А 2 ПАДЕНИЕ СОГЛАСНО ИТАЛЬЯНСКИМ «УМЕРЕННЫМ».
Чтобы сопоставить схему падения согласно некоторым итальянским катарам с предыдущими схемами, следует вначале коротко представить систему «умеренной» Церкви.
Прежде всего, речь идет о тех, которых De heresi catharorum in Lombardia
[1] называет «второй группой», то есть школу из Баньоло (Калояна) и Конкореццо (Гаратуса); с другой стороны - катаров флорентийской школы, двое из приверженцев которой публично исповедали свою веру в 1229 г.
[2] De heresi catharorum
Флоренция
Злой дух о четырех лицах, нерожденный
Два начала
Люцифер, ангел, прибывает, чтобы увидеть его и соблазняется
Дьявол вступает на небо, чтобы соблазнить ангелов. Люцифер, соблазненный, падает вместе с ангелами.
Вновь является в небо и увлекает за собой ангелов. Злой дух и Люцифер не могут разделить элементы. Бог дает им ангела.
Добрый ангел нисходит, чтобы искупить Люцифера
Люцифер и злой дух разделяют элементы по соизволению Божьему. Люцифер создает человека из глины и заключает в его теле ангела, хватая его за горло.
[3] Люцифер и дьявол создают мир по Божьему соизволению. Люцифер создает человека и заключает в него ангела итд.
Подобие обеих схем не оставляет сомнений, как и их противостояние с предыдущими. Правда, это не касается начал. Spititus nequam, дух зла из De heresi. «не имел начала и, не способный к творению, обитал в хаосе
[4]. Флорентийцы, со своей стороны, без обиняков говорят о «двух началах». Правда, стоит подчеркнуть, что в обоих случаях речь идет о теологических изысках, а не о проповедях для публики, а один из обращенных флорентийцев утверждает, что ему неизвестно большинство из того, что говорит другой.
Однако в данном случае количество начал не имеет значения по отношению к основной структуре системы, и не стоит впадать в заблуждение, опираясь исключительно на этот критерий при определении, к примеру, Церкви Баньоло.
Из-за недостатка конкретной информации, согласно которой сторонники этой Церкви должны были бы верить в творение благого Бога через разделение элементов, а прежде всего в воплощение в человеке одной небесной души, можно утверждать только один факт - что название школы Калояна соединено в De heresi catharorum с именем Гаратуса и данный документ считает что система Калояна была раньше системы Гаратуса.
[1] Изд. Донден, , op.cit., р. 310, прим. 260. Взгляды Баньоленсов делятся на три группы: «Первые принимают те, которых придерживаются сторонники Конкореццо; вторые - те, что Альбаненсы; а еще иные держатся середины. Эти последние признают только одно начало» (Ансельм Александрийский, изд. Донден, La hierarchie cathare en Italie, II, Arch. FF. Praedicatorum, t. XX, 1950, p 313).
[2]Изд. Guiraud, Histoire de l’Inquisition au moyen age. T. II, p. 456-457 (Архивы Флоренции, Фонды Санта-Мария Новелла).
[3] Мотив, взятый из экзегетики Мк. 18, 28.
[4] Донден, op.cit., ibid. : fuit sine principio et manebat in hoc chaos, nullam habens potestatem creandi.