Жан Дювернуа. Религия катаров. Раздел VI. Расколы.

Nov 20, 2008 14:35



Раздел VI.

Расколы

Одной из основных проблем, возникающих в связи с катаризмом, является вопрос о доктринальных различиях. Проблему эту поставили в XIII веке итальянские католические ересиологи,[1]отличающие «тех, кто верит в два начала»[2],  от «тех, кто верит только в одно начало», а среди последних различали еще и тех, кто верит в пердсуществование душ, в благое происхождение Люцифера и его роль демиурга. Первых называли albanenses или albigenses, то есть А, вторых - катарами из Конкореццо (Concorezzo), то есть C, а третьих bagnolenses, то есть Б. Существовала даже табличка, представляющая характерные доктринальные ошибки А, Б и С.


В 1849 г. Карл Шмидт, во время написания своего несравненного труда, ввел разделение между «абсолютным» и «умеренным» дуализмом. Это разделение практикуется и до сих пор.

Долгое время существовало мнение, что вначале существовал умеренный дуализм, а дуализм абсолютный был развитием этой доктрины. Этот тезис, в общем, подтверждается  работами, посвященными «Слову пресвитера Козьмы» против болгарских богомилов. Его хронологическое первенство не вызывает сомнений (Х век); и основываясь на этом тезисе, утверждалось, что появлением абсолютного дуализма в Западной Европе следует считать вторую половину XII века, а, возможно, даже, связать его с миссией Никиты.

Однако, новые открытия и работы, позволяющие представить умеренный дуализм как новость на переломе XII-XIII веков, несколько изменили это мнение.

В 1250 году Райнерий Саккони писал в Summa de catharis: «Существует 16 катарских Церквей (…) Болгарская Церковь, Драговицкая Церковь. Все они происходят от двух последних.» Это, в общем, подтверждает традиционный тезис, особенно в свете того, что Болгария считается примкнувшей к лагерю С (умеренного), а Драговица к лагерю А (абсолютного). Но Саккони добавляет: «Первая часть (катаров) придерживается старинных взглядов, которые исповедовали все катары и альбанисты (albanenses) в 1200-1230 гг.» В Manifestacio (французская рукопись 495 Реймской библиотеки) краткое представление тезисов умеренных предварено фразой: «Появилась среди них недавно одна ересь…»[3] Но эта фраза есть не во всех вариантах рукописи.

Да и Саккони в 1250 году не так уж категоричен. Находясь в центре воображаемых битв и принадлежа в свое время к лагерю С, он так описывает бывших единомышленников:

Следует знать, что первая секта, секта катаров, делится на три лагеря, или три главные секты. Первая - это альбанисты, вторая - «конкористы» (Concorenses), а третья - баньоленсы (Baiolenses). Все они происходят из Ломбардии. Другие катары - из Прованса, Тосканы или Марке, не очень отличаются в своих взглядах от вышеперечисленных катаров, а только от некоторых из них. Все катары согласны в общих взглядах, но разнятся в деталях.[4]

Саккони хранит молчание по поводу немецкой Церкви (несмотря на последник успехи Конрада Марбургского), Церкви Шампани (где 13 мая 1239 г. было сожжено в Монт Эмме 183 катара), фламандской Церкви (где в 1234 г было сожжено их 30), Леонской Церкви, с которой полемизировал Лука из Тюй, зато отмечает, что «альбаненсы» или альбигойцы едины в Церкви Южной Франции (Тулуза, Альби, Каркассон, Ажен), а также заселяют Верону и многие города Ломбардии. К этому следует добавить «также все заморские Церкви» (Восток).

Баньоленсы есть в Мантуе, Брешии, Бергамо, в миланском княжестве (но не очень много), Романии. Ближе к ним стоят катары из марки Тревизо (которых нет в Вероне), Тосканы и долины Сполете. Французы, живущие в Вероне и Ломбардии - тоже баньоленсы. Еще вроде бы сюда относится Церковь Словении (Далмации), о котором Саккони не говорит ничего.

Катары из лагеря Конкореццо распространены по территории всей Ломбардии. Ни одна Церковь полностью не согласна с их доктринами.

Одним словом, из этого всего можно сделать вывод, что  только в первые годы XIII века стали говорить о доктринальных расколах[5], и что существовали они только в Италии. Религиозные споры были там так сильны, что появились даже специфические фракции: одна среди альбанистов (Джованни де Луджио), а другая - среди сторонников школы Конкореццо (Дидье).

Но если даже верить сообщениям о том, что некоторые катарские авторы заходили так далеко, что не рекомендовали своим верным принимать таинства в другой Церкви (по крайней мере, в Италии, то все равно, вопросы космогонии и эсхатологии разделяющие одних и других, не были достаточными, чтобы подорвать единство катаризма как религии. Ни официальная Церковь, ни общественное мнение, ни светские власти никогда не рассматривали его иначе, как единый общественный и социальный феномен. Более, того, скорее всего, об этих теологических расхождениях большая часть верующих даже и не подозревала.

[1]Лангедокские полемисты вальденского происхождения. (Liber antiheresis, Liber contra Manicheos, Ermengaud) знали только альбигойство.

[2]Термин этот появляется впервые в 1177 г, в письме Раймонда V Тулузского.

[3] Ed. Dondaine, Durand… op.cit, p. 70.

[4]Ed. Dondaine, op.cit, p. 64.

[5] Раскол в вопросе о послушании датируется ранее.

Жан Дювернуа. Религия катаров

Previous post Next post
Up