Ч
Чудеса - С точки зрения христиан-катаров, чудеса в этом мире не могут быть результатом реального божественного вмешательства; это либо фокусы, либо иллюзии дьявольского происхождения. Добрые люди интерпретировали чудеса, которые в Евангелиях приписываются Христу во время Его земной жизни, одновременно в рационалистическом и символическом смыслах. Для них слепые, которые прозревали, это были упорствующие во тьме и заблуждениях, а больные, которые излечивались - это закоренелые грешники.
[1]Ш
Шатист - Оскорбительное слово, известное в латинском (cati) и во французском языке «ойль» (chatier или catier), и употреблявшееся в Рейнских землях и Северной Франции для обозначения еретиков, которых ассоциировали с колдунами, поклонниками кота (преимущественно черного). Речь идет о реальной этимологии слова «катар» (по-немецки Ketzer). Экберт из Шёнау фантастически интерпретировал это слово в смысле «чистые». Алан Лилльский подтвердил в 1200 году этимологию этого термина от слова «кот».
Шмидт Карл - Эрудит-лютеранин, профессор теологии в Страсбурге, Карл Шмидт в 1849 году опубликовал объемную Историю и доктрину секты катаров и альбигойцев. Этот труд сделался одним из первых серьезных фундаментальных исследований на эту тему с обновленным подходом к проблеме. Карл Шмидт оставался в стороне от полемики своего времени - особенно между католическими и протестантскими свободомыслящими историками, основывая свою работу, объективную и непредвзятую, на ранее неопубликованных источниках, в частности, на архивах Инквизиции.
Э
Эвервин из Штайнфельда - Прево, то есть администратор и управляющий премонстранским аббатством в Штайнфельде, в Рейнских землях. Эвервин написал в 1143 году письмо Бернару из Клерво, чтобы спросить его мнения о группах еретиков, которые в то время были арестованы и сожжены возле Кёльна. Это письмо, сохранившееся среди корреспонденции Бернара, является лучшим из существующих документов о катаризме XII века. За двадцать лет до Экберта Эвервин описывает прото-катарские общины как организованные и состоящие из верных и смешанного клира, подчиняющегося власти епископов, претендующих на апостольскую преемственность и признающих авторитет Евангелий. Они вычитывали в Евангелиях абсолютное противостояние между Богом и этим миром, и крестили возложением рук согласно традиции Пятидесятницы. Видно, что Эвервин был обеспокоен их силой духа, подобной той, которая была у первых христиан и которую еретики продемонстрировали перед лицом своего мученичества.
Экберт из Шёнау - Каноник из Бонна, затем аббат в Шёнау, брат святой Элизабет из Шёнау, близкий к Хильдегарде Бингенской, Экберт принадлежит к кругу рейнских реформаторских теологов конца XII века, которые рьяно боролись против всякой ереси. Он лично участвовал в преследованиях еретиков в Бонне, Кёльне и Майнце. Ему принадлежит серия проповедей, написанных, начиная с 1163 года, где он описал, опроверг и особенно кодифицировал в догматическом смысле в десяти пунктах ересь, которую он первый назвал «катарской». Ему также принадлежит известная и фальшивая этимология, привязывающая ересь к греческому слову, означающему «чистый», также, как и первое четкое обвинение в дуализме, который он определил как главное заблуждение этих еретиков.
Эксклармонда (миф о) - Романтическая историография катаризма, начиная с Наполеона Пейра, выкристаллизовалась вокруг мифологизированного персонажа Эксклармонды де Фуа, а также многих других женщин по имени Эксклармонда - Эксклармонды де Перейль, Эксклармонды д’Айю и Эксклармонды де Кардоне, соединив их вместе в образе катарской героини и музы, чем воспользовались некоторые эзотерические и псевдолитературные течения, которые не постеснялись придать ей сверхъестественные способности. Кроме того, Эксклармонда де Кардоне была дамой, воспетой трубадуром Гийомом Монтаньаголем, а другие литераторы с богатым воображением искали в имени Эксклармонда таинственный символ подпольной катарской Церкви.
Эксклармонда де Фуа - Сестра графа Раймонда Рожера де Фуа и вдова регентша детей виконта де Иль-Журден, Эксклармонда де Фуа была посвящена как Добрая Женщина
[2] в Фанжу в 1204 году Гвибертом де Кастром и управляла религиозным домом катаров в основном в Памье. Это стало достаточно известным фактом, чтобы ее брата упрекали за это на Латеранском Соборе 1215 года, где о ней упоминается как о покойной. Наполеон Пейра неправомочно считал ее катарской диаконисой, основательницей и защитницей мистической цитадели Монсегюр, где она и поныне покоится в огромном склепе, вырубленном внутри скалы.
Элементы - Тексты катаров молчат по поводу элементов. Согласно итальянским доминиканцам XIII века, умеренные дуалисты учили, что это Бог создал четыре элемента - землю, воздух, воду и огонь, которыми впоследствии воспользовался Люцифер, чтобы создать мир. Абсолютные дуалисты, наоборот, приписывали злу происхождение четырех материальных элементов, для того, чтобы грубо подделать творение Божье.
Эндура - Окситанское слово, означающее «тяжелое испытание» и применяющееся в инквизиторской терминологии для обличения практики квази-суицида, которая была якобы налагаема на верующих, утешаемых на ложе смерти в последние годы катаризма. На самом деле, речь идет о, возможно, неправильной интерпретации периода ритуального поста на хлебе и воде, соблюдаемом, согласно правилам, новыми посвященными
[3]. Однако, зафиксировано несколько случаев голодовки, которую начинали Добрые Люди, вынужденные давать показания перед Инквизицией: так, это делали Жак Отье и Амиель из Перль, которых вынуждены были сжечь в «срочном порядке», пока они были еще живы.
Эсхатология - Религиозная концепция о предназначении мира и человека, и о том, что будет в так называемом «конце времен». Эсхатология катаров, в том виде, как она изложена в Книге о двух началах Джованни де Луджио, допускает конец существования мира, лежащего во зле, и исключает вечный ад, поскольку она полагает вечность исключительно атрибутом истинного Бога и, следовательно, Его Царствия. Таким образом, эсхатология катаризма - по крайней мере, на этапе, которого она достигла в XIII веке, является глубоко оптимистичной
[4].
Этьен из Сен-Тьибери - Францисканский инквизитор, работавший вместе с доминиканцем Гийомом Арнодом с 1241 года и вместе с ним убитый в Авиньонете отрядом рыцарей, пришедшим из Монсегюра, в мае 1242 года
[1] Катарский юмор. Высмеивая религиозные процессии, которые призывали Бога и святых защитить урожай, Добрые Люди замечали, что «Не Бог дает хороший урожай, а унавоживание земли».
[2] Католическая мизогиния. Согласно хронисту Гийому из Пьюлоранс, Эксклармонда попросила слова во время теологического диспута в Памье в 1207 году, где сошлись католическая и еретическая партии. Это привело к известной мизогинической реплике со стороны католиков: «Госпожа, вернитесь к своей прялке, Вам не пристало говорить в таком собрании».
[3] На хлебе и воде. Следует также отметить, что если больные, получившие утешение, нарушали свой пост перед смертью, таинство, которое обеспечивало спасение души, аннулировалось и считалось недейственным. Поскольку во времена преследований был риск, что в семьях верующих эти правила могут не выполняться, то, возможно, со стороны их близких существовал некоторый надзор за их соблюдением.
[4] Оптимизм или утопия. «Даже инквизиторы придут к Спасению, - проповедовал Добрый Человек Пьер Отье. - Сейчас они слепы и пребывают во тьме заблуждений, но однажды они поймут и обратятся…»