Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Преемственность. Источники из других стран. История

Jan 20, 2017 00:07



В другом месте он говорит:

Они делятся на три лагеря, каждый из которых осуждает и проклинает другой. Некоторые люди слушают еретиков греческих, другие - болгарских, а третьи - драговицких [3].

Эти два утверждения мы должны проанализировать  отдельно. В первом из них, более достойном доверия, Дюран говорит о своем личном опыте. Следует ли, исходя из этого, считать, что каждая Церковь в Лангедоке существовала отдельно от других, или же, что внутри этой целостности, которую составляли эти три Церкви, катары были разделены?

Первая интерпретация противоречит фактам. Когда мы тщательно изучаем документы и процедуры Инквизиции, то видим, что верные, живущие на пограничных зонах епархий находились в хороших отношениях с проповедниками как из той, так и с другой Церкви.

Между епархиями не было раскола, а несогласие, о котором свидетельствует Дуран из Уэска, могло основываться на межличностных распрях или (реже) доктринальных, но внутри монолитного единства. Например, нам известно, что на Соборе в Мирпуа (Арьеж) в 1206 году собралось шестьсот совершенных, чтобы, как говорит свидетель, «разрешить проблему, которая возникла между еретиками» [4].

Стоит напомнить, что Райнерий Саккони, который ввел в ранг системы деление катаризма на три партии, указывает «Провансальцев» как объединенных, состоящих в одном и том же лагере. Таким образом, катары из Окситании и катары из Франции (которые, по его мнению, должны принадлежать к двум отдельным лагерям А и В) являются солидарными и сосуществуют вместе в изгнании (как, например, каноник из Невера Гийом, укрывавшийся в Сервиане (Эро)  около 1206 года, или епископ Тулузен, живший в Сирмионе в Италии в 1271 году вместе с епископами Франции и Ломбардии (лагерь А) и уделявший там совместные посвящения [5].

[1] PL 182, c.679.

[2] Изд. C. Thouzellier, Une somme anticathare, le Liber contra manicheos de Durand de Huesca, Louvain 1964, pp. 210-211.

[3] Ibid. рр.138-139.

[4] Показания рыцаря Пьера Гийома д Арвинья (Арьеж) от 18 октября 1246 года, рук. Doat t. 24, ff°* 240 v°-241 r°..

[5] Sacconi, op. cit., p. 77 ; - Pierre des Vaux-de-Cernay, Historia Albigensis, изд. Guébin et Lyon, t. I, Paris 1926, pp. 4647 ; - Doat t. 25, P 145 V ; t. 26, f 15 V .

Жан Дювернуа. Религия катаров

Previous post Next post
Up