Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. I. Крещение. Продолжение

Feb 05, 2009 18:42



1.1.3.1 Иерарх.

Во Флорентийском Ритуале саму церемонию предваряет литургия,

целью которой является подтверждение полномочий иерарха или епископа, который должен проводить эту церемонию:

Иерарх, а также христиане и христианки должны семикратно помолиться Богу таким образом, чтобы иерарх был услышан.[1] Затем пусть иерарх скажет: «Братья и сестры, если я сказал или сделал что-нибудь против Бога или моего спасения, просите Господа Бога, чтобы простил меня.» Тогда старший, стоящий близ иерарха, скажет: «Пусть святой Отец, справедливый, праведный и милосердный, имеющий власть отпускать грехи как на земле, так и на небе, отпустит все твои грехи, совершенные в этой жизни, и пусть окажет тебе милосердие в иной жизни.» Иерарх должен ответить: «Amen! Пусть будет, Господи, по слову Твоему». И пусть тогда все христиане и христианки трижды преклонят колени, произнося: «Benedicite, benedicite, benedicite, parcite nobis. Если мы сделали или сказали что-нибудь против Бога или нашего спасения, просите Бога о милосердии, чтобы простил нас. Benedicite, parcite nobis.» И иерарх ответит: «Пусть святой Отец, справедливый, праведный и милосердный…», как выше[2].

Каждый из присутствующих совершенных просит прощения, подобно как и отправляющий церемонию епископ, поскольку каждый из них играет ту же самую роль в передаче Духа Святого через возложение рук, что придает крещению особое значение.

По сути греховность иерарха может привести к недейственности таинства, которое он уделяет - собственно это определяет логику критики катарами католического клира и уделяемых им таинств[3].

Такая греховность, по мнению Пьера-де-Во-де Серней должна бы иметь даже обратное действие, и «стягивать» получивших утешение с неба[4]. Однако такая информация только одна и не помещена в соответсвующий контекст, потому ее сложно трактовать серьезно. Тем не менее, совершенный должен «очищаться» трехдневным постом и молитвой после уделения consolamentum.[5]

В любом случае, всеобщее спасение было связано с непрерывной и свободной от проступков апостольской преемственностью: «Таковое святое крещение, при коем даруется Святой Дух, Церковь Божья сохранила со времен апостолов до наших дней, и оно до сих пор переходит от одних добрых людей к другим, и так будет до скончания веков.» (L)

В этой теории нет ничего специфически катарского, просто опасность, которую представляло для катарской общины наименьшее нарушение общинных правил могло посеять зерно сомнения в умах: «Потому-то катаров мучают сомнения насчет опасностей, грозящих их душам», - писал Райнерий Саккони, добавляя, что из предосторожности почти во всех Церквях практиковали повторное рукоположение.[6] Подобная требовательность, несомненна явилась причиной расколов в Италии под конец XII века, в чем мы уже убеделись.

[1]Здесь может быть два значения: «не заглушать голоса епископа», или «чтобы епископ был выслушан».

[2] Изд. Dondaine, Le liber…, p.56.

[3] Эрменгауд, op.cit., p.1262: «считают они, что если кто таким образом падет, то утратит Дух Святой, а то, чего нет, дать нельзя».

[4] Op. cit., p.8.

[5] J. Fournier, t.II, p.39.

[6] Изд. Dondaine, …, p. 70.

Жан Дювернуа. Религия катаров

Previous post Next post
Up