весьма знаменитыми фамилиями…


До недавнего времени руины сохранившихся дач оберегались лишь мемориальными табличками, но, кажется, в 2008-м усадьбы разобрали, чтобы потом на их месте построить новые здания, в точности повторяющие старые. Задумка вроде хорошая. Вопрос - получилось ли? Строения, очертания которых угадывались в январе 2011 года, сейчас уже достроены и даже заселены, каждый из вновь построенных «дворцов» «украшен» персональным причалом с «припаркованной» персональной яхтой новых хозяев… Новая жизнь, новые правила, но одно можно сказать точно - благородной патины этим «дворцам» явно не хватает. Плющ что ль по ним пустить…




Ну а нас пока ждёт новый поворот, а за ним, как водится - сюрприз!


ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Текст и фотографии: Елена Свиридова и Андрей Илюхин, 2011-2012 гг.

Балаклава, Камни имени Геракла, Крым

Previous post Next post
Up