23
Одержимость смертью
Активистка
Будучи матерью как Совершенного Понса Бэйля, так и шпиона Арнода Сикре, Сибилла д'Эн Бэйль, из Акса, которую мы будем называть просто Сибиллой Бэйль, развелась со своим мужем по причинам явно идеологического характера. Этим мужем был никто иной, как кастелян Тараскона, тоже по имени Арнод Сикре, верная опора католической партии. Во время их развода должен был состояться раздел имущества и детей, потому что двое их сыновей, Понс и Бернар, известны под фамилией своей матери - Бэйль, в то время, как двое других, Арнод и Пьер, носили фамилию своего отца Сикре. У пары также была как минимум одна дочь, которая, разумеется, осталась с матерью. Был ли такой раздел между католическим отцом и катарской матерью выбором самих детей, согласно их собственным религиозным воззрениям, или же они были выращены одним и другой в их собственной вере? Понс и Бернар Бэйли, само собой, стали верными верующими Церкви Отье, в то время, как Арнод Сикре - кажется, при содействии своего брата Пьера Сикре - думал только о том, как использовать репутацию своей умершей на костре матери и брата Понса, беглого Совершенного, чтобы завоевать доверие беженцев из Монтайю и поймать Доброго Человека Белибаста.
В 1308 или 1309 году именно сам Арнот Сикре-старший, графский офицер, лично руководил небольшим отрядом, арестовавшим все взрослое население Монтайю, которое было подвергнуто приводу в инквизиторский замок. Мы не знаем, ни когда точно сожгли его бывшую супругу Сибиллу, ни того, внес ли он какой-нибудь вклад в ее арест. Следует сказать, что очень большое количество исповедей верующих маленькой Церкви перед Инквизицией упоминает ее имя в качестве главного агента связи в долинах Сабартес. Поэтому она не могла избежать добровольного вызова или насильственного привода и осуждения.
В 1309 году Раймон Вессьер из Акса, приведенный для дачи показаний перед инквизитором Каркассона, кроме всего прочего признался и в том, что семью годами ранее он послушался просьб своего соседа Пьера Матеи, больного и умирающего, сделать все возможное и невозможное, чтобы привести к нему Совершенных.
«Он попросил меня сделать все, чтобы встретить Пьера и Гийома Отье, еретиков, чтобы, как сказал мне он, ему можно было спастись их посредством, поскольку он так верил. Я сказал ему тогда… что его кума Сибилла д'Эн Бэйль в курсе всех дел и тайн еретиков, и что при ее посредстве можно наилучшим образом уладить это дело с их участием, и что, конечно, она их к нему приведет».
И в самом деле, после обращения молодого человека, Сибилла Бэйль тут же побежала навестить своего больного кума. Разумеется, прежде всего, чтобы выяснить, не ловушка ли это, и действительно ли умирающий имеет добрую волю быть принятым. Потом она привела к нему Гийома Отье, который еретиковал этого Пьера Матеи перед тем, как тот умер
[1].
Подруга еретиков, душой и телом преданная их делу, которому она посвятила всё, вплоть до собственной жизни, Сибилла Бэйль на самом деле была в глазах всего населения верующих лучшей связной, которая всегда знала, как можно сконтактироваться с Добрыми Людьми в случае необходимости. И эти случаи неотложной необходимости почти без вариантов были случаями умирающих, просивших о счастливом конце. Часто посланцы, разыскивающие Добрых Людей, встречали их непосредственно в доме Сибиллы, который был даже чем-то вроде их штаб-квартиры в городе Аксе. Так, Гийом Эсканье видел у нее Гийома Отье в одной из комнат, он скрывался за занавеской, наброшенной на шест. Гильемона Гарсен рассказывает инквизитору о том, как дама Сибилла готовила для еретиков. Это было знаком доверия со стороны последних, потому что чаще всего, из страха, что какие-нибудь остатки запрещенных продуктов - молочного, яиц или мясного бульона - смешаются по небрежности с их обычной ритуальной пищей, Добрые Люди предпочитали готовить для себя сами, из своей собственной посуды. Сибилла должна была печь им хлеб, даже если они жили и прятались не у нее в доме
[2]. Кроме того, она заботилась о том, чтобы собирать для них пожертвования провизией, особенно зерном, которое она просила у семей добрых верующих, чтобы помочь поддержать подпольщиков
[3].
Когда больной находился на пороге получения consolament для умирающих, Сибилла Бэйль, как и Гайларда Отье, супруга Совершенного, часто занималась приготовлениями, прежде всего выясняя, устремлен ли этот человек действительно к Добру
[4], и если речь шла о женщине, брала на себя заботу об облачении ее к тайной церемонии. Как всегда, свидетельствует Гилемона Гарсен:
«Однажды я пришла навестить Сибиллу, мать Пьера Тиньяка из Акса, которая была больна, и когда я прибыла в их дом, то встретила там Эксклармонду, жену Раймонда Отье, которая сказала мне, что Сибилла была принята в секту и веру еретиков Гийомом Отье и Андрю из Праде… Сибилла Бэйль и Гайларда д'Эн Бенет… сказали мне, что означенная Сибилла была принята означенными еретиками, и что сами Сибилла и Гайларда одевали ее для этого принятия…»
Достойная женщина, да позволено мне будет это выражение, катарской Церкви, в те времена, когда уже практически не было Совершенных Женщин, Сибилла Бэйль иногда даже пробовала проповедовать на свой манер, или, по крайней мере, пыталась заинтересовать своих подруг доктринами Добрых Людей.
«Она говорила мне о переселении душ из тела в тело и о других заблуждениях еретиков, - исповедуется еще Гилемона Гарсен, - и она сказала мне, что, возможно, однажды я была королевой, а однажды - нищенкой»
[5].
Такой тип аргументов, умело использующий эгалитарный аспект принципа переселения душ, был особенно подходящим для того, чтобы возбудить интерес и вызвать личное внимание. Без сомнения, активистка Сибилла Бэйль всеми возможными способами выявляла свой преданный прозелитизм катарской вере.
Ее деятельность и речи, в той или иной степени пропитанные евангельской культурой, кажется, хорошо воспринимались и нравились женщинам, которых она посещала. В любом случае, это проглядывает в формулировке Гийома Эсканье из Акса, который на свой манер объясняет инквизитору, как катарские идеи проникли в его семью:
«Восемнадцать или двадцать лет тому моя мать Гайларда Эсканье из Соржеата была связана большой дружбой с Азалаис д’Эн Бэйль, своей кумой и сестрой этой Сибиллы д’Эн Бэйль, которую впоследствии сожгли как еретичку. Но эта Алазаис покинула Акс, чтобы выйти замуж в Сео д’Урхель. После ее отбытия моя мать установила очень дружеские связи с Сибиллой д’Эн Бэйль, из-за ее сестры; и таким образом, как я считаю, моя мать была обучена этой Сибиллой вере секты еретиков
[6].
Вся семья Эсканье очень быстро стала знакома с тайными проповедями Добрых Людей и часто их слушала. Престарелая мать покинула Акс со своим младшим сыном Гийомом, чтобы поселиться в Арке, подле своей дочери Маркезии и зятя Гийома Ботоля. Там, в окружении семьи Пейре, крупного скотовода тоже родом из высокогорья, они часто принимали Добрых Людей Отье и Праде Тавернье. Однажды летним днем престарелая дама Гайларда Эсканье заболела до такой степени, что ничего больше не соображала. Тогда друг Раймонд Пейре посоветовал юному Гийому срочно пойти и найти кого-нибудь, кто мог бы привести Совершенных, чтобы они уделили счастливый конец его матери. Разумеется, он дал ему практическое руководство обратиться по этому вопросу к Сибилле Бэйль в город Акс.
Гийом Эсканье четко следовал инструкциям
[7]. Он отправился один и шел быстрым шагом. Но было жарко, и он остановился выпить в корчме Кустауссы. Там один добрый верующий Пьер Монтани предложил ему его сопровождать, и они вместе преодолели горы земли Саулт, чтобы спуститься в Акс через Белькер и Монтайю. В Аксе оба молодых человека остановились в доме Раймона Эсканье, брата Гийома. Потом Гийом пошел в дом славной Сибиллы Бэйль, которая вначале отнеслась к нему недоверчиво, но пообещала сделать все необходимое и назначила ему свидание той же ночью на кладбище Акса. Туда ждать мужественную Сибиллу отправились все трое - Гийом и Раймонд Эсканье, а также Пьер Монтани.
«Мы долго ждали Сибиллу, - вспоминает Гийом пятнадцать лет спустя. - Шел дождь, была темная ночь. Мой брат сказал мне: что мы здесь делаем?... Потом прибыла Сибилла вместе с Праде Тавернье. Поскольку мы не могли видеть друг друга в темноте ночи, она спросила: кто здесь? Я ответил, что это я. Тогда она мне сказала: «Ну хорошо, вот это он, идите с ним, только не проходите по улице бань, но идите через старый город, где вас не увидят…»
Они покинули кладбище и вновь стали подниматься в горы в темноте. Они провели ночь в лесу, под деревом. Еретик вынул форель, голову которой дал юному Гийому, и так они поели. На следующий день они были в Кустаусса, где все они переночевали в доме Монтани. Потом они вновь отправились в путь посреди ночи, и очень быстро прибыли в Арк, где старая Гайларда уже была без сознания, и когда с ней говорили, отвечала стонами. Добрый Человек сомневался, можно ли дать ей утешение в таком состоянии. Тогда вмешалась старая местная верующая, настаивая, и в коне концов, он согласился, хотя Гайларда так и не пришла в сознание.
[1] Показания Раймонда Вессьер из Акса перед Жоффре дАбли в Annette PALES GOBILLIARD, l’Inquisiteur Geoffroy d’Ablis et les cathares du comte de Foix, op.cit., p. 204.
[2] Показания Гильельмы Гарсен из Акса, op.cit., p. 182.
[3] Там же., p. 194.
[4] Это завуалированное выражение применялось в ту эпоху для обозначения веры Добрых Людей.
[5] Показания Гильельмы Гарсен из Акса, op.cit., p. 198. Андрю из Праде - так называли Совершенного Праде Тавернье, а Гайларда д'Эн Бенет - это девичье имя супруги Гийома Отье.
[6] Показания Гийома Эсканье перед Жаком Фурнье в Жан Дювернуа, le Registre…, op.cit., t 2, p.555.
[7] Там же, t 2, p.559-562.