М
Манихейский/манихейство - Что касается манихейства, то это дуалистическая религия, внешняя по отношению к христианству, и основанная персом Мани (Манесом) в III столетии. Для средневековых клириков это был общий термин, означающий ересь по определению. Авторы ХIХ столетия и историки религии первой половины ХХ века продвигали тезис, согласно которому катаризм являлся неоманихейством, и выстроили схему преемственности дуалистических доктрин, от античного манихейства до средневековых еретиков, через посредство павликиан и богомилов. Эта теория была опровергнута в связи с развитием наших знаний как о манихействе, так и о катаризме. В современном языке, особенно у журналистов, все еще употребляется термин «манихейский» для обозначения идеологии борьбы между двумя крайностями (Добро/зло, черное/белое).
Мантуя (епископство) - Еще одно название итальянского катарского епископства Баньоло.
Мария (Дева) - Фигура Марии, матери Иисуса Христа, не была объектом настоящего культа в христианстве катаров, которые отрицали воплощение и видели в Христе чисто божественное бытие, сущность, пришедшую в мир в духовном теле. Добрые Люди пытались объяснить и описать Рождество как своего рода иллюзию
[1]. Некоторые из них считали, что Мария, так же, как и евангелист Иоанн была ангелом, посланным Богом, чтобы помочь Его Сыну в земной миссии..
Марк - Первый известный итальянский катарский епископ Марк упоминается в Хартии Никиты как участник Собора в Сан-Фелис-Лаурагес в 1167 году, где он был посвящен. Другие источники упоминают, что он по происхождению был гробовщиком из Конкореццо, возле Милана, и что его обратил еретический нотариус, пришедший из Франции. Еще при жизни Марк расширил границы своей Церкви Ломбардии на Тоскану и Тревизскую Марку. Его первыми товарищами и последователями были люди такого же скромного происхождения, как и он сам, Джованни-еврей, ткач, и кузнец Джузеппе. После них начались личные разногласия межу иерархами, и Церковь, первоначально называемая «Ломбардской», разделилась на два, а затем на пять епископств, иногда даже противостоящих друг другу в доктринальных вопросах.
Материя - Фундаментальный элемент этого мира, князем которого есть Сатана, с точки зрения катаров, называемых умеренными дуалистами, материя являлась нейтральным предсуществующим элементом, который попросту придал форму злой творец. Некоторые Добрые Люди даже учили, что это Бог создал и отдал в распоряжение Дьявола четыре элемента. Но намного чаще они разделяли фундаментальный принцип о том, что материя, тленная и преходящая, противостоит истинным и вечным делам Божьим.
[2] Матриархини - Это выражение принадлежит современному автору Мишелю Рокберу, который таким образом окрестил этот феномен окситанского общества. Оно означает знатных Дам окситанских castrum-ов, которые перед тем, как разразился крестовый поход, в пожилом возрасте делались монахинями катарской Церкви, выращивали своих детей и внуков в катарской вере и играли роль настоящих властительниц дум своего линьяжа. Такими были Бланш, дама де Лаурак, Ода, дама де Фанжу, Гарсенда, дама де Ма-Сен-Пюэль и так далее.
Метампсихоз - См. Переселение душ.
Мизогиния - Своего рода пренебрежительное отношение к женщине в целом характерно для христианской культуры. В Библии мы находим основы для этой мизогении: в Книге Бытия рассказывается о сотворении Евы из ребра Адама (что означает ее второстепенность по отношению к мужчине) и о ее слабости перед лицом змея-искусителя (что означает ее ответственность за первородный грех); в Посланиях апостола Павла встречаются выражения, ограничивающие роль женщин в Церкви. В Средние века, когда католическая Церковь предоставляла женщине, изображаемой как грешница и соблазнительница, всего лишь роль молчаливой затворницы за стенами аббатств, катаризм предложил ей место в рядах своего клира. Таким образом, он представляет собой форму христианства, почти лишенную мизогинии.
Милленаризм - Верование в пророчество о тысяче лет счастья и процветания на земле, которое должно наступить перед приходом Антихриста и концом света. Его исповедовали, начиная с конца XIII века до Позднего Средневековья различные группы, восстававшие против авторитета Римской Церкви: францисканцы-спиритуалы, апостолики и т.д. Начало этим верованиям положили комментарии к Откровению цистерцианца Иоахима Флорского. Милленаризм всегда оставался чужим катаризму.
Минерв - Маленький укрепленный город Минерв (сейчас департамент Эро), защищенный глубокими ущельями, был во времена Альбигойского крестового похода одним из главных укрепленных мест виконтов Тренкавеля. В июне 1210 года, взяв Безье и Каркассон, Симон де Монфор осадил этот город, которым управлял виконт Гийом. Симон де Монфор приказал построить огромную катапульту «Мальвуазен», которая разбила стены и разрушила доступ к источникам. Через пять недель ужасной осады город сдался по причине нехватки воды. 22 июля 1210 года, через год после резни в Безье, аббат Сито предал огню 140 еретиков, мужчин и женщин из религиозных домов в Минерве, в то время, как крестоносцы пели Te Deum.
[3] Мир - В катарской теологии видимый мир «полностью лежащий во власти зла» всегда противопоставляется Царству Божьему, то есть другому миру. Именно этот дуализм миров или творений является основой христианского дуализма, который особенно проявляется в Евангелии и Первом Послании апостола Иоанна («Царство Мое не от мира сего»). Катары считали, что видимый мир придет к концу, в то время, как Царствие пребудет в вечности.
[4] Мирянин - Противоположность клирику. В средневековом часто употребляемом смысле это слово означает простого представителя христианского народа, который не принадлежит ни к монашеским, ни к церковным структурам. В аббатствах существовали так называемые «мирские братья» - называемые также конверсами. Они еще не принесли всех обетов и чаще всего занимались физическим трудом и подчинялись монахам. Возможно, средневековая ересь была следствием требований мирян участвовать в духовной жизни, что долгое время было зарезервировано только за монахами и клириками.
[5] Мифология катаров - Катары использовали в своей просветительской деятельности различные мифы - общехристианские, взятые у Оригена, из Откровения, христианских апокрифов: например, мифы о Люцифере, о соблазнении и падении ангелов, о битве между архангелом и драконом под стенами Иерусалима Небесного. Еретические проповедники развивали эти темы для аргументации дуалистической теологии. Влияние некоторых мифологических черт видно у окситанских и итальянских добрых людей. Это видно по использованию текста Interrogatio Johanis богомильского происхождения и апокрифа Видение Исайи, популярном во всем христианском мире.
Мифы - Во времена своего исторического появления в XI веке, ересь предстает перед нами очень деформированной пропагандой своих обличителей, как в моральном плане - поскольку ее последователей обвиняли в разврате и колдовстве - так и в доктринальном (обвинения в арианстве и манихействе). Антиеретические средневековые трактаты передали современным авторам это мифическое видение катаризма, вскормившее, в свою очередь, начиная с XIX века, все расцветшие тогда романтические и эзотерические спекуляции. Таковы, например, мифы о подземельях и сокровищах Монсегюра, о пиренейском Граале и псевдо-мистериях инициаций катаров и тамплиеров в гротах Арьежа. Сегодня, с целью туристической эксплуатации, создано новое поколение мифов (катарские замки, Страна катаров и т.д.)
[6] Молитва - Как и всякие христианские монахи, Добрые Мужчины и Добрые Женщины произносили молитвы в течение всего дня во время монашеских часов: это были фразы Benedicite («Благословите и помилуйте нас») и Adoremus («Поклонимся Отцу, Сыну и Святому Духу»).
[7] Фундаментальной молитвой катаров был все же «Отче Наш», которой Христос обучил Своих апостолов. Верующие, еще не освобожденные от зла, не обращались к Богу непосредственно, но просили христиан молиться Богу за них во время обряда melhorier или адорации.
Молитва/Святое Слово - Для катаров в средневековом и общем смысле этого термина молитвой по определению, «Святым Словом» являлась молитва Pater - молитва, предписанная Христом апостолам и Его Церкви. Этим термином она обозначается в их трактатах и ритуалах. Обряд consolament открывался церемонией «передачи Святого Слова» послушнику.
[8] Благословленный хлеб, который заменял Добрым Людям евхаристию, тоже часто назывался «хлебом Святой Молитвы», поскольку он символизировал хлеб учения Христова, которое нужно было распространять и ширить.
Монета Кремонский - Итальянский доминиканец, автор полной и хорошо документированной Суммы против катаров, под названием Пять книг против катаров и вальденсов. Самая ранняя рукопись этого труда датируется 1241 годом.
Монизм/монисты - Противоположность дуализму/дуалистам. Религиозная система, предполагающая существование единой первоначальной причины. Католическое христианство, видящее в Боге творца мира, видимого и невидимого, является монистическим; тогда как катаризм, приписывающий двум различным творцам создание видимого и невидимого миров, является дуалистическим. Проблема происхождения зла или теодицеи может возникнуть только в монистической системе, которая предполагает, что Творец одновременно является благим и всемогущим.
Монотеизм/монотеисты - Противоположность политеизму. Монотеизмом называется религиозная система, основанная на вере в существовании единого Бога. Иудаизм, ислам, христианство являются монотеистическими религиями, в то время, как религия Древней Греции, Рима, кельтов с их многочисленными божествами, является политеистической. Катаризм, который принадлежит христианской семье, можно квалифицировать как монотеистический дуализм
[9] , поскольку он предполагает существование единого истинного и вечного Бога, противостоящего лживому творцу иллюзорного мира. Катары иногда использовали против католической Церкви аргумент, что она является идолопоклонницей, то есть на самом деле политеистической, поскольку поклонения статуям в церквях подобно поклонению «идолам».
Монсегюр - Расположенная в арьежских Пиренеях на известняковой скале, доминирующей над краем д’Ольм, современная крепость Монсегюр была построена под конец XIII или в начале XIV века семьей де Леви, сеньорами этой местности по праву завоевания. Этот замок был возведен на основании разрушенной укрепленной деревни, которая вплоть до осады в 1244 году представляла собой форпост сопротивления катаров и фаидитов. Армия крестоносцев под руководством королевского сенешаля осаждала castrum с мая 1243 до марта 1244 года. 16 марта 1244 года 225 Добрых Мужчин и Добрых Женщин из общин Монсегюра были сожжены живьем у подножия горы. На вершине пог под конец ХХ века археологи начали раскапывать руины катарского castrum. Это была большая деревня на скале, в основном построенная на террасах. Ее центр находился на хребте, который сейчас занят французским замком
[10]. См. также Костер Монсегюра.
Монтайю - Деревня в высокогорном Арьеже, которая в Средние века была центром мелкой сеньории вассала графа де Фуа. Сам граф получил эту деревню во владение после смерти на костре Бернарда д’Айю в 1256 году. После этого в деревне был построен графский замок. В начале 14 века земля д’Айю представляла собой базу маленькой подпольной Церкви Пьера Отье, которая занималась катарской реевангелизацией. После инквизиторской зачистки все население Монтайю было приведено в Каркассон перед Жофре д’Абли в 1309 году. Жак Фурнье возвратился к его досье десять лет спустя и стал методически над ним работать. Благодаря всем этим процедурам, мы теперь знаем множество подробностей о жизни и менталитете катарского населения Монтайю.
[11] Монтефорте - Castrum в Пьемонте, в котором, как писали хронисты, в начале ХI века жилa еретическая община под руководством некоего Жерарда. К ней принадлежала и местная дама. Эти еретики носили, по видимому, монашеские одежды, и возлагали руки на больных, что позволяет отнести их к протокатарам. Они были сожжены в Турине около 1025 года.
Мон Эме - Иногда это название пишется как Мон Вимер. Это название холма, расположенного в камюне Бержер ле Вертю, на Марне. 13 мая 1239 года, в присутствии графа Тибо Шампанского, были сожжены 183 катара возле графского замка, возвышавшегося над Мон Эме. Скорее всего, их арестовали после облав по всему региону в процессе прединквизиторской миссии Роберта ле Бугра. Очевидно, они принадлежали к Церкви Франции, о епископе которой впоследствии уже упоминается в Италии. Интересно, что регион Вертю в Шампани в эпоху Тысячелетия уже был известен ерестью Лиотара, а в письме льежских церковников ХII века об этой местности говорится как об эпицентре западноевропейской ереси.
Мур - С конца XIII века инквизиторы начали строить собственные тюрьмы, которые назывались Мурами. Они были в Каркассоне, Тулузе, Альби и Памье. Наказание тюремного заключения присуждалось, в основном, простым катарским верующим, а на костер отправляли нераскаявшихся еретиков и рецидивистов. Различают простой Мур, где людей держали в общей зале, и тесный Мур, представлявший собой ужасные одиночне застенки.
[12] Мученик/мученичество - В общем смысле, мученик - это тот, кто переносит страдания и смерть за свидетельство истинной христианской религии. Добрые Мужчины и Добрые Женщины во время посвящения consolament обещали не отрекаться от веры «под страхом какого-либо вида смерти». Уже в середине XII столетия Эвервин из Штайнфельда был потрясен христианской смертью Рейнских еретиков на костре. Во времена Инквизиции в XIII веке отречения катаров из страха огня были не очень многочисленными. Преследования воспринимались еретиками как абсолютное доказательство их принадлежности к истинной Церкви Христа, апостолов и мучеников.
[13].
Мюрет - Город в департаменте Верхняя Гаронна, расположенный в двадцати километрах к югу от Тулузы. В сентябре 1213 года долина Мюрет сделалась знаменитым театром военных действий, когда Симон де Монфор, будучи хорошим стратегом, одержал победу над превосходящими силами окситано-каталонской коалиции короля Пере Арагонского и графа Тулузского. Король Арагонский погиб в этой битве. Поражение при Мюрет ускорило переход графства Тулузского в руки Монфора, что было утверждено на Латеранском Соборе 1215 года.
[1] Рождество. Некоторые Добрые Люди говорили, что Мария была простой женщиной из плоти и крови, которая однажды обнаружила дитя Иисуса подле себя и сочла, что это она его родила. Другие легенды говорят о том, что ребенок вышел из нее через ухо - поскольку туда вошло слово ангела во время Благовещения.
[2] Материя и тленность. Добрые Люди противопоставляли материальные дела злого мира божественной реальности: «тленные тела» куда заключены души - телам славы божественных существ; «крест из тленной материи», нашитый на плечах крестоносцев - истинному кресту добрых дел; «преходящий хлеб», которым кормится тело - символическому хлебу Слова Божьего и т.д.
[3] Мииерв 1210 года. «Там без числа еретиков, безбожной дряни, и еретичек злых сожгли без колебаний, всех уничтожив до клочка поганой ткани. Их трупы грязью забросали христиане, чтоб воздуха не отравляли в нашем стане их смрадные тела». (Песнь об Альбигойском крестовом походе).
[4] Невидимый мир. «Ну а мы говорим, что существует иной мир и иные творения, непреходящие и вечные, на которые мы полагаем всю нашу радость и надежду» (Анонимный Трактат катаров).
[5] Клирики или миряне? Римская Церковь часто выдвигала против еретиков аргумент, что они всего лишь миряне, которые пытаются узурпировать функции и прерогативы клириков - как, например, служение проповеди. Это было верно в случае вальденсов, но Добрые Люди - катары считали себя настоящим клиром и истинной Церковью Христовой..
[6] Солярный Храм? Мифы очень долговечны. Например, в Средние века существовал миф доминиканского происхождения, описывавший катаров как секту самоубийц, и сегодня их нередко считают теми, кто желал привести человечество к вымиранию. Иногда можно даже прочесть, что костер Монсегюра был чем-то сродни коллективного самоубийства, аналогичного тому, которое практикуется сектой Солярного Храма.
[7] Последняя молитва. Свидетель рассказывает перед Инквизицией о смерти Доброй Женщины. «Означенная Кондорс произнесла тогда молитву еретиков, а именно «Поклонимся Отцу, и Сыну, и Святому Духу», - и так она умерла в Водрейуль в доме своих братьев.».
[8] Отдельная церемония. Церемония передачи Святого Слова будущему христианину могла непосредственно предшествовать consolament, но иногда производилась за несколько дней или даже недель до этого обряда.
[9] Вера в двух богов? Средневековые противники катаров - особенно, доминиканцы - иногда заявляли, что эти еретики верят в двух богов, одного благого, а другого злого; на что добрые люди отвечали, что только Отец вечный и всемогущий является Богом, а дурной творец имеет временное могущество во зле.
[10] Храм побежденных. Мы обязаны арьежцу Наполеону Пейра «новым открытием Монсегюра», которое он с энтузиазмом совершил в 1870 году. Своим вдохновенным пером он создал вокруг этого места романтический нимб. Влияние Пейра было настолько сильно, что до сих пор некоторым людям трудно принять, что «храм Параклета» - это на самом деле маленький французский замок XIV века.
[11] Окситанская деревня. Пользуясь реестром Инквизиции Жака Фурнье, опубликованным Жаном Дювернуа, Эммануэль Ле Рой Лядюри написал книгу «Монтайю, окситанская деревня», сделав известными многих персонажей катарской Монтайю: кастелянку Беатрисс де Планиссоль, ее любовника и еретического кюре Пьера Клерга, славного пастуха Пьера Маури и так далее.
[12] Отрывок из письма консулов против Галанда - посмотреть .
[13] Пример Христа. «Эта Церковь страдает от преследований и гонений и принимает мученичество во имя Христа, как и Он сам пострадал,… как сказано в Евангелии от Святого Иоанна (Ио. 15, 20) „Если Меня гнали, будут гнать и вас”.- говорится в Дублинском Ритуале катаров.