Раздел V.
Эсхатология
Обращали внимание на то, что Христос не сходил в ад.
[1]Ад по сути является ничем иным, как земным миром. В таком смысле можно сказать, что сходил в Ад, поскольку «пришел в этот мир, чтобы помочь душам, падшим» из-за своих грехов
[2] .
V.1. МЕТАМПСИХОЗ.
V.1.1 Представление о метампсихозе и притча о коне.
Несмотря на то, что обучение долгое время происходило довольно осторожно, вера в метампсихоз была задокументирована во времена еще до крестового похода 1209 г. Аланом Лилльским и Пьером-де-Во-де-Серней
[3].
Подобное обучение мы находим также в признаниях верующих, собранных Инквизицией в Лангедоке. Пьер де Мазероллес, сеньор Гайа (Од), слышал ок. 1228 г. катаров, говорящих, что «душа человека проходит через столько человеческих тел, сколько нужно для спасения».
[4] - Один из жителей Лабеседе (Од) признает в 1245 г., что «слыхал как совершенные говорили, что душа может выйти из тела человека и войти в тело осла»
[5]. Пьер Гарсиас из Тулузы говорил в 1247 г., что «нет чистилища, и пожертвования ничего не дают умершим, и что никто, не исполнивший перед смертью совершенного покаяния, не будет спасен. Духи, которые не могли покаяться в одном теле, если должны быть спасены, переходят в другое тело, чтобы осуществить свое покаяние
[6]. Жительница Тулузы в 1273 г. говорила: «Бог не создает новых духов в детях. У Него было бы слишком много работы… Дух умершего путешествует из тела в тело до того времени, пока не достигнет рук добрых людей».
[7] Упоминаний о метампсихозе очень много в начале XIV столетия в реестрах из графства Фуа:
Когда душа человека выходит из тела, а перед смертью не стала добрым христианином, то вселяется так быстро, как это возможно в другое, какое угодно дело живого существа; в любое, которое встретит, независимо от того, будет ли это тело другого человека, животного или птицы. Когда же душа человеческая выходит из тела, не находит она покоя. Огонь Сатаны, чужого бога, жжет ее всю. А вот когда уже она вселится в тело, то отдыхает и не страдает уже из-за этого огня.
[8] Душа человека, оставив его тело, вселилась в тело коня. Был это конь, который какое-то время принадлежал великому господину. Однажды ночью господин, преследуя своих врагов, ехал на этом коне по скалам и камням; и у коня застряла нога между двумя валунами. С трудом он смог ее вытянуть, и оставил там подкову. Позже, в момент смерти, его душа вселилась в человеческое тело, и человек этот стал добрым христианином. Однажды проходил он с другим еретиком мимо места, где потерял свою подкову, когда был конем, и сказал своему товарищу, что когда был конем, то потерял свою подкову в этом месте. Оба еретика стали искать эту подкову между двумя валунами, и нашли ее. - Этот пример - добавляет дающая показания - очень всех рассмешил.
[9] Если без колебаний говорили, что душа человека может вселиться в тело курицы, то тем более приятным казалось одной бедной женщине из Арьежа (Акс-ле-Терм), что она в прошлой жизни могла быть королевой.
[10] [1]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s.410.
[2]R. Sacconi, op.cit., р. 75.
[3]Op.cit., PL 210, разд. 317; - Historia Albigensis, ed. Guebin-Lyon, I, s 13.
[4]Рук. 609 Тулуза f 125 r.
[5]Ibid f 120 v.
[6]Ed. Douais, op.cit. s. 100.
[7]Doat XXV, f 43 r.
[8]Jacques Fournier, op.cit., t. III, s. 221.
[9]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 408.
[10]Реестр Жоффре д'Абли, f 18 r, 19 v.