Совершенная и Добро
Но реестры Инквизиции показывают нам и то, как иногда аргумент катарского дуализма мог оттолкнуть счастливую мать или женщину в интересном положении. Таков пример Эрмессенды Вигюйе, верующей из Камбиака, что в верхнем Лаурагэ. Она была беременна, и однажды перед всем миром и к великому воодушевлению соседок, не особо дипломатически искушенные, плохие психологи или просто несколько раздраженные Совершенные - без сомнения, катарские «ханжи», существующие во всех религиях - итак, эти Совершенные заявили ей, что она носит во чреве демона… Интеллектуально это все можно объяснить, потому что хорошо известно, что для катаров Бог не создавал тел, и что фетус - не что иное, как просто тело. Однако сказанное настолько глубоко шокировало Эрмессенду, что она после этого перестала верить в то, что проповедуют Добрые Христиане, которые ей такое сказали, и, естественно, вернулась к своей римской вере. Этому воспротивился ее муж, который даже, как она рассказала инквизитору, угрожал ей и побил ее, потому что она не хотела больше хорошо относиться к Добрым Людям
[1].
Как мы уже видели, Добрые Христиане и Добрые Христианки давали, по сути, монашеские обеты при вступлении в Церковь. Среди этих обетов был и обет целомудрия, который приносили все христианские монахи и монахини. И так же, как и в католической практике, супруг или супруга послушника или послушницы, если последние еще пребывали в браке, освобождали их от супружеских обязательств. Однако, если такие случаи были достаточно редки (но теоретически возможны) в католической Церкви, они были распространены в катарской, и мы очень часто видим, как пожилые пары, имеющие наследников, вместе отдавались Богу и Евангелию, по ритуальному выражению, и завершали свою жизнь: он - в доме Совершенных мужчин, а она - в общине Совершенных женщин.
Сохранились упоминания о многочисленных призваниях такого типа, воспоминания о женщинах, чаще всего благородного происхождения, достойно удалявщихся в дома Церкви, в то время, как их мужья оставались в миру, и приходили торжественно или тихо и по-семейному их навещать. Так поступил сам граф де Фуа, Роже Бернар, который всегда регулярно навещал свою жену Филиппу, ставшую Совершенной и поселившуюся в Дюне, как и свою сестру Эксклармонду, управлявшую домом Совершенных в Памье.
Обет целомудрия, конечно же, был абсолютным, как и все обеты катарского клира. Он был абсолютным до такой степени, что между Совершенными обоих полов, поцелуй мира совершался через посредство Книги, а не путем двойного ритуального поцелуя «в лицо», то есть в губы, согласно практике раннего христианства, все еще применяемой в православной Церкви. Это делалось для того, чтобы до минимума уменьшить риск искушения, К тому же, Христиане и Христианки, во время своих собраний, встреч или совместных трапез, даже не садились на одну лавку, во избежание искушения (мы все еще говорим сегодня «не искушай судьбу»).
С точки зрения обрядности, обет целомудрия катарского клира не отличался от обетов целомудрия католических монахов. И не больше, чем последний был угрозой для выживания человечества. Мы еще к этому вернемся, поскольку аргумент этот стал «общим местом», красной нитью в изложении католической историографии, постоянно заявляющей об опасности дуалистической ереси. А что касается именно женщин, весьма примечательно то, что большое количество Совершенных женщин у катаров приходило в Церковь и принимало обет целомудрия, достигнув весьма почтенных лет. То есть они это делали после того, как вышли замуж и дали жизнь многочисленным потомкам. В то время как пропорция посвященных девственниц, несомненно, была более многочисленна среди легиона католических монахинь. В любом случае, наиболее важным является то, что целомудрие катарского клира не представляло реальной угрозы для европейской демографии.
Точно так же стоит отметить, что космогония катаров, видевшая в каждой человеческой душе Божьего ангела, который когда-нибудь вернется в небесную родину, развивалась с течением времени, и, в конце концов, пришла к признанию существования достаточного количества последовательных воплощений одной и той же души. Поэтому она считала, что когда «времена завершатся»,.все души будут приведены к Спасению. Вследствие этого достаточное количество новых тел и новых рождений было необходимостью.
О поле ангелов
У катаров Христианка была равна Христианину: духовное крещение, которое она получала «через возложение рук Добрых Людей»,.и в том числе в случае крайней необходимости, рук Добрых Женщин, имело одну и ту же ценность. Христианка у катаров была избавлена от зла, она уже принадлежала к миру Добра, с которым окончательно воссоединялась после смерти своей последней телесной тюрьмы. А тем временем ей следовало жить по правилам Евангелия, посвящая себя распространению Слова Божьего и примера апостолов. Конечно, как мы уже видели, в священнической иерархии катарской Церкви, как и Римской Церкви, женщин не было. Ни женщины-епископа, ни диаконисы. Совершенная, управлявшая домом, соответствовала чину игуменьи или аббатисы в католической общине. Тем не менее, бесспорно, катарская Церковь представляла собой для средневековой женщины, особенно в Окситании, широко открытые ворота в духовные приключения и более достойную жизнь.
- А вот здесь стоит вспомнить, что однажды проповедовал Белибаст, обращаясь к Пьеру Маури… Он говорил, что женщины, которые умирают Добрыми Христианками, перед тем, как вступить в Царство Божье, становятся мужчинами… Конечно, он хотел этим сказать, что нематериальным «телам славы» ангелов Божьих, таким, каковы они были в небесах до падения, и которое они обретут после личного и окончательного Спасения, присущи, ни много, ни мало, маскулинные атрибуты…
- Жан Дювернув видел в этом явный отпечаток оригенизма…
- Ну, в этом можно также увидеть отголосок христианского гнозиса, в особенности маркионизма. Но я думаю, что бедный Белибаст был просто неосознанной жертвой доминирующей культуры того времени… Как, впрочем, мог быть и Ориген за несколько столетий до него. В любом христианском контексте всегда существует отзвук запоздалой мизогинии
[2]…
[1] Id. F 239 b. Мы еще будем иметь возможность неоднократно на этих страницах возвращаться к случаю Эрмессенды Вигюйе.
[2] Стоит также заметить, что Белибаст проповедовал и кое-что противоположное. Например, что consolament, уделенный Христианкой, тот же самый, имеет ту же ценность, что и уделенный Христианином. См. главу 25 (Последнее слово Белибаста).