II.1.1 ДОГМАТИКА
По мнению Козьмы, еретики «отрицают Закон, данный Богом Моисею». Он обращается к ним:
«Какую же ложь вы нашли у пророков, чтобы отрицать их и не принимать книги, написанные ими?
Еретики ни во что не ставят великого и славного Давида, и отрицают слова, которыми Дух Святой говорил чрез его уста» .
[1] Евфимий из Периблептоса обращается к ним: «Вы не признаете Ветхого Завета»
[2].
Евфимий Зигабен упоминает об исторических книгах: «Они отрицают все книги Моисеевы вместе с Богом, о Котором в них говорится, а также все другие последующие книги».
[3] Богомилы, по мнению Козьмы, говорят:
«Мы не почитаем Давида и никого из пророков, но только Евангелия. И мы живем не по закону Моисеевому, но по закону апостолов»
[4].
Зигабен наиболее точен в своих выкладках:
«Oни принимают, чтут и с наибольшей уверенностью отстаивают семь книг: Псалмы, шестнадцать пророков, Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также на седьмом месте, Деяния со всеми Посланиями и Откровением… Нужно знать, что несмотря на то, что они отрицают книги Моисеевы, они коварно цитируют фрагменты из них для доказательства своей правоты”.
[5] Тот же автор цитирует две логии:
Ересиарх (Василий) утверждал, что в их Евангелиях содержатся следующие слова Господа: «Почитайте демонов не для того, чтобы они были вам полезны, но чтобы они не содеяли вам ничего плохого». Они говорят, что в Евангелиях также содержатся слова: «Старайтесь уцелеть любым способом», что значит «с помощью ловкости и изобретательности притворяйтесь, что разделяете веру тех, кто вас преследует». Я взял в руки книгу Евангелий этого доктора и, хоть старательно ее просмотрел, не нашел ни того, ни другого фрагмента. Те четыре Евангелия были такими же точно, как и наши, и ничем от них не отличались. Я отдал их ему. Тогда как он, обиженный и разозленный, признался, что никогда не мог найти этих двух отрывков, хоть часто читал Евангелия. «Однако же, - сказал он, - когда я купил эту книгу Евангелий, я встретил на пустоши старца, который окликнул меня по имени и сказал мне, что я приобрел большое сокровище, поскольку эта книга - единственная, которая избежала руки Иоанна (здесь игра слов: Хризостом - Фризостом), и что те две цитаты были изъяты из других Евангелий
[6].
Он приводит примеры аллегорической экзегезы богомилов: Церковь еретиков - это Вифлеем, поскольку в ней родился Спаситель. Православная же Церковь - это Иерусалим, звезда, Закон Моисеев. Рахиль, желая обмануть Ирода, привела ему двух своих дочерей, переодетых мальчиками; он же приказал умертвить их вместе с остальными: это Отец Небесный, дочерьми которого являются души Адама и Христа. Лопата Христова - это слово Евангелий; все благословения относятся к богомилам и т.д.
[7] Список анафем, опубликованный Евфимием Зигабеном под названием Confutatio et eversio impiae et multiplicis exsecrabilium Massalianorum sectae,
[8] содержит непосредственную аллюзию на Видение Исайи:
Они говорят, что существует наивысшая сила, которая имеет свой трон над семью небесами, согласно этому отвратительному Видению, которое ошибочно приписывают Исайе.
[9] Между тем достоверно известно, что болгары прислали катарскому епископу Ломбардии апокриф, содержавший ответы Христа Иоанну во время Тайной Вечери. Две версии апокрифа до нас дошли
[10].
По мнению Зигабена:
Они притворяются, что верят в Отца, Сына и Святого Духа, тогда как приписывают все эти три имени Отцу. Они воображают Его в человеческом подобии, излучающим два сияния, с каждой стороны головы; один луч - это Христос, а другой - Святой Дух… Они говорят, что видят Его не только во сне, но и в действительности: Отца как старца с большой бородой, Сына как молодого мужчину, а Святого Духа как юношу, у которого еще не появились усы… и они говорят, что Святая Троица не равна и разделена, тем самым веруя в арианское разделение единой природы Божьей.
[11] О дуализме творения у богомилов упоминает еще Козьма:
Они считают дьявола создателем людей и всего созданного Богом. Тем не менее, некоторые из них из глубины своего невежества называют его падшим ангелом, а иные делают из него дурного управителя (Лука, 16:8)… В своем желании превзойти других в искусности, каждый из них тщится извлечь из своего воображения имя для их отца и учителя.
[12] Козьма приводит другие цитаты из Святого Писания:
«Князь мира сего осужден» (Иоан.16:11) - «ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан.14:30) - истолковывая евангельскую притчу о двух сыновьях (Лука, 15), они видят в старшем сыне Христа, тогда как младший, тот, который отошел далеко от Отца, для них означает дьявола. Они сами дали ему имя Мамоны, и называют его создателем и управителем всех существующих вещей
[13].
Евфимий из Периблептоса ограничивается утверждением: «создатель мира, которым есть Сатана».
[14] В отличие от Козьмы, Иоанн Экзарх приводит сведения, что дьяволом считался старший сын.
[15] То же самое утверждает и Зигабен:
Они говорят, что демон, которого Спаситель называет Сатаной, также является урожденным Сыном Отца. Они называют его Сатанаилом, старшим, чем Сын-Слово, и более могущественным, поскольку он - старше. Таким образом, они - братья. Но Сатанаил был управителем и вторым после Отца, и он имел то же обличье и ту же одежду, и сидел он на троне по правую руку от Отца, и отдавали ему хвалу сразу же после Отца. Это упоило его гордыню так, что он сошел с ума. Начал он готовить заговор, и, выбрав подходящий момент, искусил силы, которые служили (Богу), (предлагая им), чтобы они освободились, если того хотят, из ярма службы, и вместе с ним восстали против Отца. Для подтверждения своих бредовых слов, они цитируют притчу из евангелиста Луки о неверном управителе, который уменьшал долги должникам господина своего. Так и упомянутые выше ангелы, надеясь избавиться от тяготящей их службы, искушенные большими обещаниями (говорил им: «Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:14)), приняли участие в этом предательстве и попались в эту ловушку. Увидев это, Бог сбросил их с неба
[16].
Доказательством того, что создание мира имеет дьявольскую природу, и болгары, и византийцы считали отрывок из Матфея 4:9:
Еретики верят в слова, которые лживый дьявол сказал Иисусу: «Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» и считают, что это он есть господином божественного акта творения (Козьма).
[17] «Они говорят, что «весьма высокая гора» на самом деле есть вторым небом, куда Христа забрал дьявол и показал Ему все царства мира. Они добавляют, что дьявол не попал бы на то другое небо, если бы не знал, что оно является его творением. И не сказал бы, что отдаст все эти царства, если бы не имел над ними власти как над своим собственным творением» (Зигабен)
[18].
По мнению Козьмы, солнце также является продуктом дьявольского творения:
Это не Бог создал небо, землю и весь видимый мир. Это по воле дьявола все это существует: небо, солнце, звезды, воздух, земля, человек, церкви, кресты; всё то, что принадлежит Богу, они отдают дьяволу.
[19] Согласно Евфимию из Периблептоса, наоборот:
«Они говорят, что только две вещи в этом мире происходят от Бога Небесного: солнце и душа человеческая». «Есть восемь небес; семь из них создал Бог Небесный и Он обитает в них, а восьмое, которое находится под всеми ними и которое мы видим, было создано князем этого мира»
[20].
[1]Сosmas, op.cit. (пер. Vaillant), pp. 68-69.
[2] Изд. Ficker, op. cit., p.70.
[3] PG 130, c.1292.
[4] Сosmas, p. 72.
[5] С. 1292.
[6]Ibid., C 1316, 1322.
[7] Ibid., CС 1322-1326.
[8] По поводу этого источника см. Puech, op.cit., p.137, n.6.
[9] PG 131, c. 44.
[10] См. Supra р. 108 и далее.
[11] С. 1320.
[12] Сosmas, p. 74.
[13] Сosmas, p. 77.
[14] PG 131, c. 48.
[15] Цит. По Obolensky p.95
[16] Сс.1294-1296.
[17] Cosmas, pp.74-75.
[18] Сс.1324-1326.
[19] Cosmas, pp.58, 77.
[20] PG 131, с.58. Следует отметить, что в Interrogatio Johannis в Каркассонской версии ничего не говорится о создании солнца Сатаной; это может быть более позднее дополнение в венской версии (Изд. Reitzenstein, Die Vorgeschichte der christlichen Taufe, Lуipzig-Berlin 1929, Stuttgart 1967, p.300).