О
Обеты - Три монашеских обета, характерные для орденов христианских монахов, и основанные на евангельских предписаниях, это целомудрие, бедность и послушание (правила или уставу). Сюда также добавлялся обет общинной жизни и воздержания, так же как и обязательные ритуальные молитвы («литургические часы»). Вступление в «орден катаров» то есть принятие их обетов, являлось принятием тех же самых обетов посвященной жизни.
Облеченный - Термин «hereticus indutus, heretica induta», «облеченный/ая» еретик/еретичка относится к наиболее употребляемым в архивах Инквизиции для обозначения катарских монахов, чтобы отличить их от простых верующих. Это название, скорее всего, отсылало к разновидности монашеской одежды, которую до преследований носили добрые мужчины и добрые женщины. Петр Сернейский говорит нам о том, что они носили черные одежды.
[1] Обращение/обращенные - В инквизиторском языке «обращенный» означает раскаявшегося еретика, исповедовавшегося в преступлении ереси. Обращенные в принципе избегали костра
[2]. Существует несколько случаев, когда обращенные катарские иерархи в последствие вступали в католические ордена (Бернар Раймонд и Раймонд де Бамьяк, Робер ле Бугр, Райнерий Саккони).
Община - Среди обетов, произносимых при посвящении монахами и монахинями катаров, фигурирует обет общинной жизни. По примеру католических монахов и монахинь, катарские общины тоже делились на женские и мужские. Следствием обязанности вести общинную жизнь, которая, по-видимому, была одним из главных требований жизни катарских христиан и христианок, было то, что во время странствий и преследований подполья монахи и монахини должны были иметь как минимум одного товарища или ритуальную подругу - soci или socia.
[3] Обычная процедура - Так в Средние века называли обычный трибунал епископа, то есть епископский суд, который до XIII века имел эксклюзивную церковную юрисдикцию внутри епархии после Реймского Собора 1157 года - особенно в области ереси. Но после 1233 года только институция Инквизиции - трибунал, непосредственно подчиняющийся Папе - фактически стала исполнять роль такого учреждения, вытеснив епископскую процедуру, поскольку папство подозревало некоторых епископов в попустительстве населению своих епархий. Однако на протяжении истории XIII века Инквизиция переживала кризисы, во время которых епископы делали попытки восстановить свою юрисдикцию в области ереси.
[4] Овцы - В Библии «овцы Израилевы» символизируют избранный народ в вавилонском пленении (Ветхий Завет), которых Пастырь Добрый приведет в овчарню (Новый Завет). Для катарских проповедников речь идет об ангелах Божьих, падших в изгнание этого мира. Миссией Христа было спасти их и вернуть в небо. Катары определяли себя как Церковь овец, подвергающаяся преследованиям волков.
Ода Буррель - Родом из Лиму (Од), получившая имя Жакоба при своем служении, Ода Буррель является последней известной катарской Доброй Женщиной..Она была крещена в Италии в одно время с Филиппом д'Алайраком, и в 1304 году вернувшись вместе с ним в Лангедок, присоединилась к небольшой группе братьев Отье. Она провела несколько лет в Тулузе, на улице Этуаль, где, вместе с одной верующей
[5], по имени Эксклармонда, она управляла тайным религиозным домом Церкви. Она умерла от болезни в 1307 году. Ее тело было осуждено в 1309 году на эксгумацию и сожжение по приговору инквизитора Бернарда Ги.
Одежды кожаные - Синоним телесных тюрем (плащей плоти) в раннехристианском словаре, а в Средние века у катаров этот термин означал физические тела - рассматриваемые как простые временные одеяния души, которые не составляют реальной части ее бытия.
Окситанский язык (Lange d’Oc) - Lange d’Oc (Лангедок), который сегодня называется окситанским языком - это романский язык, свидетельства о котором появляются с XI века в южных регионах современной Франции и части территории Северной Италии. Это был язык письменной культуры, которым пользовалось высшее общество, и в Средние века на нем были написаны многочисленные литературные произведения. После присоединения Лангедока к французской короне роль окситанского языка все более уменьшалась, пока не была сведена к роли языка, на котором говорит сельское население. Так происходило до настоящего возрождения с середины XIX века. Во Франции окситанский язык до сих пор не имеет юридического статуса и все попытки придать ему такой статус пресекаются. Этому языку обучают факультативно.
[6] Окситания - Термин, недавно вошедший в употребление, возродивший средневековое административное название, упоминающееся с конца XIII века для обозначения регионов языка Ок (Lange d’Oc), присоединенных к французской короне. Сегодня географический термин Окситания применяется в широком смысле
[7], как объединение всех местностей, где проживают люди, говорящие на окситанском языке: от Гаскони до долин итальянского Пьемонта, от Оверни до Прованса; а также в узком смысле, как исторический Лангедок. Этот термин также имеет политический, культурный и даже эмоциональный смысл (окситанское возрождение, окситанские ценности).
Ордалии - Юридическая процедура германского происхождения, используемая в европейском средневековье и состоящая в том, что якобы Богу доверялся суд над преступлением, посредством того, что обвиняемому предлагалось физически доказать свою невиновность или вину. К примеру, несчастного могли подвергнуть испытанию водой или раскаленным железом. Ответчик, которому удавалось выплыть, или ожоги которого заживали, провозглашался невиновным - за исключением тех случаев, когда утверждалось, что в его пользу подвизался дьявол. Постепенное внедрение римского права, начиная с XII века и замена ордалий церковными трибуналами, основанными на следственных процедурах - Инквизиция - явно представляет собой относительный прогресс в этом плане.
Ориген - Христианский теолог, иногда причисляемый к Отцам Церкви, долгое время подозреваемый в склонности к ереси, этот великий богослов родом из Александрии, умер около 254 года после того, как его заключили в тюрьму и преследовали во времена римского императора Деция. Автор многочисленных трудов, которые в огромном своем большинстве утрачены. Ориген является первым христианским богословом, сумевшим интерпретировать весь комплекс Библии, и в этом он продемонстрировал, что его теология пропитана платонической философией и спиритуализмом. Множество тезисов, которые он поднимал, были впоследствии восприняты его продолжателями (оригинистами - египетскими и палестинскими монахами IV-VI веков, но также Иоанном Скотом Эриугеной в Западной Европе во времена каролингского возрождения). Его долгое время отвергали, а его учение часто осуждали на византийских Соборах. Однако некоторое количество его положений можно встретить в богословии катаризма: о падении Люцифера, предсуществовании душ, всеобщем Спасении, вечности божественного творения.
[8] Орлеанские каноники - Множество текстов и хроник XI века рассказывают о том, что в 1022 году дюжина самых набожных среди каноников кафедрального собора в Орлеане, королевском городе, были сожжены как еретики по приказу капетингского короля Робера Благочестивого. Это был первый костер средневекового христианства. Согласно некоторым текстам, осужденным каноникам вменялись в вину различные практики промискуитета и колдовства; согласно другим текстам, они исповедовали теологию докетизма и крестили возложением рук. Но даже если казнь этой дюжины прелатов имеет некую политическую окраску, вполне возможно видеть в них, как и в их современниках, еретиках Монфорте, предшественников катаров XII века.
Ортодоксы/ортодоксия/православие - Если ортодоксия является противоположностью ереси, представляя собой в этимологическом смысле «правильную доктрину», то начиная с того момента, как сама ересь определяется как уклон, термин «ортодокс» начинает употребляться в двойном смысле. С одной стороны, это тот, кто разделяет доктринально правильные взгляды, но также тот, кто принадлежит к греческому христианству (православию) после раскола 1054 года между римским папством и Константинопольским патриархом. Говорится также о православной или ортодоксальной Церкви, а также о православных обрядах - греческих или славянских.
Отлучение/отлучить - Церковное наказание, исключающее из общины христиан и причастия Церкви. Отлученный не имел больше права входить в церковь и принимать таинства, а после смерти его нельзя было хоронить на освященной земле кладбища. Папа и его легаты имели право налагать отлучение на тех, кто восставал против их авторитета, и использовали это как оружие в своей политике
[9]. Таким образом, отлучения могли не бояться те, кто не признавал закон и власть Рима. Еретики не придавали отлучению никакого значения.
Отпущение - Действие, которым священник смывает грехи после покаяния. На власть отпущения, то есть связывать и развязывать, доверенная Христом Своим апостолам, и являющаяся символом истинной христианской Церкви, претендовала как катарская Церковь, так и Римская Церковь. В катарской Церкви отпущение происходило во время таинства cоnsolament, которое смывало грехи и спасало души.
Отречение - Торжественный отказ от исповедуемой веры. Отречение от всякой ереси, произнесенное перед трибуналом Инквизиции, помогало избежать костра
[10] раскаявшимся Добрым Людям, которые взамен получали вечное заточение. Однако отречения из страха перед огнем были достаточно редкими.
Отцы Церкви - Католическая и православная Церкви называют этим почетным титулом епископов, присутствовавших на Соборах IV века, когда была основана доктрина христианской Церкви, а в расширенном виде в этот список включены также церковные деятели и богословы того же периода, которые сыграли большую роль в формировании ортодоксии. К ним относятся Киприан, Амвросий, Исидор Севильский, Августин и т.д. Существует список Отцов Церкви, который приписывается Папе Геласию - Decretum Gelasianum. Средневековые еретики ставили под сомнение то, что таинства и доктрина могут быть основаны на работах Отцов Церкви и решениях Соборов, поскольку они являются человеческим дополнением к божественным Писаниям.
Отче Наш - См. Pater.
Отье (семейство) - Три члена этой семьи нотариусов из Акса, города в высокогорном графстве Фуа, стали причиной настоящего возрождения катаризма между Пиренеями и Нижним Керси в первом десятилетии XIV столетия. Пьер Отье, нотариус, близкий к графу де Фуа
[11] (он составлял для него документы в андоррской политике), так же, как и его брат Гийом, оставили все свое имущество и отправились в Италию около 1295 года. Они вернулись Добрыми Людьми под Рождество 1299 года и, с помощью Жака, сына Пьера, крещенного в 1301 году, и горстки бесстрашных Добрых Людей, вдохнули новую жизнь в катаризм графства Фуа и Тулузен. Жак и Гийом были арестованы и сожжены в 1309 году Жоффре д'Абли, инквизитором Каркассона. Пьер Отье, арестованный в Ломани, получил приговор от Бернарда Ги в Тулузе в апреле 1310 года, а затем был сожжен перед кафедральным собором Сен-Этьен. Когда он поднимался на костер, то заявил, что если б ему дали проповедовать перед толпой, то она вся бы обратилась в его веру…
[1] Одежда: Заметки итальянской Инквизиции XIII века под названием «Как еретики еретикуют своих еретиков» содержит информацию о том, как новопосввященному «дают льняную или шерстяную одежду, которую он одевает на рубаху».
[2] Страх огня. Реестры Инквизиции сохранили свидетельства о еретиках, обращенных «из страха огня». Так, юная Раймонда Жугля из Сен-Мартен-Лаланда, пойманная с двумя socias и приведенная в Тулузу, увидела, как сжигают ее подруг, и отреклась перед костром.
[3] Обязательное правило Реестры Инквизиции сохранили информацию о подпольных Добрых Женщинах, уделяющих consolament верующим женщинам, которые их сопровождали, чтобы не нарушать своих обетов общинной жизни, или о верующих, которые делали все для того, чтобы привести новую socia осиротевшей Доброй Женщине.
[4] Соперничество юрисдикций. По поводу юрисдикции в области ереси иногда бывали горячие споры между епископами и доминиканцами - так же, как и между различными ветвями светской власти - графами, виконтами и сеньорами - поскольку такая юрисдикция давала возможность иметь хорошую финансовую поддержку по причине конфискации имущества осужденных.
[5] Без ритуальной компаньонки. Случай Оды Буррель в начале XIV века является уникальным. Начиная приблизительно с 1250 года в результате инквизиторской травли, в документах больше не упоминаются никакие Добрые Женщины в Лангедоке.
[6] Один язык В противоположность утверждениям некоторых филологов XIX века, провансальский и гасконский языки были интегральными частями окситанского языка, так же, как и язык центрального Лангедока.
[7] Административный регион С 2016 года Окситанией стал называться новый регион Франции, в состав которого вошли регионы Лангедок-Руссильон и Юг-Пиренеи.
[8] Всеобщее спасение. «И, таким образом, если Его воля должна исполниться как на земле, так и на небе, (Отче Наш), то все мы будем на небесах…» Эта цитата из Оригена вполне подходит к какому-нибудь катарскому трактату.
[9] Череп Раймонда VI Граф Раймонд VI Тулузский умер отлученным в 1222 году, и после смерти не получил церковного захоронения. Его сын Раймонд VII не смог добиться снятия отлучения, так что останки покойного графа претерпели множество посмертных несчастий. Считается также, что они были идентифицированы во время работ по ремонту бывшего здания госпитальеров в Тулузе в 1998 году.
[10] Спасти свою жизнь. Когда крестоносцы взяли Минерв в 1210 году, аббат Сито, Арнод Амори предложил сохранить жизнь еретикам, которые отрекутся. «Уверяю Вас, - сказал он одному возмущенному рыцарю-крестоносцу, - что немногие обратятся» И на самом деле, только три женщины избежали огромного костра, пожравшего сто сорок катарских монахов и монахинь города..
[11] Друг графа. Инквизитору Жаку Фурнье сообщили, что Пьер Отье дал утешение графу Роже Бернару III де Фуа перед его смертью 3 марта 1302 года, в замке Тараскона-на-Арьеже - что вовсе не является неправдоподобным.