Н
Назарий - Катарский епископ Конкореццо.
[1] Он стал епископом после того, как был Старшим Сыном Гаратуса. Назарий упоминается приблизительно между 1190 годом (когда он, возможно, совершил путешествие в Болгарию) и 1220 годом, когда его преемником стал его Старший Сын Дидье. Ему также приписывается распространение и популярность текста Interrogatio Johanis в Церкви Конкореццо. Конец своей жизни он провел в замке Гаттедо, где и умер в очень почтенном возрасте. В 1254 году его тело было эксгумировано и сожжено по приказу Инквизиции, так же, как и тело Дидье.
Насилие - В катарской Церкви запрет на всякое насилие был абсолютным, так же, как и в движении ваьденсов. Он был следствием евангельской заповеди о запрещении убийства, но также их интерпретации притчи о благом и дурном дереве, ассоциировавшей зло со средствами зла («По плодам их узнаете их»). Катары полностью отказывались от всякого понятия праведного насилия, так же, как и от оправдания страданий, присущего католицизму, смертной казни, священной войны - и даже искупительной жертвы Христа в католическом понимании. В том числе они отказывались и от убийства животных.
[2] Неверный - Согласно средневековой религиозной теологии, неверный означает нехристианина - особенно мусульманина или еврея - в отличие от еретика, который является христианином, рассматриваемым как уклонист. В целом, крестовые походы были направлены против неверных, но Инквизиция зарезервирована для еретиков.
[3] Нелли Рене - Этот каркассонец (1906-1982) был большим эрудитом - одновременно поэтом, философом и романистом. Но «душой» его деятельности было полное обновление исследований катаров во Франции. Будучи поэтом и романистом, в 1945 году он основал Институт окситанских студий (IEO), а в 1963 г. написал новаторскую монографию Эротика трубадуров. Он был первым, кто очистил исследования в области катаризма от влияния эзотерических кругов в середине ХХ века, а также опубликовал множество фундаментальных трудов о христианском дуализме: Феномен катаров (1962), Философия катаров (1975). В 1959 году он представил исследователям первое издание книги Писания катаров - перевод собрания текстов катарского происхождения.
Никита/Ницетас - Это двойное имя существует в греческой версии (Ницетас) и в славянской версии (Никита). Согласно многочисленным источникам, под этим именем подразумевается один и тот же персонаж, скорее всего, богомильский епископ из Константинополя, совершивший около 1167 года путешествие в Западную Европу. Прежде всего, он посетил в Ломбардии маленькую катарскую Церковь Марка, потом отправился в Окситанию, где возглавлял собрание в Сан-Фелис-Лаурагес. Пользуясь случаем, он осуществил епископское посвящение
[4] собрания катарских епископов Западной Европы: Марка из Ломбардии, Робера д’Эппернона, епископа Франции, Сиккарда Селерье из Альбижуа, Бернарда Раймонда из Тулузен, Жирота Мерсье из Каркассес и Раймонда де Казальс из Аженэ. Он также уделил повторное consolament всем присутствующим Добрым Людям.
Ничто/nihil/небытие - Философски ничто является полной противоположностью бытию; то, что не существует. Катары в XIII веке употребляли это слово - neient на окситан, nihil по латыни - для обозначения злого творения этого мира, иллюзорного и преходящего, лишенного Божественного бытия. Особенно они ссылались на Пролог Евангелия от Иоанна, переводя его слова как «без Него [Бога] стало быть ничто» [то есть этот мир]. Джованни де Луджио, автор Книги о двух началах, включает понятие «ничто» в «универсальные категории» зла - то есть того, что по-настоящему не есть. Мы также наблюдаем, под влиянием схоластики, соскальзывание у катаров от новозаветного дуализма (противостояния мира и Царствия) к более философскому дуализму (противостояния бытия и ничто).
Нищенствующие ордена - Новый тип монашеских орденов, заявляющих о жизни в бедности, появился и был признан Папством в первое десятилетие XIII века. Проповедуя Евангелие и бедность вплоть до нищенствования на манер еретиков конца XII века
[5], эти новые монахи посвятили себя духовной реконкисте, особенно среди городского населения, что привело к обновлению католической духовности. Два таких главных нищенствующих ордена просуществовали наиболее длительное время. Это францисканцы и доминиканцы.
Ниэль Фернан - Фернан Ниэль в 1960-х годах был признан «человеком, который лучше всего знает Монсегюр». Этот ученый и образованный человек действительно посвятил себя исследованиям знаменитой арьежской крепости. Но, к сожалению, он опубликовал в своей книге (например, Монсегюр, место и история (1966)
[6] в период, когда еще никто не подозревал, что современный замок Монсегюр является более поздним по отношению к тому времени, когда на этом месте жили катары, и поэтому информация в этой книге несколько устарела. Но Фернан Ниэль вовсе не заслуживает низведения его к ряду эзотерических авторов.
[1] Докетизм Назария: Как сообщает доминиканец Райнерий Саккони, Назарий придерживался взглядов, что «Дева Мария была ангелом и [что] Христос не имел человеческой природы, но небесное тело.
[2] Ненасилие и мученичество. Так восклицали в 1235 году ломбардские катары: «Смотрите, люди, они убивают тех, кто не желает ни клясться, ни прелюбодействовать, ни есть мяса… Но против тех, кто носит меч на боку и совершает прелюбодеяние и убийство, они не делают ничего. Церковь Римская, руки твои по локоть в крови мучеников» (Сальво Бурчи).
[3] Неверный или еретик: Альбигойский крестовый поход 1209 года означает соскальзывание концепции крестового похода против неверных (мусульман в Палестине и Испании) к священной войне с еретиками (христианами на христианских землях). И наоборот, евреи и сарацины, которых Инквизиция считала отступниками после первого обращения в христианство, трактовались ею как христиане-уклонисты.
[4] Спорная преемственность: Если верить слухам, распространяемым доминиканцами XIII века, Никита «плохо кончил», к тому же скомпрометировав ценность всех посвящений, которые он уделил. Это привело к тому, что некоторые западноевропейские катарские епископы вынуждены были принять повторное посвящение, а также вызвало раскол между Церквями итальянских катаров.
[5] Предшественник. Вальдо из Лиона между 1170 и 1180 годами, то есть за 30 лет до Франциска и Доминика, мог основать первый нищенствующий орден, если бы Папство его признало. Он явился слишком рано?
[6] Солярная ориентация: Фернан Ниэль тщательно обследовал архитектуру замка Монсегюр и установил его особую ориентацию по отношению к Солнцу. Но сегодня нам известно, что это вовсе не является свидетельством того, что катары поклонялись Солнцу, но было частью общей практики средневекового строительства - в особенности французского, ориентировать строение на восток, к Святой Земле.