Катары под сомнением.
В чем смысл нынешней дискуссии.
__________________
Рецензия на сборник « Катары. Как Церковь сфабриковала еретиков», вышедший в журнале L’ Histoire, n°430, декабрь 2016
___________________________
Сборник статей, опубликованный в журнале L’Histoire, является плодом трудов многих историков - Ж-Л. Биже, Ж.Тьери, Роберта Мура и М.Г. Пегга, а ткже Ж. Шиффоло и Фабьена Паке. Все они являются представителями так называемой «деконструктивистской» историографической школы, и вот уже многие годы воюют за то, чтобы «деконструировать» историю катаров, которую они полагают слишком живучей легендой. Все они являются авторитетными историками, к их голосам прислушиваются, и они высказывают это мнение в профессиональных кругах и средствах массовой информации. Роберт Мур также в 2012 году опубликовал в том же ключе труд The war on Heresy (2012), который был переведен на французский язык Ж. Тьери под названием Hérétiques : répression et résistance (Belin, 2017). Номер журнала l’Histoire, посвященный этому вопросу, был очень быстро распротранен, а эффект от этих статей удвоен интевью на радио France Culture - словно речь шла о каком-то квазиофициальном документе, который, наконец, окончательно разрешил «катарский вопрос». Впрочем, ту же тенденцию мы обнаруживаем и в самом названии: это попытка глобальной деконструкции «феномена катаров», не оставляющая никакого места для других интерпретаций.
Однако, помимо простых расхождений в толковании истории, что всегда вызывает плодотворные дискуссии, прочтение этого сборника выявляет огромное количество безосновательных утверждений, упущений и ошибок, свидетельствующих об удивительном для историков незнакомстве с источниками. Научный совет CIRCAED (научная ассоциация, Международный коллектив изучения катаризма и диссидентства, возглавляемый Анн Бренон и Пилар Хименес) в связи с этим сразу же после этой публикации отправил в редакцию журнала письмо с разъяснениями, но оно не было напечатано. Поэтому мы предлагаем сейчас вместе прочесть этот сборник на аналитический и критический манер, чтобы выявить удивительные несоответствия, и , возможно, определить механизмы, которые помогут нам восстановить более открытое видение истории средневековой ереси.
Редакционная статья на первой странице, как это ни странно, озаглавленная «Страна катаров», сразу же выдает главную тему : « История катаров Окситании - это хорошо укоренившаяся легенда », и перечисляет главные разделы, структурирующие сборник.
,
- [легенда] родилась в 1849 году, когда был опубликован труд Карла Шмидта, Histoire et doctrine de la secte des cathares ou albigeois (История и доктрина секты катаров и альбигойцев).
- « борцы-регионалисты переняли эстафету … огромная аудитория документального фильма Caméra explore le temps…. » (французский фильм 60-х годов, прим.пер.)
- Но, к счастью « Вдали от этих отклонений от истины, продолжалось изучение истории Церкви. В 1990-х годах Моник Зернье… вместе с другими учеными приходит к радикальному оспариванию такого понимания ереси … Ее дело продолжили сегодня английские и американские историки » [Пегг и Мур]
- « Происхождение ереси следует искать прежде всего в так называемых Грегорианских реформах … [когда] … всякое инакомыслие было объявлено преступным. Именно тогда, в 1230-х годах, Инквизиция изобрела ересь … ценой самых безумных обвинений. Ведь обвинять альбигойцев (которых никто в XIII-м веке еще не называл катарами ) в том, что они целуют кота в зад - разве это более надуманно, чем обвинения противников Сталина в том, что они «гитлеро-троцкисты»’ ? »
- И, наконец, возвращение к заглавию: « Катары существуют: они являются самыми успешными туристическими агентами, пропагандирующими наследие регионов Од и Альбижуа»….
Вся эта тема - о том, что никакой серьезной историографии между трудами Карла Шмидта и Моник Зернье на эту тему не существовало - развивается во всем этом сборнике, появляясь в различных статьях , которые мы с Пилар Хименес прочли, используя критический подход. Пилар сосредоточилась на том, что касается доктрины и «дуализма» катаров, а я последовательно рассматриваю: 3 статьи, имеющие образовательную цель (1. Правда и Ложь о катарах (автор неизвестен),; 2. «Существуют ли какие-либо «катарские источники» » ? (Ф. Паке) ; 3. Инквизиция (Ж. Шиффоло). Потом еще 2 статьи: (4. Крестовый поход, слишком политическое дело (М.Г. Пегг) и 5. Бегство и блуждание (Ж.Тьери)).
________________
1. Правда или ложь о катарах.
Это ряд вопросов и ответов, автор которых неизвестен. Они в целом не являются ни правдивыми, ни ложными, но всегда недокументированными. Сосредоточимся только на двух из них :
- У катаров был клир : неправда.
« У них не существовало ни институциональных структур, ни иерархии ».
Упс, не попали. Правильный ответ - да. .
Источники, различные по своей типологии (Ритуалы диссидентов, показания перед Инквизицией, трактаты доминиканских полемистов, и т.д.), наоборот, показывают, что религиозное движение, которое сборник в журнале L’Histoire называет «катарами», уже как минимум под конец se XII-го века имело церковную, очень иерархизированную структуру. Первое неверное толкование состоит в том, что автор вопростов и ответов не признает фундаментальной разницы между посвященными монахами и монахинями, «добрыми мужчинами » / «добрыми женщинами», и верными или « верующими ». Духовенство, клир монашеского чина, давало монашеские обеты, они «отдавались Богу и Евангелию », и жили в общинах, под руководством Старшего (мужчины) или игуменьи (женщины). До времен преследований они не исполняли священнических функций проповеди и уделения таинства спасения. Эта роль была зарезервирована за священнической иерархией епископов и диаконов. Вопреки тому, что утверждается в этом сборнике, они проповедовали очень многочисленной аудитории, и имели тот же литургический календарь, что и их Римские коллеги (Рождество, Пасха…)
- У катаров было только одно таинство: правда
« Это consolamentum »…
На этот раз выбранный вариант чуть получше. К сожалению, приведенное объяснение, демонстрирует полное непонимание предмета: «поскольку он [consolament] делал из того, кто его принимал, «доброго человека » … то его обычно не уделяли простым верующим». Ладно. Но вот только именно consolment делает из простого верующего доброго человека. Ну, пусть….
И, наконец, последняя крупная ошибка : « Нам это известно благодаря двум ритуалам (один из них на латыни, второй - на окситанском языке), один из которых хранится в Риме, а другой - в Лионе и Дублине»… Здесь автор демонстрирует ужасающее незнание источников. На самом деле текст латинского Ритуала катаров, который датируется серединой XIII-го столетия, хранится в Национальной Библиотеке Флоренции, в удаленных фондах. Ритуал катаров на окситанком языке очень похож на Латинский Ритуал, но он датируется 1300-ми годами и хранится в Муниципальной библиотеке Лиона. И, наконец, собрание текстов на религиозную тему, явственно « катарских», и, скорее всего, являющихся выдержками из Ритуала, написано на окситанском языке, но чрезвычайно отличном от того, на котором написан окситанский Лионский Ритуал. Оно хранится в Дублине, в Библиотеке Тринити-Колледжа.