10
ДВОЯКИЙ ФЕМИНИЗМ
Я слышал, как эти еретики говорили, что души мужчин и женщин одни и те же самые, и между ними нет никакой разницы, но всякая разница между мужчиной и женщиной - в их телах, деле Сатаны. И потому, когда души мужчин и женщин покидают их тела, между ними тоже нет никакой разницы
[1].
Прочтем вслух свидетельство Пьера Маури, которого мы привыкли называть - вслед за Жаном Дювернуа? а, может, Эммануэлем Ле Рой Лядюри? - «славным пастухом из Монтайю». Прочтем это на фоне прозрачной серости фотоснимков, сделанных в земле д'Айю в сентябрьских туманах.
- Впитай в себя этот туман. Дорога упирается в маленькую романскую церковь, различимую в тумане, размеры которой не изменились с тех пор, когда кюре Пьер Клерг возвращался в деревню, отслужив мессу и думая о свидании с Беатрис. Почему бы не вообразить его в тумане - этого «чертова попа», ни католика, ни катара, - его маленькую смуглую фигурку (потому что мы знаем, что он был маленького роста); то, как он идет, спрятав руки в тепло просторного плаща? И вот здесь, в этих высоких горных травах, может, на перекрестке этой самой дороги, ведущей к домам, к террасам замка - представим, как звучал здесь голос Пьера Маури в туманах его края.
Единственная разница между мужчиной и женщиной - в их плоти…Тихий голос разума, звучащий в разгар Средневековья. Афоризм из Монтайю. Он такой же, как все эти чрезвычайно важные религиозные представления, через которые трудно, как говорится, «прорваться» - как текстуально, так и образно, современному читателю.
- То, что этот славный пастух из Монтайю, - простой верующий необразованный горец - смог объяснить своему инквизитору, не смогла сделать Добрая Христианка Арнода, которая провела в лоне катарской Церкви более двадцати лет своей короткой жизни. А ведь она воспитывалась среди лучших клириков Тулузской иерархии, в те времена, когда их доктрина была вскормлена самыми учеными проповедями. Но ни разу Арнода не сказала ни единого слова их этих проповедей ни брату Феррье, ни Бернарду де Ко… И это как минимум очень печально!
- Разумеется, ведь в середине XIII века Инквизиция занималась только вытягиванием имен подозреваемых и поощрением доносов.
- Конечно, более-менее ясно, что Арнода проповедовала, но можно только вообразить себе, что именно она проповедовала, в свете катарских трактатов ее времени и свидетельств о проповедях ее далеких преемников начала XIV века, тех, кого цитирует Пьер Маури.
- Однако в начале XIV века больше не было Совершенных женщин, слишком трудные наступили времена. И ни одна Христианка никогда не объясняла причин своего религиозного вовлечения, даже если предположить, что она могла бы сделать такой четкий и сознательный анализ. Одним словом, мы все время возвращаемся к одной и той же проблеме. Может, это ложная проблема?
Катарский эгалитаризм
Попробуем-ка вытянуть на свет, используя наш здравый человеческий - и даже женский - смысл, великие и малые причины: практические, интеллектуальные, скрытые, явные, экзальтированные, успокаивающие или трудные, благодаря которым женщины шесть или семь столетий тому доверяли свою жизнь и надежды катаризму. Все эти причины, которые, впрочем, разделяли с ними и мужчины… Тому самому катаризму, который мы знаем почти в совершенстве по его теоретическому учению, практике религиозной жизни, церковной организации, способу евангельской экзегетики и даже социологии, по крайней мере, в пределах Окситании. Но где та тонкая и неуловимая нить, связавшая с катаризмом желания всех этих на первый взгляд обычных существ, всех этих женщин - и всех этих мужчин, их мужей, которых показывает нам эта социология? Где таится этот камень преткновения, разрыв, трещина в реальности?
Теоретическое учение катаризма говорит о том, что все души людей - ангелов, павших с Божьего неба и созданных Им - являются «благими и равными между собой», и что только дьявол создал разницу в телах. Значит, только тела несут знак неравенства - признаки пола. Не существует специфически женских и специфически мужских душ. Впрочем, мы знаем, что катарские проповедники могли прибегать к аргументам «равенства по случаю», связанным с переселением душ. Этим они добивались симпатий слушателей. Гильельма Гарсен из Акс-ле-Терм вспоминает перед инквизитором Жоффре д'Абли, что ее подруга Сибилла Бэйль (которая могла бы быть Совершенной, но в те времена уже ни одна женщина больше не осмеливалась на это; но в любом случае, она верно и преданно служила последним Совершенным до такой степени, что саму ее сожгли) - так вот, она говорила Гильельме Гарсен, обучая ее, что в предыдущем существовании та могла быть королевой… или нищенкой
[2].
«Метафизический» эгалитаризм верований катаров представляет собой автоматическое переселение душ, практически без всякой цели и значения, и в этом оно отличается от реинкарнаций индуистской Кармы. Этот эгалитаризм играл важную роль в социальном плане, особенно в области взаимоотношений между полами. Общество, идеологический порядок которого все еще находился в рамках феодального мира, ставило новые вопросы. И возможно, среди его членов, обладавших наибольшим воображением, стали процветать идеи о том, что рождение в том или ином сословии является не окончательным, а всего лишь делом случая, и что в следующий раз карты могут лечь совершенно иначе. Например, высокомерный горожанин, занимающийся обменом и отдающий деньги в рост, мог оказаться в люльке пастуха, а какой-нибудь нищий, сидящий на паперти церкви, в следующей жизни мог родиться бароном…
Все души созданы благими и равными между собой… Просто некоторые уже пробудились, а другие, большинство, все еще спят, и разумеется, никто не может доказать, что в семье душа мужа имеет какое-либо преимущество перед душой его супруги. Когда рыцарь, хороший еретический верующий, встречал на своем пути Добрых Христианок, то он спешил сойти со своего боевого коня, чтобы трижды совершить перед ними земной поклон, даже если перед тем, как получить духовное крещение, они были простыми крестьянками.
[1] Показания Пьера Маури перед Жаком Фурнье в книге Жана Дювернуа, Реестры Инквизиции, с. 999.
[2] Показания Гильельмы Гарсен в Annette PALES GOBILLIARD, l’Inquisiteur Geoffroy d’Ablis et les cathares du comte de Foix, 1308-1309. Paris, C.N.R.S., 1984, p/198-199. Я достаточно много рассказываю о Сибилле Бэйль в главе 23 (Непримиримая).