Жан Дювернуа. Религия катаров. Приложение I. Oкончание

Oct 03, 2008 22:10



А 2 ПАДЕНИЕ СОГЛАСНО ИТАЛЬЯНСКИМ «УМЕРЕННЫМ».

Чтобы сопоставить схему падения согласно некоторым итальянским катарам с предыдущими схемами, следует вначале коротко представить систему «умеренной» Церкви.

Прежде всего, речь идет о тех, которых De heresi catharorum in Lombardia[1] называет «второй группой», то есть школу из Баньоло (Калояна) и Конкореццо (Гаратуса); с другой стороны - катаров флорентийской школы, двое из приверженцев которой публично исповедали свою веру в 1229 г.[2]



De heresi catharorum

Флоренция

Злой дух о четырех лицах, нерожденный

Два начала

Люцифер, ангел, прибывает, чтобы увидеть его и соблазняется

Дьявол вступает на небо, чтобы соблазнить ангелов. Люцифер, соблазненный, падает вместе с ангелами.

Вновь является в небо и увлекает за собой ангелов. Злой дух и Люцифер не могут разделить элементы. Бог дает им ангела.

Добрый ангел нисходит, чтобы искупить Люцифера

Люцифер и злой дух разделяют элементы по соизволению Божьему. Люцифер создает человека из глины и заключает в его теле ангела, хватая его за горло. [3]

Люцифер и дьявол создают мир по Божьему соизволению. Люцифер создает человека и заключает в него ангела итд.

Подобие обеих схем не оставляет сомнений, как и их противостояние с предыдущими. Правда, это не касается начал. Spititus nequam, дух зла из De heresi. «не имел начала и, не способный к творению, обитал в хаосе[4]. Флорентийцы, со своей стороны, без обиняков говорят о «двух началах». Правда, стоит подчеркнуть, что в обоих случаях речь идет о теологических изысках, а не о проповедях для публики, а один  из обращенных флорентийцев утверждает, что ему неизвестно большинство из того, что говорит другой.

Однако в данном случае количество начал не имеет значения по отношению к основной структуре системы, и не стоит впадать в заблуждение, опираясь исключительно на этот критерий при определении, к примеру, Церкви Баньоло.

Из-за недостатка конкретной информации, согласно которой сторонники этой Церкви должны были бы верить в творение благого Бога через разделение элементов, а прежде всего в воплощение в человеке одной небесной души, можно утверждать только один факт - что название школы Калояна соединено в De heresi catharorum с именем Гаратуса и данный документ считает что система Калояна была раньше системы Гаратуса.

[1] Изд. Донден, , op.cit., р. 310, прим. 260. Взгляды Баньоленсов делятся на три группы: «Первые принимают те, которых придерживаются сторонники Конкореццо; вторые - те, что Альбаненсы; а еще иные держатся середины. Эти последние признают только одно начало» (Ансельм Александрийский, изд. Донден, La hierarchie cathare en Italie, II, Arch. FF. Praedicatorum, t. XX, 1950,  p 313).

[2]Изд. Guiraud, Histoire de l’Inquisition au moyen age. T. II, p. 456-457 (Архивы Флоренции, Фонды Санта-Мария Новелла).

[3] Мотив, взятый из экзегетики Мк. 18, 28.

[4] Донден, op.cit., ibid. : fuit sine principio et manebat in hoc chaos, nullam habens potestatem creandi.

Жан Дювернуа. Религия катаров

Previous post Next post
Up