Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. IV. Обучение

Aug 24, 2010 18:23


Раздел IV.

Обучение

Верующих с совершенными связывают не только различные обряды, в которых они участвуют, но также - и это наиболее существенная связь - это обучение.

IV.1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ.

Верующие не только должны привлекать новых верных среди несведущих или равнодушных людей, но также и оценивать их способности.


Эта обязанность основывается на притче о талантах (Мф. 25, 16-28). Каждый новообращенный является источником радости для Церкви и верных.

Такая подготовительная пропаганда происходила по практически неизменной схеме, и представляла собой главный пункт обвинений Инквизиции, как laudatio, commendatio, то есть похвала и вовлечение.

Предметом обучения было само существование добрых людей, их образ жизни в противоположность образу жизни клира, недейственность католических таинств, начиная с крещения водой, возможность получения спасения только «из рук добрых людей».

IV.2. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.

Если обучение осуществлял совершенный, то он прежде всего основывался на Новом Завете.

Одна из особенно оригинальных форм обучения состояла в том, что Книгу оставляли у людей, которых хотели убедить, иногда на долгое время, или же в том, что Книгу вслух читал третий человек - то ли потому, что некоторые совершенные не умели читать,  то ли потому, что они не хотели, чтобы их подозревали в том, что они изменяют текст Писания. Особенно часто такое явление наблюдалось в Керси до 1229 года - возможно из-за конкурирующего обучения вальденсов[1]; однако, нет сомнений, что обучение прежде всего приобретало форму комментария проповедников к Писанию, которое читал вслух кто-то другой[2]. Таким образом Пьер Отье, бывший нотариус, объяснял то, что читал его сын Жак.

Хотя такое чтение не происходило согласно точному календарю, тем не менее, тематические чтения совершались к некоторым знаменательным датам, как Страсти Господни или Рождество.

Бернард Ги подводил итог: «Читают они Евангелия и Послания на обычном языке, относя это к себе самим и трактуя в свою пользу и против установлений Церкви Римской»[3]

Иногда давали также текст Pater[4].

Последний совершенный Лангедока, Белибаст, в XIV веке, начинал каждую проповедь, посвященную священной истории, подходящим по теме стихом [5].

IV.3. ПРОПОВЕДИ.

Кроме дидактического или полемического аспекта, в те времена, когда катаризм имел общественную поддержку и наслаждался безопасностью, проповеди становились регулярной церемонией, и произносились в присутствии достаточно многочисленной аудитории: например, в регионе Лаурагэ, в домах знати, собирались сотни людей. В Монсегюре, в религиозном доме, епископы регулярно произносили проповеди для всего гарнизона.

Даже в самый мрачный период катарской истории на Юге все еще уважали церемонии. Так, однажды ночью, Жак Отье обращался с проповедью к женщинам в Тулузе, в церкви Св. Духа, в 1305 году.

Проповеди сопровождались ритуалами, в которых участвовали верные: melioramentum и поцелуй мира.

Проповеди не были обязанностью исключительно иерархии. Будучи обычным совершенным, Белибаст заявлял, после цитирования притчи о талантах: «Поскольку Бог дал мне познать Добро, то я хотел бы это знание распространить на весь мир, произнося проповеди. Я предпочел бы одного верующего всему золоту мира».

Но в «золотой век» роль проповедников в Церкви как правило принадлежит выдающимся личностям, и обязанность эта налагается на обычных совершенных, кажется, только в качестве покаяния, о чем говорит формулировка в Ритуале.

Но даже за работой совершенные используют каждую оказию, чтобы ширить доброе слово. Изарн представляет это в следующих образах (Изарн -герой католической полемической поэмы, где карикатуризируются принятые у катаров обычаи - прим. пер):

Остерегайтесь произносить проповеди в церкви или на площади; нигде не провозглашайте своей науки, кроме как в лесу на поляне, или среди кустов. Там вы увидите госпожу Думерк, Рейнот или Бернадету, Гарсенду или Петронелу, которые прядут пряжу, толкуя Евангелие, вот так они и учат. Одна ткет, вторая прядет, а еще одна говорит проповедь о том, как дьявол сотворил все существующее.

[1] Реестр P. Sellan, Doat XXI. Для Гурдона (Лот), f 187 r: «Г.Бональд… неоднократно читал им Евангелие на романском языке»; - f 196 r: «Арнольда, жена Гийома Бос… сознательно хранила книгу совершенных в течение двадцати дней»; - f 203 r: «П. де Кассаньоле… читал их книгу»; - f 210 r: «Р. Де Перейль…сознательно читал книгу совершенных»; - f 211 v: «Р.Пеллегри…хранил книгу совершенных, которую читал всякий, кто желал». В Монтобан (Тарн-и-Гаронна): f 229 r: «Г. де Бурш… получил из рук совершенных книгу, в которой содержались их заблуждения; держал ее восемь дней и более, а они (эти заблуждения) нравились ему»; - в Мойссак (Тарн-и-Гаронна): f 298 r «П. Эстев… слушал книгу совершенных, которую читали вслух»; - f 301 v: «Раймон Жирод… слушал, как кто-то читал книгу совершенных, а совершенные объясняли ее»; - в Омон, коммуна Рельвилль (Тарн-и-Гаронна): «Арнод де ла Рокью, священник…пошел в подвал, чтобы встретиться с совершенными, читал их книгу и ел с ними грушки».

[2] Рук. 609, Тулуза, f 232 v:«Гийом Бернар, называемый Санчо, рыцарь… из Водрейюль (Верхняя Гаронна), видел двоих совершенных в Лабесед (Од), а с ними рыцарей Пьера Сен-Мишель де Ланес, Понса, брата свидетельствующего, Пьера Катала и Арнольда Кальдьер, хозяина дома, как и Пьера Куре и Гийома Раймонда, писарей и нотариусов замка… Писари читали из какой-то книги, а совершенные разъясняли то, что они читали»(около 1232 г.).

[3] Изд. Mollat, op.cit., I, p. 26. Откровение тоже комментировали (Doat XXI, f 300 v), Мойссак, до 1229 г.

[4]Скорее всего, на латыни, чтобы иметь возможность произносить его после consolamentum (ibid. f 257 v).

[5]J. Fournier, t.II., p.32, 33, 35 etc.

Жан Дювернуа. Религия катаров

Previous post Next post
Up