V.2.3. Рай «земли новой».
Целью этого вознесения является рай, который в XIV веке иногда называют «райским садом», однако не обязательно это выражение имеет отношение к Книге Бытия. Земля эта - «новая земля», «уготованная Богом для всех спасенных душ; душа найдет там свое одеяние, или тело (…) и там все ожидают всеобщего спасения».
[1] Трудно представить какое-либо конкретное представление бытия в «земле новой». Автор Анонимного Трактата опирается на библейские авторитеты: «Камни ее - место сапфира, и в ней песчинки золота.» (Иов 28,6); «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3, 13); «Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (Ис. 60, 20); «небесный Иерусалим» - это город «чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21, 18). Это рай, где находится «древо жизни» (Откр. 2, 7). Там можно увидеть «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов» (Откр. 22, 1-2). Короче говоря, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1. Кор. 2, 9).
[2] Сто лет спустя Белибаст говорит, что избранные « в день Суда будут радостно прыгать, как ягнята на траве луговой или на поле».
[3] Но была в этом всем какая-то тайна, известная лишь совершенным.
Создается впечатление, что сдержанность совершенных в описании райских блаженств в окружении авторитетных цитат, породила сильный интерес, но прежде всего клевету, содержащуюся в Manifestatio или в творениии Пьера-де-Во-де Серней. Но не стоит обращать на это внимания, поскольку об этом молчат наиболее информированные авторы, такие как Райнерий Саккони, который сам семнадцать лет был совершенным, а не говорит на эту тему ни слова.
Ясно одно: это бытие является также ожиданием окончательного возвращения всех существ, созданных Богом. Окончательное блаженство наступит только после Страшного Суда, и катары считали, что «никто не пойдет ни в рай ни в ад до последнего дня»
[4]. При этом, конечно, чистилищу в этой системе не было места. Purgatorium negant - это шаблонная фраза католических полемистов.
[1]Manifestatio, ed. Dondaine, Durand de Huesca, op.cit., p.270.
[2] Ed. Thouzellier, op.cit., p.106.
[3]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s.32.
[4]Монета, , op.cit., s.376.