Тульский некрополь

May 07, 2015 17:27




Эта фотосерия появилась случайно. На майские мы с мамой стараемся побывать на старом Всехсвятском кладбище - навести порядок на могилке прадеда. Заходим и к другой родне, но их мы уже в живых не застали, а деда мама помнит хорошо… Обычно после этого и уходим. Но на сей раз я взял с собой кроме лопаты ещё и фотокамеру - на всякий случай, погода располагала, и мы решили прогуляться. Так и случилась эта несколько сумбурная «экскурсия». Мы же не задавались целью пройтись по некрополю, соблюдая мало-мальски хронологию, историчность - нет, мы просто метались по своим детским и недетским воспоминаниям. А вот тут так было, а там этак… Наш тульский некрополь во многом уникален и весьма колоритен - частенько водим туда гостей города, и все уходили оттуда под впечатлением. Поэтому, думается, даже такая сумбурная прогулка может быть интересна не только тулякам, но, в первую очередь, наверное, тем кто в Туле пока не был. Правда, как назло, при подготовке фотографий для этого рассказа, меня накрыла страшная инфлюэнца. Не хочется быть суеверным, но материал сей надо бы поскорей опубликовать, отпустить его в мир... Попробуем?


     На территории Тулы известны три старинных кладбища: Всехсвятское, Зареченское или Спасское, Чулковское. Существовали и действовали они 200 лет, с 1771-го вплоть до 1969 года. Чуть ли не все жители города, умершие за это время, похоронены здесь. Среди них дворяне и творческая интеллигенция, купцы и педагоги, учёные и оружейники. Возникновением своим эти кладбища обязаны эпидемии чумы - по императорскому указу тех, кто умер от чумы, в пределах города хоронить запрещалось, только за городом, где специально для этого выделялись участки земли и основывались кладбища. Власти Тулы первыми в России исполнили этот указ Екатерины ІІ.


Тульский некрополь занимает площадь более 50 гектаров. На этой площади находится более 6 тысяч надгробий XVIII и XIX столетий. Это количество вполне можно назвать беспрецедентным. Только Всехсвятское кладбище насчитывает около 4-х тысяч. Материал большинства из них - местный белый камень. Украшены они великолепными рельефами, исполненными на столь высоком художественном уровне, что можно с уверенностью предполагать наличие школы резьбы по камню. Причём школы сугубо местной, так как многие элементы их резьбы не встречаются в других регионах. Люди, покоящиеся на тульских мемориальных кладбищах, прославили не только свой родной город. Слава некоторых из них принадлежит всей России. Среди них знаменитый оружейник - конструктор Фёдор Васильевич Токарев, меценаты и предприниматели того времени Воронцовы, Баташевы, Лялины, родственники Дельвига и Пушкина. Захоронены здесь основатель парка города Тулы Пётр Петрович Белоусов, изобретатель хроматической гармоники Николай Иванович Белобородов, Алексей Михайлович Сурнин, являющийся прототипом лесковского Левши. Конечно, хоронили здесь и рядовых граждан - мещан, кузнецов, оружейников купцов.








В начале XIX века появляются новые типы надгробных памятников: жертвенники, колонны, перебитые кубом, перевернутые конусы. В первой трети XIX в. эти типы являются дворянскими надгробиями, в то время как саркофаг водружается, в основном, на могилы купцов и мещан. Надгробия типа жертвенник появляются в начале XIX века в эпоху классицизма и уже к середине века полностью исчезают. Для них характерно завершение каждого фасада фронтоном. Надгробие венчала ваза с крестом или факелом.




По своей площади Всехсятское кладбище больше всех остальных. Оно росло, занимая с течением лет всё большую площадь, и к нашему времени достигло 34 гектаров. В начале ХХ века его оградили, соорудив стену из кирпича. В ХVIII веке была возведена каменная церковь Всех Святых на пожертвованные Стефаном Сушкиным и Никифором Девяткиным, тульскими купцами, средства. Проект одностоящей 71-метровой колокольни разработал архитектор В.Федосеев. На её строительство жертвовали средства горожане. Купцы Красноглазовы, Добрынины предоставили самые крупные суммы. Д.Я. Ваныкин подарил для церкви колокола, а также лестницу из чугуна. Из него же вылиты и скульптуры четырёх ангелов, трубящих в трубы.




Семейный некрополь Ваныкиных расположен рядом со входом на Всехсвятском кладбище. До недавнего времени этот участок представлял собой плачевное зрелище: вековые деревья проросли между надгробиями, саркофаги покосились, ограда утрачена. Департамент здравоохранения взял на себя бремя восстановительных работ места погребения Тульского купца, благотворителя и мецената. Училища, приюты создавались и развивались в значительной мере благодаря вкладам в них Дмитрия Яковлевича Ваныкина. Семь корпусов Ваныкинской больницы - ныне ГУЗ «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я.Ваныкина» - выстроены в соответствии с завещанием Дмитрия Яковлевича. По завещанию основная часть его капитала расходовалась на благотворительные цели - в целом город получал около двух миллионов рублей. Первоначально Д.Я.Ваныкин намеревался по завещанию пожертвовать деньги главным образом православным храмам и приютам. Однако, узнав из беседы со своим лечащим врачом - Федором Сергеевичем Архангельским - о том, что в Туле из 115000 жителей ежегодно умирали 3500 человек, половину из которых составляли дети до десяти лет, Дмитрий Яковлевич решил большинство средств завещать на строительство городской больницы.


Утром 17 (30) июля 1900 года Д.Я. Ваныкин скончался. Тульский Окружной суд рассмотрел духовное завещание Ваныкина и утвердил его к исполнению. 20 декабря 1900 года доверенные лица внесли пожертвованную сумму в банк (около 2 млн. рублей), а завещание было передано в городскую Думу.


Совсем рядом, кстати, могила почившего в том же году приказчика Дмитрия Яковлевича - Мартина Кирилловича Соустова. На удивление ухоженная, несмотря на дату захоронения.


Могила моего прадеда находится по соседству с семейным некрополем Белобородовых - одним из самых больших на территории Всехсвятского кладбища. Его протяженность с севера на юг составляет ок. 40 м. Некрополь Белобородовых практически полностью уничтожен. В настоящее время на 6 памятниках прочитаны имена представителей этого семейства; от XVIII века (Белобородов Иван Евдокимович, 1798 г.) до начала XX века (Белобородов Николай Иванович, 1912 г). По видам и стилям надгробия весьма разнообразны: саркофаги (барокко, классицизм, ампир, эклектика), крест на Голгофе, основание креста на плите. Обнаружены фрагменты основания вертикальных надгробий и цоколей оград.






Особый интерес представляет саркофаг, расположенный рядом с крестом Николая Ивановича. На этом надгробие сохранились розетки в виде букетов, выполненные очень низким рельефом, имитирующим всечку металла в дерево. Надгробия с таким орнаментом появляются в 30-х годах XIX века и характерны только для Тулы - города мастеров. Во время войны с Наполеоном Оружейный завод набирает мастеров. По окончании Отечественной войны в 1817 году штат оружейников сокращается, и хорошо обученные мастера вынуждены искать себе другой заработок. Некоторые его находят в погребальном бизнесе. Так на кладбищах города Тулы появляются нигде неповторимые букеты, выполненные тонкими линиями очень низким рельефом.




Николай Иванович Белобородов - наш земляк, обыкновенный красильщик и музыкант-самородок - с детских лет был страстным гармонистом и всю жизнь мечтал создать новую гармонику с хроматическим строем, то есть с полным звукорядом включая полутона. Родился и жил в Туле, в доме 16 по тогдашней Киевской улице (ныне пр.Ленина), где сейчас располагается мемориальный Дом-музей его имени. Здесь он репетировал со своими дочерьми, Софьей и Марией, создав таким образом первое трио хроматических гармоник. Инструменты были изготовлены по заказу Белобородова знаменитым в то время мастером Леонтием Чулковым. Далее возникла новая идея - создать «хор» гармоней. Поскольку участники оркестра были простыми рабочими оружейного и патронного заводов, то есть людьми бедными, пришлось продать красильню, заложить дом. Он заказывает новые инструменты для всего оркестра: гармонь-пикколо, гармонь-альт, гармонь-бас. Первое публичное выступление оркестра Белобородова состоялось 22 февраля 1897 года в зале Дворянского собрания Тулы, после чего он систематически давал концерты в разных городах России. Одновременно изучает теорию музыки, сочиняет пьесы для своего «хора», пишет учебники. Изобретение Белобородова сделалось равноправным концертным инструментом. Сам Чайковский пишет в одной из партитур: «Для надлежащего эффекта этой пьесы гармоники-аккордеоны весьма желательны…» Одним из больших любителей послушать выступления этого оркестра был и Л.Н.Толстой. У Белобородова была в Козловой засеке, по соседству с Ясной Поляной, дача, где и произошло его знакомство с великим писателем, впоследствии переросшее в дружбу. Лев Николаевич частенько хаживал на концерты соседского оркестра, и даже кое-что советовал в выборе репертуара…








Казалось бы удивительно, что исторические артефакты тульского некрополя находятся, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Но по сравнению с тем, что было… За десятилетие существования музея «Тульский некрополь» расчищены заброшенные участки кладбища, найдены и местами отреставрированы многие памятники. И это при том, что особого порядка на Всехсвятском кладбище никогда не было. Даже в XIX веке сохранить чьи-либо захоронения или просто навести там порядок городские власти были явно не в состоянии. В 1880 году тульский врач В.И.Смидович отмечал «беспорядок и неурядицу», существовавшие на кладбище: «никакой последовательности в раздаче мест, нет ни улиц, ни дорожек, ограды вокруг могил ломались и уносились, памятники портились, и мне даже передавали такие случаи из недалёкого прошлого, что среди белого дня увозились целые каменные надгробные плиты»…








Такого вида надгробия стали появляться с середины XIX века и получили название - проросший крест. По форме бывают очень разнообразны. Но все символизируют виноградную лозу, как один из символов христианства, а также смерть после жизни и вечное колесо жизни.


Недалеко от некрополя Белобородовых, у восточной стены кладбища, находится Воинское кладбище с захоронениями воинов, умерших от ран в госпиталях г. Тулы. Эта братская могила называется «Восточной» и является самой большой по количеству погребенных. Здесь покоятся 2182 воина, умершие от ран в госпиталях, когда Тула была уже тыловым городом.


Примыкает к Восточной братская могила воинов, погибших при обороне Тулы и в боях 1941-1945 гг. Рядом архитектурная композиция из двух памятников: «Солдат и матрос», «Мать возлагает венок на памятник воину». На 48 мраморных досках выбито 1420 имен бойцов Красной армии…












В XIX столетии на юго-западе некрополя появился участок лютерано-католического кладбища, отделенного от православного валом и рвом, фрагментарно сохранившимися. На участке погребены семья архитектора Скавронского, потомки Л.С.Пушкина, семья врача Смидович, семья Белявского, владельца аптеки… Надгробия здесь отличаются сдержанностью украшений, что характерно для лютеран, чья вера ценила скромность и сдержанность в быте и поведении. Здесь преобладают обелиски и стелы. Надписи выполнены как латиницей, так и кириллицей.








Людвиг Эварист Сковронский был тульским губернским архитектором (1885). Сам из дворян (мать его в девичестве Хлебовская), был инженером в Калуге. Состоял в должности надворного советника, действительного статского советника, члена правления отделения Попечительства о домах трудолюбия, агента страхования от пожаров. Принимал участие в строительстве храма Святых Двенадцати Апостолов, в строительстве католического храма. По его проекту построена кладбищенская стена. Жена его Салатко-Петрищо Анна.


В годы Великой Отечественной войны эта часть кладбища подвергалась актам вандализма. Множество обелисков с этого участка можно увидеть на могилах ветеранов войны. На некоторых даже не сбиты первоначальные тексты. Не так давно некоторые надгробия удалось восстановить. Но весной 2011 года эта часть кладбища опять была подвержена акту вандализма. Все восстановленные надгробия были стащены и сброшены в склепы.








Старая часть католического участка заполнена погребениями интернированных военнопленных, скончавшихся в 1945-46 гг.


В этой части кладбища в годы Великой Отечественной войны похоронены солдаты вермахта, погибшие в боях за г. Тулу. В 1946-1947 гг. военнопленные Германской армии участвовали в восстановлении народного хозяйства. Умерших в лагерях хоронили на этом участке.








Недалеко от калитки ещё одно Воинское захоронение (Западное). Это братская могила бойцов Тульского рабочего полка, погибших в боях при обороне Тулы. Автор архитектурной композиции - Заслуженный архитектор России П.М.Зайцев. На мраморных плитах выбиты 592 имени.




На территории кладбища сохранилось два наземных входа в склепы. Слово «склеп» в толковом словаре русского языка под ред. Д.Н.Ушакова трактуется как «место погребения, представляющее собой вырытое в земле закрытое помещение, где ставят гроба с покойниками. Фамильные склепы устраивались под церквами и на кладбищах». Традиция устраивать семейные некрополи в виде склепов характерна для католической Европы. Но и в России они существовали в той или иной мере. Особенно это культивировалось в северной столице, на юге России, а также в западной Украине и Белоруссии. В средней полосе, как показали исследования, преобладали склепы без обозначения входа на поверхности. Они получили название «каменных мешков»…


Я увидал его у верстака,
Был тихий день, в окно вливалось лето,
Но ощутила вдруг моя рука
Невидимую тяжесть пистолета.

Как будто подошёл я к той черте,
Где вдруг возникли из огня и гула,
Две буквы неразлучные - «ТТ»,
Как неразлучны Токарев и Тула.
                      В.Ходулин


Фёдор Васильевич Токарев родился в 14 июня 1871 года станице Егорлыкской войска Донского в казачьей семье. Всю свою жизнь Федор Васильевич связал с оружейным делом. В 1908 г. оружейный мастер на базе винтовки системы С.И.Мосина создает первый образец автоматической винтовки. После первой мировой войны Токарев трудится на Ижевском, Сестрорецком военных заводах, а с 1921 года работает конструктором на знаменитом оружейном заводе в Туле. Тульский период жизни прославленного изобретателя был самым плодотворным. В 1925 станковый пулемет системы «Максим» переделывается Токаревым в ручной - тот, что был принят на вооружении Красной Армии. В 1931 году в армии появился новый самозарядный пистолет «ТТ» - и сразу стал очень популярным среди командиров. Только в 1942 г. было изготовлено более 160 тысяч пистолетов этой марки. Надежность и простота - вот что отличало этот знаменитый пистолет, с ним поднимали в атаку бойцов под Москвой, с ним брали Берлин. Перед самой войной, в 1940 году, на широкий поток для оснащения Красной Армии выходит уже самозарядная винтовка СВТ-40, хорошо себя показавшая в боях Великой Отечественной войны. Токарев прожил большую жизнь и скончался в 1968 году в Москве на 97-м году, согласно завещанию был похоронен на Всехсвятском кладбище в Туле. На его могиле установлен бюст, а на здании дома №67 на проспекте Ленина - мраморная мемориальная доска великому конструктору.




И в заключение. Этот рассказ, конечно же, ни на какую полноту и широту охвата материала не претендует. Много там земляков лежит - знаменитых и не очень, соседей и дальней родни… Заинтересовавшимся настоятельно рекомендую совершить виртуальную экскурсию на сайте Тульского историко-архитектурного музея или соответствующую тематическую экскурсию ТИАМ по историческому некрополю - Всехсвятскому кладбищу. Кстати, в Ночь Музеев 16 мая экскурсии состоятся в 20-00 и 21-30, билеты уже продаются.

По материалам сайтов «Тульский некрополь» и «Тульский историко-архитектурный музей»

Тула, история

Previous post Next post
Up