Верующая и плоть
Идеи, которые катарская Церковь пыталась продвигать в области репродукции и контрацепции, были неоспоримо более благоприятны в условиях, в которых находились средневековые женщины...
Средневековая женщина была обременена многочисленными родами: можно даже счесть - и мы это видим - что такая гиперплодовитость, не сдерживаемая и не умеряемая никакой контрацепцией, являлась в очень высокой степени причиной женской смертности того времени. Но фактически, от недостатка гигиены и ухода страдал прежде всего новорожденный ребенок. Женщины рожали почти ежегодно, начиная приблизительно с восемнадцати лет, и при этом выживал в среднем один ребенок из четырех.
Католическая доктрина в области репродукции следовала библейскому выражению «плодитесь и размножайтесь». Действительно, христианский брак имел целью «основание семьи», а репродукция была единственным оправданием, единственным мотивом плотского акта. И только воздержание, рекомендуемое христианскому народу во время Великого Поста и в дни религиозных праздников, могло дать какой-то отдых или передышку католической супруге и матери. Катарская же Церковь не налагала никаких правил в этой области, и кроме того, рассматривала эту проблему с точки зрения абсолютно иной логики. Конечно, она не запрещала своим верующим никаких плотских актов, и совершенно не собиралась «обрекать человечество на уничтожение», как все еще можно прочесть в некоторых плохих книгах. Просто ее доктрина в области животной или механической репродукции этих обреченных на гибель тел, вышедших из небытия и зла, не несла на себе никакого отпечатка знаменитого ветхозаветного «плодитесь и размножайтесь».
Разумеется, всякая практика контрацепции жестко запрещалась Римской Церковью, поскольку всякий телесный акт считался греховным, если он не совершался между двумя супругами с четкой целью деторождения. И, естественно, аборты осуждались еще более серьезно, поскольку они ассоциировались с черной магией. «Мудрые женщины» на протяжении многих столетий становились жертвами самых серьезных подозрений в этой области со стороны церковных властей. А профессия врача вплоть до современной эпохи чрезвычайно редко была доступна женщинам, в том числе и по причине фантазий монахов и скрытых маскулинных страхов перед отравительницами, а еще более перед «мастерицами абортов»… Но не будем будить спящих демонов - тем более, что, как говорится, они никогда крепко не спят - и ограничимся утверждением, что в самый разгар Средневековья катарская Церковь не устрашала адом, в который она не верила, своих верующих женского пола, пытавшихся прервать одну из своих бесконечных беременностей.
С точки зрения беременной женщины-католички, ребенок, которого она носила, представлялся ей творением Божьим, душой и телом. Но если эта беременная женщина была катарской верующей, то она, без сомнения, знала, что формирующееся в ней тельце, как и ее собственное тело, - всего лишь плащ из кожи, созданный дьяволом, чтобы заключать туда похищенных ангелов Божьих… Она представляла себе, что только в момент рождения, а, скорее всего, с первым криком, душа оживляет это материальное тельце и делает из него полноценное человеческое существо. Это божественная душа, то есть одна из душ, падших из Царства Добра,. Однажды она, возможно, после других воплощений, вернется туда… Но до рождения это формирующееся существо было для нее всего лишь плотью, вышедшей из небытия и обреченной на небытие. Можно представить себе, насколько эта разница во взглядах могла облегчить христианскую совесть бедной женщины, изнуренной родами и поставленной перед искушением возможного аборта. Но это, разумеется, абсолютно не означает, что когда-либо кто-либо из катарских Добрых Людей, для которых любое убийство, даже животного, было грехом, мог непосредственно поощрять ту или иную из своих верных на добровольное прерывание беременности.