II.1.3. Имена богомилов
Евфимий из Периблептоса (а за ним и Eversio) дают богомилам из Малой Азии имя «христополитане» - граждане Христовы: «Они называются христополитанами, но на западе их именуют богомилами».
В другом фрагменте он более точен: один из тех, кого он выспрашивал, сказал ему: «Мы не можем привлекать людей другим способом, кроме как одевать монашескую рясу, и принимаем имя христиан». Он добавляет: «Они называют сами себя истинными христианами».
[1] Намного позже патриарх Герман скажет также: «Они называют себя добрыми христианами».
[2] Нет сомнения в том, исходя из контекста цитаты Евфимия, что христианин - это синоним монаха. Это понимание термина, в конце концов, подтверждается и другими источниками. Оно широко используется греческими Отцами Церкви в отношении боснийских патаренов.
[3] Евфимий Зигабен довольно расплывчато сближает богомильскую христологию с арианством.
[4] А для болгарских авторов существовали только еретики. «Богомил» для них является именем попа, который посеял заблуждение: «При правлении доброго христианина цезаря Петра был поп по имени Богомил…» (Козьма).
[5] Синодальные книги от 1211 года все еще оглашают анафему попу Богомилу.
[6] Византийцы даже не упоминают о таком происхождении этого термина: Зигабен удовлетворяется повторением игры слов, которую употребил Козьма, истолковавший mil, возможно, под влиянием литургической фразы «Господи помилуй» (Kyrie eleison).
[7] Нет причин отбрасывать свидетельство Козьмы. Просто нужно понять, было ли название «Богомил» собственным именем одного из первых глав секты в Болгарии или это было его прозвище. А может, это прозвище произошло от названия секты.
Более правдоподобно последнее предположение. В любом случае, мы имеем другой пример этого явления: швейцарский мистик XIV века, имевший много поклонников в Страсбурге, звался «Приятелем Бога из Оберланда». Его имя, несмотря на то, что оно принадлежало конкретному лицу, стало распространятся на фламандских и рейнских мистиков.
[8] Что касается названий Фундагиагиты, Кутугери, Торбеши (два последних появились позже), которые означают «носители сумы» и не имеют аналогов у катаров, а также сербское позднее название Бабуни, которое относится к боснийским христианам, я отсылаю читателя к различным трудам, посвященным богомилизму, и особенно к анализу М.Милетича.
Все византийские источники пытаются представить богомильство как смесь манихейства (это слово было синонимом павликианства) и мессалианства. Дискуссия о происхождении принадлежит традиции, и мы должны постараться суммировать выводы, сделанные критиками.
Но сначала нужно остановиться на вопросе о связи между катаризмом и богомильством, вернее, об их тождественности.
[1] PG 131, Cс 46,48; 54-56.
[2] PG 140, C 637.
[3] См. по этому поводу M/Miletic , Op.cit. supra. P.291, n 107, pp.52-55.
[4] См. supra. n 28.
[5] Cosmas, p.54.
[6] Puech, pp.343, 3460.
[7] С.,1289.
[8] См. А. Jundt, Les Amis de Dieu au XIV siècle, Paris, 1879.