II.2.2. ДОГМАТИКА
Первый источник, написанный в полностью негативной форме, это регула из Билино Поле от 1203 года. В ней Мастер (magister) Драгич и его товарищи обязуются признать то, что прежде отрицали: алтари, распятие, чтение Ветхого Завета, мессу, исповедь и покаяние, ценность захоронения на кладбище, причастие, католические посты и праздники. Отныне они будут называться «Братьями», а не «христианами»; мужчины и женщины будут входить в разные монастыри, в которые лица, связанные узами брака, будут вступать только с согласия другого супруга. И это всё.
Мы знаем, о том, что в первой половине XIII века ломбардские полемисты упоминали о Slavi, связанных с Церковью Баньоло.
Четырнадцатым веком датируется более обширный список доктринальных ошибок, который сохранился в двух рукописях. Одна из них хранится в коллекции Нанни в Библиотеке Марки в Венеции, а вторая - в Академии Наук в Загребе.
Ошибки эти следующие:
- Существует два Бога. Величайший создал вещи духовные и невидимые, а второй, Люцифер, создал вещи телесные и видимые.
- Христос не обладал человеческой природой. Он имел иллюзорное и нематериальное тело.
- Мария не была человеческим существом, а ангелом.
- Христос не страдал по-настоящему, не умирал по-настоящему, не воскресал по-настоящему и не входил в небо в истинном теле.
- Отрицают Ветхий Завет, за исключением Книги Псалмов, а также всех Отцов Ветхого Завета, Патриархов и Пророков, которых они считают проклятыми, как и всех, кто жил до Христа.
- Проклинают святого Иоанна Предтечу.
- Они говорят, что Закон был дан Моисею дьяволом и что это дьявол показался Моисею в неопалимой купине.
- Они говорят, что Римская Церковь является Церковью идолов, и что те, которые принадлежат к этой религии, поклоняются идолам.
Они говорят, что это они являются Церковью Иисуса и преемниками апостолов, и что среди них есть человек, которого называют наместником Христа или преемником святого Петра.
- Они отрицают крещение водой и говорят, что оно не дает отпущения грехов, а дети, пока не достигнут возраста разумения, не могут быть спасены.
- Они отрицают воскрешение тел и говорят, что мы не воскреснем в телах.
- Они отрицают божественность тела Христа, подтверждения и последнего причастия.
- Они не признают святость брака и говорят, что никто не может спастись в браке.
- Древо жизни, с которого Адам съел плод, это женщина; это значит, что он познал ее телесно и по этой причине был изгнан из рая.
- Они отрицают таинство исповеди и говорят, что каждый грешник должен быть заново покрещен. Все грехи являются смертельными, ни один из них не есть «обычным».
- Чистилища не существует.
- Люцифер пробрался в небо, совратил там ангелов Божьих, чтобы они пали на землю. Заключил их потом в человеческие тела. Души людей являются демонами, которые пали с неба
[1]. Закончив свое покаяние в телах - одном или многих в очереди - они возвращаются в небо.
- Они проклинают материальные церкви, иконы и статуи святых, и, прежде всего, святое распятие.
- Они запрещают давать милостыню и говорят, что ее жертвование не является добрым делом.
- Они осуждают клятву и говорят, что нельзя клясться ни в злом, ни в добром деле.
- Они отрицают воздание справедливости, в которое вовлекается и Церковь (quam fit per Ecclesiam), а также вынесение наказаний, как духовных, так и телесных; другими словами, нельзя преследовать преступников, нельзя никого убивать судебным приговором (pro justitia), и нельзя никого отлучать.
- Они говорят, что смертельным грехом является убийство птиц и зверей.
- Они порицают употребление мяса и всего, что имеет животное происхождение, говоря, что те, кто ест мясо и молочные продукцию, не спасутся.
- Они обещают Спасение всем своим верующим и тем, кто примет от них возложение рук, которое они называют крещением.
- Говорят чтить себя как богов, утверждая, что они святые и безгрешные.
Последним, наиболее достойным доверия источником является список ошибок, являющийся объектом опровержения кардинала Хуана Торквемады, с целью склонить к примирению с Папой трех иерархов Боснийской Церкви, 14 мая 1461 года, за несколько лет до того, как Босния с ее религией исчезнет.
- Существует два бога: Наивысшее добро и Наивысшее зло.
- Существуют два начала: начало вещей духовных и бестелесных и начало вещей телесных и подверженных тлению, то есть видимых. Первый из них является Богом Света, а другой - богом Темноты.
- Ангелы были по своей природе злы и не могли не грешить.
- Люцифер взошел в небо, сражался там против Бога и забрал на землю множество ангелов.
- Души - это демоны, заключенные в телах.
- Злые ангелы, заключенные в телах, вернутся в небо через крещение, очищение (purgationem), а также покаяние.
- Они осуждают и отвергают Ветхий Завет, говоря, что он является делом Властителя Тьмы.
- Ангел, который явился Моисею на горе Синай, был злым.
- Не принимают всего Нового Завета, но только его часть. В нем они отвергают то, что Христос должен был родиться от женщины, отрицают генеалогию Христа (или его происхождение)… (здесь начинается изложение доктрины Фауста из Милевы, почерпнутое из «Contra Faustum»).
- Они отвергают Отцов и пророков Ветхого Завета.
- Они отвергают Иоанна Крестителя, продвигаясь даже до утверждения, что в аду нет худшего демона, чем он.
- Они говорят, что древом познания добра и зла является женщина, которую Адам познал телесно, и по этой причине он был изгнан их рая.
- Мария не была женщиной (mulierem seu feminam), а ангелом.
- Сын Божий не имел настоящего тела, но принял иллюзорное.
- Христос не страдал по-настоящему, не умирал, не спускался в преисподнюю, не вступал в небо. Всё это Он совершил только по-видимости, сверхъестественным образом.
- Это среди них Церковь Божья.
- Они говорят, что являются преемниками апостолов и что их иерарх - епископ Церкви Божьей, наместник и преемник Петра.
- Римская Церковь проклята.
- Все папы, от Петра до Сильвестра, признавали их веру, а Сильвестр был первым отступником.
- Они пренебрегают материальными церквями, утверждая, что это «синагоги Сатаны», и что те, кто в них молится, совершают идолопоклонство.
- Использование икон в храмах коренится в тщеславии.
- Знак креста является дьявольским.
- Отрицают службы, хвалебные гимны и церковные пения, говоря, что все это противоречит Евангелиям. Ведь Христос учил Своих учеников молиться кратко, произнося только молитву Господню.
- Они проклинают достойные поклонения реликвии святых и глумятся с них.
- Отрицают и высмеивают почитание, которое верующие выказывают святым в храмах, говоря, что поклонятся следует только Богу, и что только Он может быть объектом культа (colendus).
- Их посвященные требуют у мирян (a popularibus) почтения к себе, говоря, что это они святые, безгрешные и содержат в себе Духа Святого.
- Они отрицают таинства Церкви.
- Они отрицают крещение водой, говоря, что это крещение Иоанново, посредством которого никто не может быть спасен.
- Крещение Христово является обрядом, который совершается у них без воды, посредством возложения книги Евангелия на груди и возложения рук.
- Их крещение дает каждому отпущение грехов и делает из каждого такого же святого, как и святой Петр.
- Ребенок, прежде чем он достигнет возраста разумения, не может быть спасен.
- Вся святость крещенного и эффективность крещения зависят от заслуг того, кто уделяет его.
- Сколько раз уделяющий крещение впадет в грех, столько раз души тех, кого он крестил, падают с неба в ад, даже если они пребывали в состоянии благодати.
- В каждом случае, когда уделявший крещение впадал в грех, следовало вновь крестить всех тех, которых он крестил.
- Они пренебрегают таинством…
- Они отрицают таинство евхаристии, говоря, что тело Христа нельзя сделать из хлеба, и что даже если бы такое можно было сотворить, не следовало бы его поедать.
- Они пренебрегают таинством исповеди, говоря, что грехи отпускаются единократно и путем повторного крещения (rebaptizationes).
- Они пренебрегают таинством (помазания).
- Они пренебрегают таинством посвящения в священнослужители.
- Они говорят, что брак, основанный на телесной связи, является прелюбодеянием.
- Все грехи являются смертельными.
- Они не верят в авторитет Церкви, говоря, что никто не должен быть подвержен отлучению.
- Они порицают употребление мяса, говоря, что всякий, кто ест мясо, сыры и молочные продукты, не может быть спасен без их крещения.
- Они не верят в воскрешение мертвых, говоря, что тело, которое умерло, никогда не восстанет из мертвых, а воскреснет иное, духовное тело.
- Они не верят в чистилище, говоря, что не существует срединного пути между небом и адом.
- Они пренебрегают церковными молитвами за умерших.
- Убийство зверей и птиц и даже разбивание яиц является смертельным грехом.
- Они осуждают суды крови, (исполняемые) светскими властями.
- Они осуждают всякую клятву.
- Они запрещают подавать милостыню, пренебрегают всеми деяниями милосердия и осуждают их.
[1] Калька с католических догматов: все падшие ангелы являются демонами.