Анн Бренон. Катарские женщины. Ч.4. Катарские семьи.15. Сестры по вере

Nov 08, 2014 22:04


Сестры по вере

Отец, мать, жена, дети - все вовлечены в Церковь. Пейронна и Арнода де Ламот жили в одной религиозной общине со своей матерью Осторгой. Катаризм проник не только во все уголки этого общества, но и в структуру семьи. Церковь прочно срослась именно с этим человеческим обществом.

«Около 1230 года, - рассказывает Изарн Бокет из Лавора [1], - я однажды пришел к Алазаис Алегр, чтобы согреться. Я там был вместе с Пьером Алия, и мы встретили двух женщин, которых не знали. Когда они ушли, мы спросили у Алазаис, кто они такие и куда идут, и Алазаис нам ответила, что они идут из Тулузы, что звать их Перрье и они еретички.»


Две женщины-еретички, две сестры, имеющие одно прозвище, «дочери Перрье». В Лаурагэ также часто встречаются «Ружье», очевидно, три сестры или свояченицы Совершенной Алазаис Ружье из Бордэ, кузины Раймона Арруфата. В Ма-Сен-Пуэль Бернард де Кидерс знал неких «Оден» и «Брун». Он часто встречал их тридцать лет тому в городе Ма, где они открыто управляли домом, в те времена, когда его бабушка, дама Гарсенда, и его тетя Мабилия подавали этому пример. Кажется, что в данном случае наименование обеих групп сестер Совершенных происходит от одной из них, без сомнения, старшей - или же более сильной личности: Бруны, Одены [2]

В горах Кабардес около 1230 года Пьер Дайд, принадлежащий к известной семье Праделлес, знал «Марморье», живших в хижинах, которые они построили наверху, в лесу, чтобы жить в безопасности, но неподалеку от своих друзей в деревнях [3] Окситанское имя этих Совершенных означает «мраморщицы»: были ли они дочерьми мраморных дел мастера, работавшего в мраморном карьере (карьеры розового мрамора в Конес-Минервуа не так уж далеко оттуда)? Самое интересное в этом то, что среди каштановых рощ Кабардес до сих пор существует бывшая деревня, а теперь хутор, называемый Марморье. Возможно, это название просто до сих пор связано с разработками мрамора; это место не очень близко к Праделлес, чтобы нести на себе память о маленькой деревне из хижин, где жили подпольные Совершенные женщины, о которых многие поколения горцев все еще могли говорить как о «святых женщинах». Последняя гипотеза: возможно, первые Совершенные женщины, жившие в этих хижинах, были родом из деревни Марморье?

Разумеется, часто случалось так, что в одной и той же семье юноши и девушки, братья и сестры одного поколения решали стать Добрыми Христианами. Тогда они должны были следовать параллельными дорогами, потому что Совершенные мужчины и женщины должны были жить в разных общинах, и встречаться только во время особых церемоний или же чтобы поговорить о делах Церкви. Так, Н'Эскогосса Пау из Сен-Полет, имя которой явно происходит от прозвища и означает «Господин Сушеная Слива» - со всеми смыслами этого слова, которые только можно себе вообразить, - итак, Н'Эскогосса Пау рассказывает инквизитору, что до 1210 года два ее брата, Тользан и Этьен Домергью и ее сестра Тользана публично вели еретическую жизнь в их доме. Это следует понимать в том смысле, что они жили не в одном доме, но в различных домах Совершенных мужчин и женщин бурга. Просто заметим походя, что мы имеем дело с еще одним примером средневекового обычая давать брату и сестре одно и то же имя: Тользан/Тользана и, как мы заметили в предыдущей главе, Бернард Мир/Бернарда Миронетта.

Во времена подполья семейные связи еще более сплотились, подпольные Добрые Мужчины стали жить как можно ближе к своим сестрам-Совершенным, чтобы помогать им и защищать их. В лесу Гизоль, возле Кассес, в 1240 году Совершенный Сикре Аймерик со своими товарищами постоянно пребывал в обществе своей сестры Оренхи Аймерик, которая жила там с двумя socias. Еще один их брат, Гийом Аймерик, остававшийся простым верующим, приносил им овощи и фрукты и коленопреклоненно просил их благословления [4]. Но кюре Сен-Полет, несмотря на бдительность братьев, все же смог позже арестовать в этом лесу трех Совершенных женщин…

[1] Показания Изарна Бокета из Лавора находятся в Ms. 609 de Toulouse, f 235 a и датируются 1244 годом.

[2] Показания Бернара де Кидерс, in ibid f 18 a.

[3] Показания Пьера Дайд перед Феррье, которые будут использованы ниже, находятся в 24 томе Doat, f 127 a - 141 a.

[4] Показания Арнода де Клеранс, из Кассес, в Ms. 609 de Toulouse, f 223 a.

Катары катаризм, Анн Бренон книги, Анн Бренон. Катарские женщины

Previous post Next post
Up