III.3. ПОЦЕЛУЙ МИРА (Caretas).
Ритуальный поцелуй, называемый «поцелуем мира» (facere pacem, far patz) или «любви» (caretas)
[1], происходил в конце таких церемоний, как consolamentum или проповеди, о чем свидетельствует Лионский Ритуал и многочисленные юридические источники
[2].
Также он происходил сразу же после первого melioramentum верующего; цитируемый выше отрывок из Ансельма Александрийского заканчивается следующим упоминанием:
Тогда он встает и дарует ему «caretas” то есть поцелуй, касаясь головой сначала справа, а потом слева. Они называют это caretas.
Впрочем, здесь речь идет об упрощенной практике. В своей торжественной форме этот ритуал очень характерен, и он и по сей день практикуется в православной Церкви:
Потом он поднялся (после melioramentum) и поцеловал этого совершенного. Склонив голову на одно его плечо, он сказал: Benedicite, senher, потом склонив голову на второе плечо, снова произнес Benedicite, senher, затем склонившись снова к первому плечу, произнес: Benedicite, senher, после чего поцеловал совершенного в уста. После того, как он поцеловал его, сказал: «Добрый христианин, просите Бога за нас», а совершенный отвечал: «Мы будем просить об этом Бога».
Сaretas в более поздний период смешивается с чрезвычайно зрелищным melioramentum, которое под конец XIII века несет в себе все черты caretas:
Еретик трижды поцеловал его, каждый раз повторяя: «Пусть Бог благословит вас, пусть Бог приведет вас к хорошему концу, и пусть Бог соделает вас добрым христианином.
Естественно, эти действия производились только между людьми одного пола. Касательно поцелуя мира, наступающего в конце главных обрядов (дарование Писания, consolamentum), Лионский Ритуал уточняет:
Далее все должны совершить обряд примирения друг с другом (поцелуй мира) и с Евангелием (поцеловать Евангелие). Этот же обряд совершают и простые верующие, если они присутствуют, а если среди них есть женщины, то и они также обмениваются «поцелуем мира» друг с другом и целуют Евангелие
[3].
Совершенные обмениваются поцелуем и целуют Писание, которое держит служитель или другой совершенный. Верующие мужчины делают то же самое. Верующие женщины обмениваются поцелуем между собой и целуют Писание совершенных [женщин - прим. переводчика].
Поцелуй в губы, производимый крест-накрест, был характерным жестом, не обойденным вниманием инквизиторов:
Гайларда, вдова Раймонда Гарсиас из Фанжу (...) присутствовала на проповедях и при распространении ереси; получила от них знак мира, от их Книги и от присутствовавших там женщин, наискосок (ex traverso)
[4].
Этот ритуал был достаточно известен инквизиторам, чтобы использовать его в рутинных слушаниях:
Будучи спрошен, ответил, что никогда не ел с еретиками за одним столом, а также не ел хлеба, благословленного ими, не участвовал в их apparelhament, не получал «мира» от них и от их Книги… и т.д.
[5] [1]Формулировка caron у Ансельма Александрийского, loc. cit., примеч. 335, очевидно является результатом ошибки переписчика рукописи. Caretas многократно появляется в Реестре Жака Фурнье (t.III., p.101, 196).
[2]Этот ритуал, которому в наиболее ранних реестрах посвящены лишь краткие упоминания (acceperunt pacem и т.д.), более подробно описан в XIV веке (Sentences de Toulouse, J. Fornier).
[3]Изд. Сledat, оp. сit.,p.XXI. Во Флорентийском Ритуале имеется лишь небольшое упоминание ire ad pacem (Изд. Dondaine, Le Liber, op.cit., p. 156).
[4] Приговор от 16 августа 1244 г., Doat XXI, f 319 ro. Cf. Ibid., f 320 v: accepist pacem ab eis pluries e transverso.
[5] Показания рыцаря Арнольда де Миглос (1244), Doat XXIV, f 196 ro. Весьма многочисленны свидетельства в показаниях из рукописи 609 Тулуза, и почти во всех юридических источниках.