Истинный образ. Р.3. Искоренение. Огнем и мечом. Продолжение 1

May 10, 2010 13:18



ПРОРЫВ ФАИДИТОВ

Крестовый поход был завершен. Священная война, война с религиозной мотивацией, война, развязанная религиозными людьми, война, когда христианским воинам Римская Церковь обещала обеспечить их спасение отпущением грехов заранее, была всего лишь войной. После ряда военных операций она завершилась, как и всякий вооруженный конфликт, соглашением. Как и все войны, она изменила границы. Наиболее эффективной эта война была в следующем: виконтства Тренкавель и Восточный Лангедок стали королевскими сенешальствами Бокер-Ним и Каркассон; графство Тулузское переходило по наследству к Капетингам. Но никакого религиозного результата. В 1229 году, во время подписания мира, катарская Церковь, пережившая массовые костры, была спаяна еще более ревностным союзом между верующими и совершенными, между семьями верующих; молчанием убежищ, памятью ужасов и надежд; и ее новый духовный порыв вовсе не ослабел. Меч редко бывает эффективным средством для убийства веры.

Однако исчезли многие линьяжи. Сама Церковь на огромных массовых кострах потеряла более тысячи Добрых Христиан, среди которых была и часть иерархии. Но динамика роста Церкви не сократилась, и за несколько лет мира в Окситании, предшествующих военному вмешательству короля Франции, беженцы вернулись в города-замки Лаурагэ и Альбижуа, фаидиты отстроили свои стены и башни, а катарская Церковь вновь структурировалась с помощью таких известных деятелей, как Гвиберт де Кастр. Собор в Пиоссе, создавший новое епископство Разес, состоялся в том же году, когда погиб на костре епископ Каркассес, Пьер Изарн, в Конес, то есть в 1226 году. И это тоже было началом необратимого процесса: вступление в игру Людовика VIII и королевский крестовый поход 1226-1228 гг. были теми семенами, из которых взошли всходы логического конца этой истории. Войны между феодальными армиями, между рыцарями, завершились в итоге, в пользу окситанских баронов, а Церковь, мотивировавшая военную агрессию, ничего не выиграла в религиозном плане. А вот вступление в войну короля Франции, Капетинга, освященного в Сен-Дени, харизматического короля, старшего сына Церкви, персонажа, имевшего в XIII веке такой священный авторитет, который и не снился английскому или датскому королям, вызвало глубокий шок.

Капитуляция Раймона VII в Мо-Париже в 1229 году полностью изменило всю картину: отныне Тренкавели становились исключительно фаидитами, а катарская Церковь неминуемо должна была уйти в подполье. Даже в землях, временно остававшихся под графом тулузским, Римская Церковь получила свободу действий и репрессий, поскольку имела поддержку светской власти. Была образована Инквизиция, которая стала прочесывать местность, организовывая следствие и заводя реестры, чтобы обезглавить катаризм и его пастырей. Начиная с теологических школ нового Тулузского университета, доверенного новому доминиканскому ордену, репрессии и обращения в католицизм шли рука об руку. Семьи верующих, разрушенные войной, скрывались в Монсегюре или цитаделях земли Саулт. Совершенные, мужчины и женщины, вели подпольную жизнь, в укрытиях и опасности доносов, мужественно продолжая нести Слово Христово и утешение.

Раймон VII все продолжал выдумывать средства, строить планы и проекты, как матримониальные, так и военные, чтобы сбросить, силой или хитростью, дьявольское иго Парижского трактата. У Раймона Тренкавеля терпения не хватило.

Летом 1240 года сын виконта Раймона Роже Тренкавеля, убитого в 1209 году, выросший в арагонском изгнании, вернувшийся на несколько лет в свой город Каркассон между 1224 и 1229 гг., затем вновь лишенный имущества, и вновь вынужденный бежать, перешел Пиренеи со всеми «молодыми фаидитами» второго поколения - Оливье де Термез, Пьером де Мазеролль, Пьером Роже де Кабарет, Пьером де Фенуийет, Журденом де Сайссак, Жеродом и Бернаром От де Ниорт, Гийомом де Лаилль… Всё сенешальство Каркассон восстало при их приближении. Однако осаждая два месяца город, Тренкавель не смог взять Каркассон, обороняемый королевским сенешалем Гийомом дез Орме. В октябре прибыло подкрепление - армия под предводительством Людовика Святого: Раймону Тренкавелю и его фаидитам пришлось снять осаду и самим укрыться в Монреале, в свою очередь осажденном королевской армией. Неспособные сломить сопротивления восставших, королевские офицеры стали вести с ними переговоры, и, наконец, заключили почетный мир, позволивший тем уйти обратно за Пиренеи с армией и имуществом.

В бывших владениях Тренкавелей, жители городов, в окружении французской администрации и солдат, под присмотром агентов Инквизиции, не имели другого выхода, кроме как держать дулю в кармане, и, оставаясь добрыми верующими, обращать свой взгляд к далекой линии Пиренеев.


У подножия Пиренеев, Монреаль, (Од), где Тренкавель и его фаидиты укрылись в 1240 году.




Анн Бренон. Истинный образ

Previous post Next post
Up