Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Историческая преемственность. Итальянский тезис. Догматика 1

Jan 03, 2017 20:12

 Параллельно с этим ломбардским тезисом итальянские источники дают нам документы, которые описывают катарскую доктрину как монолитную, или, по крайней мере, не придают значения влиянию на единство секты разногласиям по поводу того или иного догмата.
            Первый из этих документов, самый древний из них, это Manifestatio, который приписывается миланскому катару Бонакурси. Труд можно датировать приблизительно 1190 годом [1]. По мнению автора, единственным расхождением между катарами является то, что некоторые из них утверждают, что Бог создал растения, а другие - что нет. Они говорят, что:


Дьявол создал Адама из земного праха и насилием заставил воплотиться в него ангела света; создал Еву, с которой вступил в сношения и привел в мир Каина… Христос ничего не делал так, как человек, это все было по видимости. [2].

Более поздняя и длинная версия документа содержит одну характерную деталь:

Они верят, что Мария, мать Господа нашего Иисуса Христа, родилась только от женщины, без участия мужчины. [3]

Этот элемент встречается только в Сумме, приписываемой францисканцу Джакопо де Капеллис [4], который добавляет, что это мнение высказывают только наиболее ученые катары. Эта Сумма содержит также текст, который встречается и у Монеты. Последний демонстрирует в нем взгляды slavi касательно ангела Марии [5]. Однако францисканец считает, что только quidam ex heresiarchis eorum, некоторые из их докторов, эти взгляды поддерживают.

Подводя итоги, Джакопо перечисляет разные доктринальные ошибки, которые приписывают А, В и С, но бессистемно, упоминая их только как «alii, alii autem…”, “dicunt quidam…” Нет никакой надежды обрести ясность:

Нельзя сказать ничего определенного об оживлении и вдыхании духа в тело Адама, поскольку они рассказывают об этом столько мифов (fabulationes), сколько существует еретиков.

Одной из причин является скрытность, наблюдаемая у катаров. Некоторые из них верят в предсуществование душ: «верят в то же (метемпсихоз), но не проповедуют этого публично…» [6].

Один из фрагментов, используемых Монетой, является особенно важным, поскольку он касается известного богомилам «Видения Исайи»:

Монета [7].

Те, кто верит в два начала, говорят, что пророки были добрыми. Однако в прошлом они проклинали их всех, за исключением Исайи. Они говорят, что имеют книжечку, в которой написано, будто дух Исайи был взят из его тела и вознесен до самого седьмого неба, и там он видел и слышал тайны, на которые они твердо опираются.

Джакопо де Капеллис [8].

Некоторые среди них добавляют также, что все пророки прокляты, за исключением Исайи. Они достоверно обладают книжечкой, в которой написано, будто дух Исайи был взят из его тела и вознесен до самого седьмого неба, и там он видел и слышал разные тайны. В эту книгу они горячо верят, поскольку она вся соткана из подобных басен.

Я считаю, что это - апокриф, некогда отринутый католической Церковью, но сохраненный у них до наших времен.

Таким образом, согласно фрагментам, в которых Дж.Капеллис описывает взгляды «некоторых» катаров, Монета счел нужным вдаться в подробности: «Славяне» или «Те, которые верят в два начала». Тем самым, он вводит в ранг системы то, что его источник подает лишь с осторожностью.

Среди тех итальянских авторов, которые описывают монолитные взгляды еретиков, следует процитировать прежде всего Сумму, приписываемую Препозиту из Кремоны [9], поскольку вместе с авторами, разделяющими тезис «А, В и С», он называет еретиков прозвищем «катары». Ими являются те, кто утверждает, будто Бог создал только невидимые и не телесные вещи, а дьявол, наоборот, создал вещи видимые и телесные. Существуют два начала - доброе и злое, и две природы - добрая и злая. [10] Этот труд упоминает только одно расхождение во мнениях у катаров: некоторые из них, хоть и признают вместе с другими, что Христос не имел человеческой души, считают однако, что божественность заменяла Ему душу [11]. Из другого источника мы узнаем, что эти взгляды разделял Назарий, епископ Конкореццо, связанный с Болгарией [12].

Другие итальянские документы, которыми мы располагаем, характерны тем, что называют катаров исключительно или, по крайней мере, в большинстве случаев, термином «патарены».

Самым старым из этих документов является признание двух обращенных флорентийцев, относящееся к 1229 году. Существуют два начала (свет и тьма). Люцифер и его ангелы, соблазненные злым началом, пали. Добрый ангел, посланный на землю, был силой ввергнут Люцифером в тело Адама. Христос сошел с неба со ста сорока четырьмя тысячами ангелов, приняв от Девы небесные начала [13].

Один из двух обращенных, сделавших это заявление, никогда не слышал о большинстве этих пунктов. [14]

Другое свидетельство флорентийских катаров дает фрагмент, подшитый к Manifestatio Буонокорцо в рукописи Lat. 1 4927 Парижской Национальной Библиотеки. Он содержит только элементы, характерные для всех катарских школ, за исключением того, что Каин назван в нем сыном Евы и дьявола. [15]

[1] Следует изучить краткую версию этого труда в рук.лат. 14927  Парижской Национальной Библиотеки, изданной R. Manselli, Per la storia dell'eresia nei secolo XII, dans Bulletino deW Istituto storico italiano per il medio evo e Archivio Muratoriano, n° 67, Rome 1955, pp. 206 и далее.

[2] Изд. Manselli, p. 206.

[3] Ibid. p.209.

[4] См. supra,  p.25, n.79.

[5] См. supra,   n.69, р.88..

[6] Изд.  Dollinger, pр. 274,277.

[7] Изд.  Ricchini, p. 218; - Монетта и францисканец, имеющий несколько идентичных фрагентов. Этого достаточно, чтобы утверждать, что Джокопо де Капеллис не переписывал Монетту, но наоборот, Монетта его переписывал, или же они имели общий источник, более взвешенный, который Джакопо более точно приводит.

[8] Изд.  Dollinger, p. 276.

[9] См. supra,   р.24, № 67.

[10] Оp. cit., p. 4.

[11] Ibid. p.64.

[12] Трактат De hereticis,  Оp. cit., р.311.

[13]  Оp. Cit supra,   р. 23, № 66, рр. 456-457.

[14]  Ibid., p. 457 : Dixit tamen dictus Petrus quod de multis captulis que in dicta carta continentur, nichil ab aliquo intellexit.p. Cit supra,   р. 23, № 66, рр. 456-457.

[15]  Изд. Dondaine, Durand de Huesca... op. cit., pp. 272-273.

Жан Дювернуа. Религия катаров

Previous post Next post
Up