Анн Бренон. Катарские женщины. Ч.3.Окситанские женщины. 12. Продолжение. Обряд Добрых Дам

Jun 10, 2014 22:57


Обряд Добрых Дам

Около половины катарского монашеского клира, упоминавшегося в реестрах Инквизиции на начало XIII века, составляли женщины, Добрые Христианки. Можно даже высказать предположение о том, что процентное соотношение женщин в среде клира совпадало с их процентным соотношением в обществе того времени в целом - и это исключительно важно. Однако если попробовать вычислить по документам, насколько часто женщины появлялись публично, то это соотношение падает до 23 %: подавляющее большинство Христиан, с которыми встречались на улицах, на дорогах или в корчмах, были Добрыми Мужчинами. В деревнях ли, в замках ли, Добрых Мужчин видят постоянно. А вот Добрые Дамы, кажется, ведут более оседлую жизнь. Несомненно - и мы уже это видели - и согласно той же общехристианской средневековой логике, исключавшей женщин из иерархии Церкви, Совершенные Женщины в меньшей степени, чем Совершенные Мужчины, посвящали свою жизнь проповедям и служению. Как правило, они пребывали внутри своей общины, в катарском доме.


Женские катарские общины - христианские монашеские общины, с успехом восполнившие в Лангедоке недостаток католических монастырей, состояли из определенного количества Совершенных Женщин, или, как их называли, Добрых Дам. Они находились под управлением настоятельницы и ее ритуальной компаньонки. Ответственный за управление домом Совершенных Мужчин, или Добрых Мужчин, именовался Старшим. По-видимому, к настоятельнице женского дома слово Старшая не употреблялось. Однако ее обязанности были точно такими же. Эта настоятельница и ее socia были ответственными за материальную и религиозную жизнь дома, а их особенной обязанностью было обучать и готовить к посвящению доверенных им послушниц. Как правило, сами они посвящения не проводили, как мы уже видели в случае с Арнодой де Ламот в Виллемуре, а потом в Лаворе десять или двенадцать лет спустя. Настоятельница Совершенных Женщин и ее компаньонка сами отводили послушниц, как это делал с послушниками Старший Добрых Мужчин, к диакону или Сыну епископа, которые совершали consolament в присутствии одной или даже нескольких общин.

Впрочем, не только обычные Добрые Женщины, но и обычные Добрые Мужчины, как правило, не совершали этих торжественных крещений посвящения, в результате которых хорошо обученные послушники вступали в Церковь, чтобы в свою очередь сделаться проповедниками Церкви. Подобный вид служения был зарезервирован за членами иерархии. Простым Добрым Людям оставалась практика consolament умирающих и каждодневные проповеди. Однако подпольная жизнь, возникшая в результате войн, разрушила этот порядок Церкви, и двойная иерархия клира начала понемногу исчезать, а разница в функциях - стираться. Это означает, что такая разница была основана скорее на практике, чем на принципах: мы уже видели, как consolament посвящения совершают Добрые Христианки в отсутствие хоть какого-нибудь мужского представителя Церкви. Так было с Арнодой и Жорданой в лесной чаще Лантарес.

Во времена лучезарного катаризма - если мне будет позволено определить этим термином период в несколько десятилетий, когда Церковь свободно развивалась, без войн и преследований - Добрые Дамы жили в мире в своих домах. Их регулярно навещал диакон местности со своим товарищем. Тогда он совершал для них apparelhament или servici, своего рода ритуальное и формализированное коллективное покаяние, описание и формулировки которого сохранились в книгах Ритуала катаров, а показания перед Инквизицией говорят нам о том, с какой частотой и как именно оно проходило. Наверное, диакон вполне мог рассказывать им о новостях Церкви. Еще он мог подискутировать с настоятельницей об интерпретации Писания, методике проповедования; чтобы - кто знает? - привлечь в дом ту или иную местную девицу, или обсудить ее возможный брак с тем или иным молодым человеком из семьи добрых верующих. Еще диаконы, конечно же, пользовались случаем, чтобы доставить материалы первой необходимости для работы общины или обсудить перспективы продажи продукции.

Предстали мы пред Господом, и перед вами, и перед орденом Святой Церкви, чтобы пройти службу, принести покаяние и получить прощение всех грехов наших, совершенных на деле, и на словах, в мыслях и поступках, с рождения, и до дня сегодняшнего, и просим милосердия Божьего и вашего, дабы вы молили за нас святого Отца простить нас. [1].

Община Совершенных Женщин также регулярно совершала перед диаконом этот акт покорности Богу, означавший, что все члены общины строго соблюдают требования и запреты Правил. Сама религиозная община - дом Добрых Христианок - была местом, где жили евангельской в полном смысле этого слова жизнью, как, собственно, и монашеской жизнью. Часы и дни отмерялись ритуальными молитвами - Раter: которую имели право произносить только крещенные Христиане; постоянные и многочисленные Adoremus (Поклонимся Отцу, и Сыну, и Святому Духу), а также литургическими практиками. Настоятельница благословляла и разделяла хлеб между всеми Добрыми Дамами, в воспоминание о том, как это делал Христос на Тайной Вечере; Христианки взаимно приветствовали и благословляли друг друга утром и вечером, так же, как и встречаясь с Добрыми Мужчинами, и обменивались поцелуем мира [2].

[1] Полный текст Apparalhament, как он предстает перед нами в Лионском Ритуале на окситан, переведен Рене Нелли в Ecritures cathares, op. Cit., p.212-214..

[2] Это тройное приветствие, именуемое venia в катарских Ритуалах, является именно тем, что инквизиторы называли термином поклонение. Сами верующие, которые приветствовали Совершенных таким образом при встрече, называя этот обряд melhorier. Поцелуй мира Ритуалы именуют caretas - (акт) любви/милосердия. Под Adoremus имеется в виду формула Adoremus Patrem et Filium et Spiritum Sanctum, Поелонимся Отцу и Сыну и Святому Духу, постоянно повторяемая в ежедневной литургии катарских общин.

Катары катаризм, Анн Бренон книги, Анн Бренон. Катарские женщины

Previous post Next post
Up