1.2.4 Эндура.
Получивший утешение должен придерживаться всех обетов, которые принимают совершенные: не клясться, не лгать, не употреблять мясной пищи, не есть без соответствующего произнесения Pater, и даже, теоретически, не есть самому, без совершенного товарища. Если он не проходил соответствующего обучения и оставался в кругу семьи, то можно было опасаться его «падения», хотя бы невольного, consolamentum. И потому другой совершенный должен был составлять ему компанию до самой смерти. , чтобы иметь возможность повторно уделить ему утешение в случае падения, а также, чтобы напоминать ему о том, что следует произносить Pater перед каждой едой.
Перед крестовым походом, в Лангедоке часто приносили умирающих к совершенным, которые проживали в домах еретиков, если они прежде сами туда не приходили, не ожидая последнего часа.
[1]: «Если же недужный выживет, христиане должны представить его общине и молиться, чтобы он вновь получил утешение как можно скорее и по доброй воле.» (L). Тогда за этим следует обучение, и утешенный становится совершенным. Такова обычная судьба верующего: получить in extremis таинство в сокращенной форме вследствие приближающейся комы (или даже в состоянии комы, если принята convenenza ). Если больной выживал - что было редкостью, хотя и не исключением - то становился совершенным. Вот, к примеру случай, датированный 1240 годом, или временем половинчатой свободы
[2]. Существуют также иные примеры, не менее красноречивые, даже из XIV века.
Этот совершенный сказал мне, что принял в свою веру и свою секту Угетту, жену Филиппа из Ларната, когда та заболела болезнью, от которой позже умерла. После принятия больная начала endura. Из-за совершенных ее перенесли в подвальное помещение, чтобы они могли оставаться с нею до минуты смерти, и чтобы можно было уделить ей, в случае необходимости, повторное утешение. Когда она так пребывала в endura, то сказала Сибилле ( своей свекрови): «Госпожа, скоро ли это наступит? Я скоро умру?» Сибилла ответила: «Выживешь, и помогу тебе воспитывать твоих детей». Услыхал это совершенный и засмеялся. Согласно тому, что он мне сказал, Сибилла хотела сказать, что «если бы Угетта выжила, то могла бы жить так, как живут совершенные и вдвоем они воспитывали бы ее сыновей».
[3] Гийом Жирард из Франкарвилль… обещал совершенному Пьеру Сансу, что если бы он заболел, а состояние его здоровья начало бы ухудшаться, и Пьеру Сансу казалось бы, что он умрет, то он вступил бы в его Орден (секту), если бы Пьер Санс мог его принять; а если бы он выздоровел после принятия, то придерживался бы правил уже навсегда
[4] Потому нельзя принимать допущение, что утешенный совершал самоубийство путем голодной смерти, в чем окружение помогало ему. Тем не менее именно этот тезис доминирует у многих авторов, даже современных, за исключением Д Роша и А.Борста
[5].
Отсюда следствие: никаких упоминаний о самоубийстве или ритуальном убийстве нет у таких авторов, как Пьер де-Во-де Серней, Гийом Пьюлоранский, Пельиссон, Эврар Бетюньский, Эрменгауд, Дюран из Уэска, Лука из Тюй, Алан Лилльский, Монета, Яков де Капеллис итд, хотя все они были заклятыми врагами катаризма, а некоторые из них даже позволили себе пересказывать слухи о катарской моральности.
Райнерий Саккони, будучи прежде долгое время катарским иерархом (heresiarcha), тоже далек от признания подобного явления ритуальной чертой. Он делает враждебное еретикам предположение, которое, тем не менее, не доказывает ни одним фактом, свидетелем которого он был в качестве совершенного ( а ведь он должен был уделить много утешений до своего обращения), или в качестве инквизитора:
Нельзя не упомянуть об их Молитве, которую произносят тогда, когда считают это нужным, а прежде всего, тогда, когда едят и пьют. И, естественно, многие среди их больных говорили тем, кто их обслуживал, чтобы не подавать им более ни еды, ни питья, если эти больные не будут в состоянии произнести хотя бы Pater Noster: отсюда можно сделать вывод, что таким образом сами себя убивали
[6] Ритуальное самоубийство также не подтверждается Инквизицией Юга, за исключением отдельного упоминания о случае 1274 года. А ведь среди ее сотрудников были обращенные совершенные, как, к примеру, Гийом дель Солер, Раймунд Грос, Сикард из Люнель, Бернард Госберт, Бернард Лагаррик итд
[7]…
Следует формально отбросить любые сравнения слухов или малоизученных фактов, которые часто связывают с endurа, как, например:
- о еретиках из Монтефорте, которые взаимно убивали друг друга
[8];
-убийство путем удушения, которое якобы практиковалось в Германии
[9] -случаи обычных самоубийств
[10] [1]См. Гийом Пюилоранский, Хроники, разд. 3-й.: Ed. Dondaine, op.cit., c.65
[2]Пример Диаса из Сен-Жермье, supra
[3]J. Fournier, t.II, p.426. Ларнат, Арьеж, ок. 1302-1303 гг. Совершенный - это Пьер Отье..
[4]Около 1307-1308 гг. во Франкарвилль (Верхняя Гаронна). Пьер Санс является непосредственным учеником Пьера Отье. Limborch, op.cit., p.126.
[5]Die Katharer, op.cit., p.197, где впервые прояснен точный смысл слова endurа - пост, а не самоубийство, или жертва; endurа прежде всего является покаянным постом совершенного, который несознательно солгал (J Fournier, t. III, p.126). Само слово и понятие впервые было истолковано у Ch. Molinier, L’endura, coutume relegiouse des derniers sectaries albigeuis. Annales de la Faculte des Lettres de Bordeaux, p. 282-299; Endura является тем, чему предавался Христос в пустыне в течение 40 дней: ac facha endurа, fameget el desert que de pa non ac cura, Sundersreue, Denkmaler Provenzalischer Litteratur und Sprache, Halle, 1883, p.229.
[6]Изд. Dondaine, op.cit., p.68.
[7]Примеры, представленные в J.-L. Riola, Dernieres connaissances sur les questiones cathares. Essay de critique historique, Albi, 1964, не выдерживают никакой критики. Они были нами проанализированы и отброшены в La liturgie et l’Eglises cathares, в Cahiers d’Etudes Cathares, 1967, No 33, 13 n.20.
[8]Histoire Milanaise Ландульфа Старшего (MGH script. VIII, 65). Даже если верить этому сообщению, трудно судить, что речь здесь идет о катарах.
[9]Трактат о катарах, прикрепленный к Анониму из Пассау, Dollinger, t.II, pp. 370, 373. Первый дающий показания, Бурхард, ничего не знает и с его с трудом можно принять за катара. Второй, Лезбет приводит в своих рпзнаниях ряд слухов, которые инквизитор смешивает с несколькими, более или менее значимыми, фактами: «Когда хотят они принять кого-то in extremis, то дают ему выбрать, хочет ли он в Царствии Небесном быть мучеником или исповедником. Если выберет мучеников, то его душат специально предназначенной к тому салфеткой, которая по-немецки называется Vordhertoch (Fordertuch, «салфетка для посылания»), когда за ними закрываются двери. Если выберет «исповедника», то не дают такому ничего есть и пить, кроме холодной воды после возложения рук, и тогда он умирает от голода (по поводу этого текста см. Patschkovsky, Der Passauer Anonimus, Stuttgart 1968,), Кельн ок. 1231 года (ориг. стр. 93б р. 166) Обвинения это находится также в признании «катара» из Китая в 1387 г. в Пижероль ( изд. Amati, Processus contra Valdenses in Lombardia superiori, anno 1387, Archive Storico Italiano, Ser. III, pp. 16-52 и II, I, pp.3-61), переписанных в Dollinger II, p. 271; причем салфетка здесь заменена на подушку. Манселли ошибочно привязывает эти сообщения к endura.
[10]Как, к примеру, случай Гильельмы из Пруад,(Limborch, op.cit., p.70), приводимый множество раз (см. Borst, op.cit., p.197, стр. 2, итд).