3.4.2 Критика католической евхаристии.
Употребление в пищу этого благословенного хлеба не является приобщением - реальным или символическим - к Телу Христову. Отвержение реализма в этой области изначально опирается на аргумент Беренгария Турского: если бы Тело Христово было бы так огромно, как эта башня (или гора), то попы уже давно бы его съели.
Или по-другому: если бы можно было из хлеба создать Тело Христово, то оно произрастало бы каждый день.
Евхаристия является недавним изобретением: в Кредо о ней не говорится. Еще критика основывалась на Мф. 15,17. Говоря: Сие Тело Мое, Христос говорит о Своем теле, а не о хлебе.
[1] Христос не мог предложить Свое Тело на съедение ученикам; ведь Он сказал: «Дух животворит; плоть не пользует нимало.» И добавил: « Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.» (Ио. 6, 63).
В случае необходимости в дискуссии употреблялись схоластические различения между формой и случайностями. Короче говоря: подобные вещи считались невозможными. В любом случае, следует помнить, что в катарском апокрифе Христос сказал Своим ученикам, что отныне не попадет в руки грешников.
В начале XIVвека в Тулузе высмеивается реализм Евхаристии: «Попы делают богов из теста, а затем их едят!»
3.4.3 Ценность Хлеба Молитвы.
Тем не менее, сам катарский обряд имеет евхаристическое происхождение. Поскольку Христос является Хлебом жизни, насыщающий приходящих к Нему и верующих в Него (Ио. 6, 35), и потому под Его Телом следует понимать Его Слово, а раздаваемые ученикам остатки - это всего лишь аллегория: «И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил. (Лук.24:43,44). Тот, кто слушает Слово Божье - ест плоть Сына и пьет Его кровь.
Однако, хлеб все же преломляли. Это благословление хлеба, установленный Христом, как объясняет это Жак Отье (1305 г.)
Сказал мне, что благословил хлеб таким образом, которым его благословлял Бог, и сделал это для того, чтобы представить то значение, которое этому благословению придавал Бог. А те, кто из Церкви Римской говорили об этом значении, что хлеб становился Телом Божьим, но это не так. Они же, еретики, говорили, что это был просто благословленный хлеб, и так, собственно и было, потому что это Бог установил благословление хлеба.
В начале XIV века - а может быть потому, что наши источники становятся подробнее, или же по причине каких-либо инноваций - хлеб этот приобретает ценность таинства.
Совершенные посылают куски такого хлеба находящимся вдали от них верующим, а те их хранят; им говорять, чтобы ели его понемногу в начале каждой трапезы или каждого месяца.
Пастух Пьер Маури хранит такой кусок 22 года: к символической ценности благословленного хлеба прибавляется также и его ценность в качестве реликвии по совершенным, погибшим мученической смертью. Таким образом хранили не только хлеб, но также и личные вещи:
Жеральда, жена Виталя из Тулузы, из Кастельсарацин… попросила этого совершенного (Жака Отье), чтобы он приготовил для нее благословленный хлеб, из-за набожности и разделяемой ею веры в то, что она может быть спасена в своей вере. Она взяла этот хлеб и ела его. Оставила его часть и хранила его много лет, съедая от него понемногу время от времени. Она также достала перчатки, о которых ей говорили, что их сделала совершенная. Она хранила их из набожности много лет. Она завернула в них хлеб, благословленный совершенным и хранила его в своем сундуке.
Уже в середине XIII века в источниках указывается на то, как посылают благословленный хлеб верным, отделенным от Церкви из-за преследований:
Петронелла, жена Гийома де Кастанет из Верфей в епархии Родез… сказала, что Амблярд Вассаль, преследуемый из-за ереси, родом из Ломбардии, привез им от совершенных хлеб, благословленный ими. Тот же Амблярд поприветствовал ее мужа от имени Аймери дю Колет, епископа еретиков.
Появилось даже убеждение, что в случае отсутствия совершенных этот хлеб мог заменить consolamentum:
Раймунд Басти из Караман… в то время, когда он был на службе у госпожи Николь де Беллеваль, увидел в сундуке, принадлежавшем госпоже Наварре, сестры Николь, кусок хлеба, сухой и заплесневевший от старости. Он спросил свою жену, свояченицу этих госпож, что это за хлеб. Она ответила, что не знает, но что госпожа Наварра передала из Мура (инквизиторской тюрьмы) этой Николь, чтобы она хранила для нее этот хлеб как зеницу ока… Затем, когда Наварру выпустили из Мура, то пришла домой в Беллеваль и осталась там. Он слышал, как его жена Ломбарда говорила, что Наварра потребовала у нее этот хлеб и сказала ей, что у этого хлеба такая же ценность, как у присутствия добрых людей у смертного одра, если они не могут присутствовать, и что это - хлеб добрых людей.
В той же среде его называли также «хлебом Божьим».
[1]. Ermengaud, op.cit, p. 1251: Алан Лилльский, p. 364: - Монета, p. 296.