Венёв-монастырь

Jun 19, 2014 09:09




Как водится, сначала мы хотели просто рассказать о небольшом походе, который мы совершили в компании нашего друга в прошедшие праздничные выходные, но в процессе подготовки фотографий подумалось, что рассказ сей будет неполон и не совсем понятен нетулякам без маленькой исторической вводной. Тем более что путешествие наше началось в День России. Так что начнём издалека…
    В сорока километрах от Тулы, немного в стороне от Венёвского шоссе, южнее крутой излучины реки Осётр находится один из немногочисленных древних памятников Тульской области - Свято-Никольский женский Венёв-монастырь. Один из самых древних православных монастырей, воздвигнутых на Руси! В летописях Венёв-монастырь впервые упоминается только в 1407 году, но, несомненно, поселение здесь существовало значительно раньше - некоторые исследователи относят возникновение Венёва-монастыря к XII веку. Храм включён в список архитектурных памятников республиканского значения, а с 1985 года вся территория монастыря взята под охрану государства.



    Много столетий назад почти вся территория Тульской области была покрыта дремучими лесами. Приблизительно с V века эти места заселило племя вятичей. Когда, кем и при каких обстоятельствах на этом месте был воздвигнут храм в честь Николая Чудотворца, определить точно невозможно. Первыми поселенцами лесных чащоб по берегам полноводного в то время Осётра могли быть отшельники, искавшие покоя «в пустынях» глухих лесов, или сторожа-дозорные русского государства, охранявшие южные границы московского княжества. Как известно, вдоль этих границ на протяжении более пятиста километров была проложена так называемая засечная черта, состоявшая из засек (завалы срубленных и положенных друг на друга деревьев), деревянных крепостей (типа острогов с дозорными башнями, вооруженных пушками) и различного рода земляных укреплений (рвы, валы, бастионы, надолбы). На территории Тульской области засечные леса занимали более 200 километров оборонной линии ( Про Козлову засеку мы уже как-то рассказывали). Щегловская, Карницкая, Веркушенская и Картосеневская засеки образовывали треугольник, в центре которого находился укрепленный пункт - Венёв-монастырь. Кто и когда и первым поселился на этом месте - воин или монах - сказать трудно, но несомненно, что вскоре оно стало одним из форпостов русского государства, и соединило в себе функции оборонительного укрепления и места прибежища для ищущих спасения души.


Октябрь 2000 г. Слайд 6х6 см
    Сохранилось повествование начала XV века, имеющее отношение к Венёву-монастырю. Это история мученической кончины Иулиании, княгини Вяземской, внесённой в списки святых Русской Церкви. Святая Иулиания была женой князя Симеона Мстиславовича Вяземского, служившего при дворе Юрия (Георгия) Святославовича Смоленского. Князь Юрий, желая незаконно овладеть женой князя Симеона, во время пира зарубил его мечом. Однако, Иулиания, сохранив верность своему мужу при жизни, осталась верной ему и после его смерти. Обороняясь, Иулиания ударила Юрия ножом в грудь. В ярости князь изрубил её мечом и приказал бросить тело в реку. Через год чудесным образом было обретено тело княгини Иулиании. Впоследствии от мощей княгини Иулиании Вяземской происходили многие чудеса и знамения, и церковь причислила её к лику святых, объявив днями памяти святой мученицы княгини Иулиании Вяземской 15 июля и 3 января.
     Терзаемый укорами совести и всеми порицаемый, князь Юрий бежал в Орду к татарам. Однако и на чужбине он не мог найти себе покоя и возвратился на родину, ища место, где бы мог оплакивать и загладить свой страшный грех. Пустынник Пётр, подвизавшийся в Троицком Яблоневом монастыре города Лебедяни (Тамбовская епархия), принял раскаявшегося князя Юрия. Оба они окончили жизнь в Венёве-монастыре, где и были погребены. (По другой версии Пустынник Петр и князь Юрий Святославович Смоленский скончались в Лебедяни, но в связи с нападением татар останки их вместе с некоторыми принадлежавшими им предметами были перенесены в Венёв-монастырь). На завещанные князем деньги были построены ограда вокруг монастыря и кельи для монахов. В нижней Николаевской церкви с правой стороны до начала XIX века стояла гробница, покрытая бархатом, в память Юрия. А от Пустынника Петра в ризнице Венёва-монастыря сохранились власяница и посох, подаренный ему преподобным Сергием Радонежским.
     Среди местных жителей бытует предание, что преподобный Сергий Радонежский пешком приходил в Венёв-монастырь, указывают даже тропинку, по которой он шёл. Доказательств этому нет, но ничего невероятного в этом народном предании не содержится: из Троицкой Лавры вышло множество подвижников и основателей до сотни монастырей, многих из которых преподобный Сергий лично навещал пешком. Исторически известно, что преподобный бывал у своего любимого ученика Афанасия Высоцкого в городе Серпухове и пешком доходил даже до Нижнего Новгорода.


Утро у монастыря. Осень 2003 г. Сканы с цветного негатива






В церковно-административном отношении Венёв-монастырь первоначально входил в Рязанскую епархию, в XVI веке был приписан к Астраханскому Спасскому монастырю, со второй половины XVII века состоял в Коломенской епархии... В зависимости от административного подчинения, Венёв-монастырь имел непосредственную связь с Рязанью, Астраханью, Коломной и Москвой, а это накладывало известный отпечаток на его внутреннюю жизнь. Наиболее драматичным оказался контакт Венёва-монастыря с исторической личностью XVI века, новгородским архиепископом Пименом.
     Духовный руководитель двух нынешних областей, новгородской и псковской, и их административных центров - «Господина Великого Новуграда» и его «Меньшего Брата» - Пскова - архиепископ Пимен (Чёрный) управлял этой обширной территорией с титулом «Архиепископа Новгородского и Псковского» с 1552 по 1570 годы. Свободолюбивые новгородцы часто меняли управляющих ими князей и архиереев. То, что архиепископ Пимен по словам Н. Карамзина «был в Новгороде владыкой 17 лет, 2 месяца и 9 дней», свидетельствует о его способности примирять враждующие между собой народные партии. В те времена на новгородском епископе лежало не только церковное управление, но и немалая доля участия в гражданских делах, в частности, тяжелая и ответственная обязанность ходатайствовать перед царём за народ. Архиепископ Пимен занимался не только делами своей кафедры, но нередко выполнял поручения общегосударственного характера. Как старейший иерарх русской церкви, он приглашался на государственные совещания в Москву, был председателем Собора Епископов 1564 года, в 1566 году ездил во главе делегации в Александровскую слободу «ударять челом и плакатися Государю» о возвращении его в столицу. Иван Грозный не раз вступал в конфликт с буйными новгородцами. Поэтому, когда в 1570 году Иван IV получил донос на Пимена, в котором сообщалось, что епископ злоумышляет отколоться от Москвы и перейти к польскому королю, царь с царевичем и любимой дружиной отправились судить новгородцев. Город был окружён, церкви и монастыри опечатаны. Архиепископ Пимен с крестным ходом во главе многочисленного народа встречал Грозного. Царь при встрече не принял обычного благословения и в гневе закричал: «Злочестивец! В руке твоей не крест Животворящий, но оружие убийственное, которое ты хочешь вонзить нам в сердце. Знаю умысел твой и всех гнусных новгородцев, знаю, что вы готовитесь предаться Сигизмунду Августу. Отселе ты уже не пастырь, а враг Церкви и святой Софии, хищный волк, губитель, ненавистник венца Мономахова». Владыку Пимена одели в «худое платье», посадили на клячу с волынкой и бубном в руках и возили по улицам на посмеяние всему городу. В Москве состоялся суд -Пимена Чёрного лишили сана и отправили на вечное заточение в «каменном мешке» Венёва-монастыря. Его замуровали в кирпичную кладку под Никольским храмом, оставив воздушного пространства 1,5 кубических метра, с одним маленьким отверстием, через которое подавали воду и просфору раз в сутки. В заточении архиепископ-мученик пробыл «один год и два месяца без одного дня» и окончил свой жизненный путь 25 сентября 1572 года.
     Вскоре после кончины началось народное, а затем и местное церковное почитание архиепископа Пимена. До 1913 года в нижнем храме Венёва-монастыря находилась гробница жертвы грозного царя в виде мраморного саркофага за металлической решёткой искусной работы местных мастеров, над которым было укреплено иконное изображение Святителя Пимена. В настоящее время в мощных каменных сводах нижней церкви была создана для обозрения и поклонения паломников имитация того «каменного мешка», в котором был замучен архиепископ Пимен. В 1986 году из-под пола Никольского храма были изъяты и положены в особый ковчежец, хранящийся в нижней церкви, частицы мощей свт. Пимена Новгородского.


Колокольня Свято-Никольского Венёв-монастыря. Весна 2004 г. Цветной негатив

Царь Иоанн Грозный пожаловал Венёву-монастырю 1552 четверти земли, в том числе 375 четвертей пашенных угодий, с. Бортники на р. Осётр с церковью во имя прп. Пафнутия Боровского и 3 деревни. В 1606 году царь Василий Иоаннович Шуйский грамотой подтвердил права Венёва-монастыря, предоставленные царем Иоанном IV, на владения и пожаловал новые земли. По переписи 1674 года Венёв-монастырь владел огромным богатством: 2246 крестьянами, 425 дворами, при монастыре были конский и «скотный» заводы. В этот период были возведены каменный двухэтажный храм с колокольней и другие каменные монастырские постройки.
     Следующее, восемнадцатое, столетие является периодом наибольшего расцвета и одновременно временем полного увядания Венёвской обители как монастыря. Наиболее отрицательным событием оказалась отмена патриаршества в Русской Церкви. Когда в 1721 году Патриаршество было заменено Святейшим Синодом, Венёв-монастырь стал «приписным синодальным монастырем». На практике это означало, что за епархиальным архиереем сохранился только надзор за «Церковным благочинием» монахов, а вся финансово-хозяйственная сторона монастыря передалась синодальной Экономической канцелярии. Этим решением была подорвана материальная база монастыря и положено начало его угасания. Практически монахи остались без средств, жили только от «мирского подаяния». Приезжавшие из Экономической Коллегии казначеи с их помощниками («командой») относились к монахам враждебно, вплоть до того, что отнимали продукты, занимали лучшие помещения, вели разгульный образ жизни. Ремонты не производились, создавались немыслимые условия жизни, и Венёв-монастырь стал приходить в запустение, в нём остались только престарелые и больные. Монахи расходились по другим обителям. В 1782 году Венёв-монастырь Святейшим Синодом был упразднён и обращён в приходскую церковь. В 90-х годах XVIII столетия были разобраны монастырская ограда с шестью башнями из тёсаного камня и многие каменные монастырские строения. В 1784 году наместник, исполнявший должность Тульского и Калужского генерал-губернатора граф Михайло Никитич Кречеяников, отыскивая местный каменный материал для расширения Тульского оружейного завода, приказал разобрать в бывшем Венёве-монастыре жилые каменные здания и каменную полуразвалившуюся ограду. Всего годного для нового строительства камня (белого, тёсаного) было заготовлено до 17 тысяч штук. Отправленный из Венёва-монастыря камень пошёл на постройку главной нижней плотины ТОЗа. А от бывшего монастыря осталось только одно его центральное здание - Николо-Успенский храм. Сейчас невозможно себе представить или восстановить картину - как выглядела обитель в дни своего расцвета. Однако сердце монастыря - его храм - продолжает биться и служить людям. Хотя монашеская община была закрыта в 1782 году, однако и два с лишним столетия спустя сохраняется прежнее название Венёв-монастырь.
     В 1998 году по благословению Тульского митрополита Серапиона (Фадеева) Успенский храм села Венёв-монастырь был передан Щегловскому тульскому монастырю для организации подворья, а 1 ноября того же года он был обращён в сестричество. Год спустя указом Священного Синода от 19 июля 1999 года сестричество было преобразовано в женский монастырь, настоятельницей которого была назначена монахиня Алексия (Бажина). С той поры в Венёве-монастыре произошло много созидательных событий: отреставрирован северный предел нижнего храма в честь преподобного Пафнутия Боровского, в нём же находится трапезная для насельниц обители, восстановлен центральный купол храма, построена фасадная часть монастырской ограды, построены три келейных корпуса, а также хозяйственные помещения. В настоящее время в Венёве-монастыре проживает 10 насельниц. Монастырское хозяйство - скотный двор, молочная ферма, огород, парники, маленькая пасека, восстанавливаемый фруктовый сад - на плечах небольшой женской монашеской общины.


Весна 2007 г.

Тогда же - в 99-м - и мы впервые побывали в этих местах. Храм тогда был белым, свежепокрашенным… Впрочем, и в 2007-м он оставался таким же. Сейчас идёт очередная реставрация, и цвет храма поменялся.


Осень 2000 г. Слайд 6х6 см


Весна 2007 г.


Лето 2014 г.

«Красота неброская, но запоминающаяся» - Венёв-монастырь - настоящий архитектурный памятник, в котором удачно сочетались гармония, красота и простота. От былого Венёва-монастыря сохранилась одна только каменная церковь Николо-Успенская. Причём, она довольно хорошо сохранилась и избежала каких-либо существенных позднейших перестроек и наслоений. Кокошники, правда, раньше были расписаны изображениями на библейские темы, но в XX столетии замазаны известью.
     Фотографии, сделанные на рубеже ХХ века, сохранили многие детали наружного вида и внутреннего интерьера храма, которые позже были утрачены. Так, большинство поверхности стен и потолка было расписано «травами» - растительным орнаментом. На фотографиях отчетливо видны росписи северной паперти, на лестнице главного входа и арке колокольни. В 1957 году большинство росписей были покрыты белой масляной краской и к 1984 году остатки росписи сохранились только в ризнице и на стенах лестничного проема перед местом заточения архиепископа Пимена.
     Роспись стен и потолков Никольского храма Венёва-монастыря во многом напоминает фрески Покровского собора (храм Василия Блаженного) в Москве, особенно роспись потолка ризницы имеет сходство с оформлением окон северного портала западной башни Покровского собора. Росписи Покровского собора были сделаны в XVI веке, следовательно, можно предположить, что первоначальная стенопись Венёва-монастыря относилась к ближайшему по времени сроку.
    В книге «Памятники искусства Тульской губернии» 1914 года дана следующая характеристика росписи Венёва-монастыря: «Стены сплошь записаны современной, неумелой живописью, но есть намёки на возможность очистить бывшую стенопись, о достоинстве которой теперь судить нельзя». То есть на первоначальную стенопись позже была нанесена другая, которая была в последствии покрыта белой масляной краской...
    Необычен сам вход в нижний храм - Никольский (освящён в 1696 году) - входной портал расположен в глубине открытой арочной ложи под юго-западной частью паперти. Окно в обрамлении каменного наличника, расположенное в центре массивных проёмов, железные кованые, двухстворчатые двери XVII века - кажется, приглашают в прошлое…




За многие века существования Венёва-монастыря на его кладбище, которое располагается вокруг храма, нашли упокоение более 500 монахов. И в близкий к нашему времени период многие известные и высоко духовные люди завещали похоронить себя в некрополе Венёва-монастыря. Снаружи рядом с алтарной апсидой, с северной ее стороны паломники увидят два деревянных, одинаковых по размеру надгробных креста, около которых прихожане часто зажигают свечи, служат молебны и возлагают цветы. Это могилы двух почитаемых в Тульской епархии старцев - священника о. Афанасия Реутова, преставившегося в 1904 году, и схиархимандрита Христофора (Никольского), похороненного по его завещанию рядом с могилой о. Афанасия в 1996 году.


Газета «Тульские Епархиальные Ведомости» за 1909 год в разделе епархиальной хроники поместила информацию о недавно скончавшемся заштатном священнике Успенской церкви села Венёв-монастырь о. Афанасии, «который известен был как великий молитвенник Богу, как опытный в духовных советах старец, не только в Тульской епархии, но и за пределами её». В народе он был известен как старец Афанасий. Среди активных поборников прославления имени старца о. Афанасия и причислении его к лику Святых был почитаемый тульский старец схиархимандрит Христофор.
     Старец схиархимандрит Христофор тоже был известен множеству людей как мудрый советчик. К нему ездили тысячи людей отовсюду, не было дня, чтобы в его маленьком тульском домике не случалось посетителей, знавших о его даре прозорливости, людей, желавших получить наставление и помощь.
     Однако самым главным подвигом старца Христофора тульские православные люди чтят его деятельное участие в обретении высокого покровительства двух великих святых -святого блаженного Иоанна Тульского и святой блаженной Евфросинии Колюпановской. Святая блаженная Евфросиния получила имя «Колюпановская» от названия с. Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии, где она завершила свой 120-летний жизненный путь, совершая подвиг юродства. Предполагают, что в миру она была княжной Вяземской и фрейлиной императрицы Екатерины II.
     Старец Христофор вывел из забвения эти великие святыни - именно его стараниями произошло обретение мощей святого блаженного Иоанна Тульского и восстановление Колюпановской святыни, создание на этом святом месте монашеской обители.


Весьма возможно, что первоначально Венёв-Никольский монастырь возник по образцу Киево-Печерской лавры в карстовых пещерах на берегу Осётра. Недалеко от монастыря находятся скальники. По рассказам местных жителей, от монастыря к пещерам в скальниках шёл подземный ход. В пещерах находились монашеские кельи. В советское время, во избежание несчастных случаев, пещеры были взорваны - остался один вход, которым пользуются только спелеологи и «искатели приключений».


Осень 2002 г.






Осень 2003 г.
    Обнажения представлены высокими (до 12м) и протяженными (до 300м) почти вертикальными стенками заброшенного каменного карьера. Находятся они на самом живописном участке верхнего течения реки Осётр, пересекающей здесь полосу лесов тульских засек. Обнажения выделяются на фоне крутых покрытых лесом склонов речной долины и придают ландшафту вид скалисто-гористого.


Осень 2000 г. Слайд 6х6 см


Весна 2007 г.


















Конечно, пещеры и скальники всегда манили и нас, поэтому раньше мы тут бывали довольно регулярно с компаниями и без. Но почему-то так сложилось, что после 2007 года мы подзабыли эти места, и спасибо нашему другу Юрию, предложившему выбраться на праздники именно сюда. Для него это вообще парадиз, как любое место, связанное с детством, для нас - тоже место, полное приятных воспоминаний. Возвращаемся…




Почитать подробнее:
Свято-Никольский женский Венев-монастырь
Венёв.ру. Сайт города
Путеводитель по достопримечательностям Веневского уезда

Ч И Т А Т Ь   П Р О Д О Л Ж Е Н И Е...

Тула, история, Венев-монастырь

Previous post Next post
Up